48
49
50
51
52
54
55
56
57
автомобилиСРЕДНИЙ ТОННАЖ48РЕЙС ДЕКАБРЬ 2010 HYUNDAI HD120НИКОЛАЙ МОРДОВЦЕВ заместитель главного редактораГЕННАЯ ИНЖЕНЕРИЯЕсли посмотреть на карту, Корея находится между Японией и Китаем, расположена ближе к США, чем к Европе. Та же ситуация с конструкцией и ценой южнокорейских среднетоннажников Hyundai HD120тот «кореец» – типичный среднетоннажный грузовик, предназначенный для городских, пригородных и региональных перевозок различных грузов. У себя на родине шасси Hyundai HD120 используется не только для установки бортовых тентованных платформ или разнообразных фургонов – на их основе делают самосвалы для работы на небольших строительныхЭобъектах. Для коммунального хозяйства HD120 оборудуют различными специализированными надстройками, существуют автомобили с цистернами. В сцепке с тентованным прицепом ему по силам перевезти 60-70 кубов не очень тяжелого груза или доставить с десяток легковых автомобилей на автовозе. Вот только седельных тягачей из HD120 не делают. Теоретически в обозначении всех коммерческих автоДЕКАБРЬ 2010 РЕЙС 49 автомобилиСРЕДНИЙ ТОННАЖГабаритные размеры, мм А B C 3795 1620 6970 4895 2170 8620Этот мусоровоз на шасси Hyundai HD120 изготовлен в РоссииЭвакуатор российского производства перевезет и груженую «ГАЗель»Такая надстройка на Hyundai HD120 тоже российского производстваУ полноприводного пожарного Hyundai применены другие ведущие мостыТаких «чудных» фургонов у нас не делают, но их полно в Японии и КорееЗдесь изменилась развесовка: добавилась нагрузка на передний мостСнежные зимы бывают и в Южной Корее – дорожников выручает Hyundaiмобилей Hyundai заложена их полная масса. Допустим, у Hyundai HD45 (есть и такой грузовичок) она равна 4,5 тонны, а Hyundai HD120 – соответственно, 12-тонный среднетоннажник. Это одна из самых распространенных в мире весовых категорий грузовика. Интересно, что у корейцев начиная с HD370 и далее почему-то наметилось некоторое несоответствие цифрового обозначения и возможностей. К примеру, грузовики Hyundai HD500 или Hyundai HD1000 имеют массу гораздо меньше 50 или 100 тонн. Однако у Hyundai HD120 полная масса даже больше декларируемой – 12 400 кг. Все коммерческие автомобили Hyundai Motor Corporation производят на заводе в городе Чонджу, недалеко от Сеула. Годовой объем производства – около 100 000 автомобилей в год. Из них 12 тысяч – автобусы различных моделей, в том числе и туристические, а 88 тысяч – грузовики грузоподъемностью от 2,5 тонны и выше. В основе этих весьма солидных количественных и качественных показателей – лицен50 РЕЙС ДЕКАБРЬ 2010зии и технологии, полученные корейцами в начале 90-х годов от компании Mitsubishi, хотя сотрудничество с японцами началось еще раньше. В России официальным дистрибьютором коммерческой техники Hyundai является компания «Хёндэ Ком Транс Рус». Пик продаж модели HD120 пришелся на 2008 год, тогда российские номера получили 500 грузовиков. 2009 год оказался провальным из-за кризиса, но сейчас спрос уже превысил предложение, и продажи 2010 года планируются на уровне 400 автомобилей. Хотя и так у Hyundai HD120 выбор модификаций невелик, ООО «Хёндэ Ком Транс Рус» отбирала для экспорта в Россию наиболее востребованные варианты шасси. Мы же постараемся познакомить наших читателей со всеми возможными модификациями этого автомобиля.ДвигательНа Hyundai HD120 установлена рядная «шестерка» D6DA объемом 6,6 литра, размерностью 109х118 мм, мощностью 225 л. с. при 2900 об/мин и моментом650 Н.м. «Полка» крутящего момента начинается с 1700 оборотов. Казалось бы, если компания Hyundai имеет свое моторное производство и широкую гамму двигателей, есть смысл унифицировать рядную «четверку» от моделей HD65 или HD72 с шестицилиндровым мотором HD120. Подобный ход ради оптимизации расходов распространен у многих известнейших производителей двигателей. Однако у Hyundai эти дизели разные. Отметим, что на современных европейских среднетоннажниках, тех, что полной массой 12 000 кг, шестицилиндровый дизель – большая редкость. Обычно обходятся более легкой «четверкой» на 4,25-4,75 литра, при этом мощностью около 200 сил. Уровень форсировки европейских дизелей выше, чем у этого «азиата». Оно и понятно: дизель HD120 не из самых современных. Знатоки корейских грузовиков (а их совсем немного) утверждают, что мотор Hyundai HD120 «один в