80
81
82
84
спецтехникаВОЕННАЯ ЗАКАЛКАГен живучести, привитый по заданию вооруженных сил России тверскому экскаватору ЕА-17К, позволяет эффективно эксплуатировать эту машину в жестких условияхДембельТ чения» для российских перевоз-ермин «техника двойного назна-чиков и компаний, эксплуатирующих специальную и дорожную технику, не нов. На базе разработанных для армии машин в России давно производятся гражданские версии спецтехники, привлекающие потребителя выносливостью, надежностью, качеством. Яркий тому пример – экскаваторы на автомобильном шасси тверского завода ТВЭКС, входящего в подразделение «Спецтехника» «Группы ГАЗ». В войсках и гражданских автоколоннах хорошо известны экскаваторы ЭОВ-3521М, которые базировалисьРЕЙС НОЯБРЬ 2010на лучшем по проходимости и живучести вездеходном шасси «Урал» 4320-1058-31. Их серийное производство стартовало в 1996 году прошлого века. Годом рождения ЭОВ-3522 считается 2007-й. Получив заказ министерства обороны на разработку экскаватора на полноприводном шасси КАМАЗ-53501, заводчане не преследовали цель создать замену проверенному временем ЭОВ-3521М на шасси «Урал». Задача стояла иная – спроектировать спецтехнику, которая являлась бы следующей ступенью развития экскаваторной техники на автомобильном шасси.В 2008 году на свет появился экскаватор ЭОВ-3522. Машина прошла жесткие государственные испытания на полигоне НИИИ 21 автобронетанковой техники (г. Бронницы). На ее основе и была изготовлена гражданская модификация экскаватора, получившая имя ЕА-17К. Поскольку войсковая машина не вписывалась в действующие нормы по токсичности выхлопа, заводчане переставили надстройку на ее брата-близнеца шасси КАМАЗ-43118, соответствующее принятым в России требованиям по экологии. При этом никаких дополнительных работ по адаптации и привязке рабочего оборудования проводить не потребовалось, и все оригинальные технические решения были успешно перенесены на гражданское шасси.80ФОТО ФИРМЫ-ИЗГОТОВИТЕЛЯ Тормозные механизмы – барабанныеОдноковшовый войсковой экскаватор ЭОВ-3522 на полноприводном шасси КАМАЗ-53501 практически близнец гражданской машины ЕА-17К Технические характеристики Параметры ходового устройства Минимальный радиус разворота по внешнему колесу, мм Ширина по аутригерам (в рабочем положении), мм Типоразмер шин Тип трансмиссии Скорость передвижения, км/ч Параметры рабочего оборудования Длина стандартной стрелы, м Длина стандартной рукояти, м Объем стандартного ковша, м3 Угол поворота ковша, град. Максимальное усилие при копании ковшом, SAE, кН (кгс) Максимальное усилие при копании рукоятью, SAE, кН (кгс) 11 600 3510 425/85R21 механическая 90 4,15 1,96 0,65 166 6500 5700 Габаритные размерыБалансирная подвеска задней тележки на мощных многолистовых рессорахКак и у войсковой машины, на раме гражданского шасси лежит оригинальная, плоская безлонжеронная накладная рама, на которую монтируется поворотная платформа экскаваторной установки. Она состоит из двух металлических листов: основного, верхнего, толщиной 16 мм и нижнего толщиной 12 миллиметров, между ними вварены ребра жесткости. Этот слоеный пирог покрывает собой раму автомобильного шасси до самой кабины и крепится к лонжеронам посредством длинных стальных шпилек. Как показали ходовые испытания, такой мощный силовой элемент значительно разгружает раму шасси во время работы экскаваторной установки. На прежних версиях экскаваторов накладная рама закрывала лишь часть рамы шасси, над которой стояла экскаваторнаяОсобая геометрия рабочих органов позволила уменьшить транспортные габаритыНОЯБРЬ 2010 РЕЙС 81 спецтехникаФОТО АНДРЕЯ МАХОТИНАТехнические характеристики* Эксплуатационная масса, т 17,7 Емкость стандартного ковша, SAE, м3 0,65 Мощность двигателя, кВт 59,6 Максимальная скорость 90 передвижения, км/ч Двигатель (силовая установка) Двигатель, модель Д-243С-286 Класс экологичности, Tier 1 Мощность двигателя/частота 59,6/2200 вращения, кВт/об/мин Максимальный крутящий момент/ 290,4/1400 частота вращения, Нм/об/мин Число цилиндров 4 Рабочий объем, л 4,75 Удельный расход топлива, г/кВт ч 220 Гидравлическая система Производительность насосной 264(120+120+24) установки, л/мин. Номинальное давление 28+2 в силовой гидросистеме, МПа Тип гидросхемы дроссельная Параметры поворотной платформы Наибольшая частота вращения 6 поворотной платформы, об/мин Емкость гидросистемы 320 (включая гидробак), л Емкость гидравлического бака, л 250 Емкость топливного бака, л 125 Масса противовеса, кг 225 * ЕА-17КГражданская версия экскаватора отличается от военной не только цветом, но и наличием импортных деталей, взаимозаменяемых с отечественными Параметры рабочего оборудования Длина стандартной стрелы, м Длина стандартной рукояти, м Объем стандартного ковша, м3 Угол поворота ковша, град. Максимальное усилие при копании ковшом, SAE, кН (кгс) Максимальное усилие при копании рукоятью, SAE, кН (кгс) 4,15 1,96 0,65 166 6500 5700Правая дверка капота. Отсек системы охлаждения и гидрораспределителяЗадняя дверка капота. Отсек предпускового подогревателя двигателяЧерез верхний капот открывается доступ в отсек силовой установкиустановка. Помимо уникальной рамы экскаватор получил рабочие органы с измененной кинематикой, благодаря которой рукоять плотно поджимается к стреле и рабочий инструмент, опираясь ковшом на подставку, полностью умещается за кабиной шасси. Такое техническое решение позволило уменьшить транспортные габариты машины. Рабочее оборудование экскаватора, установленное в транспортное положение (на подставку за кабиной), не препятствует откидыванию кабины автомобильного шасси для обслуживания силовой установки и агрегатов. Управление аутригерами опорного контура ЕА-17К осуществляется из кабины экскаваторной82 РЕЙС НОЯБРЬ 2010установки, что позволяет оператору, отталкиваясь от земли ковшом, на несколько метров передвигать машину по мере выполнения земляных работ. Коробка передач шасси при этом, естественно, должна находиться в «нейтрали», а рулевое колесо – в положении прямолинейного движения. В экстремальных случаях экскаватор допускает кратковременную работу без установки опорного контура, однако шины, рессоры и другие детали подвески автомобильного шасси при этом будут принимать значительные нагрузки, которые могут привести к выходу их из строя. Мало того, лишенная устойчивости, машина начнет раскачиватьсяГидрораспределитель ГР-520 спецтехникаРабочие зоны Технические возможности экскаватора ЕА-17К делают машину привлекательной как для работ в коммунальной сфере, так и в строительствеОбъем стандартного ковша экскаватора 0,65 кубических метраДля улучшения вентиляции кабины оператора предусмотрен люкЛобовое стекло кабины закрывает решетка безопасностиИнтерьер кабины по функциональности не уступает импортным аналогами крениться, что не позволит экскаватору работать с максимальной производительностью, а при неумелых действиях оператора это может привести к опрокидыванию.Золотая опцияОт военного брата гражданскому экскаватору досталась ценная опция – система аварийного складывания, которая позволит привести рабочее оборудование в транспортное положение при выходе из строя двигателя или насоса привода гидросистемы экскаваторной установки. Для того чтобы в экстренном случае подать в гидросистему масло, инженеры оснастили экскаватор резервным маслонасосом84 РЕЙС НОЯБРЬ 2010малой производительности, который приводится в действие от шестерен коробки отбора мощности автомобильного шасси. На его подключение к масляной магистрали уходят считанные минуты. В качестве основного насоса резервный, разумеется, использоваться не может. Сложив рабочее оборудование, машина своим ходом доберется до ремонтной базы.Просто, известно, доступноС ремонтом и обслуживанием экскаваторов ЕА-17К проблем не возникнет. Дилерская сеть «КАМАЗа» одна из самых разветвленных в России. В крайнем случае за помощью можно обратиться к военным. На армейскихскладах запчасти есть всегда и в нужном количестве. Это касается и экскаваторной надстройки – военный экскаватор отличается от гражданского цветом и некоторыми комплектующими. Для войсковой машины применение импортных деталей и узлов в конструкции недопустимо, в то время как в гражданских могут использоваться импортные компоненты. Мало того, ЕА-17К унифицирован с самоходными машинами ТВЭКС, например, популярной ЕК-12. То есть если в вашей колонне есть тверская техника, то номенклатуру запасных частей можно не расширять.Никита Федюнин