один» с двигателями KIA, при этом возрастом более чем 15 лет. Реклама автомобилиСРЕДНИЙ ТОННАЖМнениеСЕРГЕЙ АКСЕНОВ Генеральный директор ООО «Кватро» холдинга «Беллиген», Москва – Наша транспортная компания занимается доставкой слобоалкогольных напитков, соков и продуктов в крупные магазины Москвы и Московской области. Кроме того, у нас есть филиалы в Питере, Твери и Астрахани, куда тоже ходят из Москвы наши машины. Еще в 2004 году мы решили заменить имеющиеся у нас грузовики ЗИЛ и подержанные Mercedes 814 на какие-либо среднетоннажники-иномарки. При выборе обращали внимание на характеристики, надежность конструкции и цену. Остановились на Hyundai, и сейчас у нас около 500 автомобилей этой марки, причем около 240 единиц Hyundai HD120. На протяжении ряда лет свой автопарк обновляли несколькими партиями, теперь самые старые грузовики имеют пробег около 450 тысяч километров, но до сих пор работают. Серьезных поломок с двигателем, трансмиссией не встречается: в основном проводим плановое обслуживание через 10-12 тыс. км, в том числе смазку пальцев и втулок подвески, из текущего ремонта – замена сцепления и тормозных колодок. Из недостатков – шины на 16 дюймов. На некоторых машинах меняем диски и «переобуваем» в шины с посадкой на 17,5 дюйма. Неплохими шинами оказались корейские Kumho и Hankook, но Michelin конечно лучше. Расход топлива зависит от загрузки, маршрута и квалификации водителя. В Москве и области мы установили норму среднего расхода в 28 л/100 км.У рядной «шестерки» привод ГРМ шестернями переднего расположенияТопливная аппаратура – механический ТНВД, и никакой электроникиВодяной насос, вентилятор и генератор вращают два полуклиновых ремняТурбокомпрессор широко известного производителя – компании GarrettУровень масла в двигателе можно проверить не поднимая кабиныУдачное расположение фильтра – сверху над рамой, за правым колесомНапомним, что в 1998 году Hyundai Motor Company перекупила эту еще одну, не менее известную корейскую компанию. В то же время с середины 70-х годов Hyundai сотрудничает с Mitsubishi – наверняка есть какая-то преемственность и с японскими двигателями. Во всяком случае, у японцев вроде был мотор объемом 6,6 литра. Однако сведений о подобных двигателях и Hyundai, и Mitsubishi нет в каталоге Mahle – известного производителя деталей поршневой группы. Возраст мотора виден по ряду конструкторских решений, свойственных тому времени. В частности, блок – с сухими гильзами (хорошо, что хоть так гильзован!), у водяной рубашки несуразно большая крышка, она уменьшает потенциальную жесткость основной корпусной детали. В приводе вентилятора применяются два полуклиновых ремня, хотя установлена и современная вязкостная муфта, которая не позволяет без толку перемешивать воздух под кабиной. Привод ГРМ – редкого уже теперь переднего расположения шестерен, рас52 РЕЙС ДЕКАБРЬ 2010предвал – в блоке, в головке два клапана на цилиндр, потому и мощность не впечатляет, а ведь турбина именитая – Garrett. Вместе с тем у двигателя есть вполне современный водомасляный теплообменник, который поддерживает стабильную температуру масла, что немаловажно летом в городских пробках. Наших перевозчиков, наверное, даже обрадует, что топливная аппаратура двигателя HD120 состоит из многоплунжерного механического ТНВД и обычных форсунок. Здесь нет никакой электроники. Причем раньше применялся насос и форсунки производства Bosch, теперь они японские – Denso. Напомним, что декларируемый уровень токсичности этого дизеля – Евро-3, что не достижимо для такой топливной аппаратуры, поэтому здесь на выпуске установлен сажевый фильтр. Но как будет выглядеть двигатель для Hyundai HD120 с Евро-4, неясно. Скорее всего это будет мотор схожей размерности и конструкции, только с электронноуправляемой топливной системой Common Rail. Ведьименно таким путем шла эволюция двигателя HD78, да и другие производители, вплоть до Минского моторного и «КАМАЗа», идут той же тропой. Порой в спецификациях и буклетах по Hyundai HD120 указывают еще один мотор – D6BR, объемом 7,5 литра, размерностью 118х115 мм и мощностью 185 л. с. По утверждению специалистов компании «Хёндэ Ком Транс Рус», HD120 с этими двигателями в Россию не поставляется. Рекомендованное моторное масло с кодом API CC/CD, вязкостью SAE 10W30 или 15W40, периодичность замены – 15000 километров.Трансмиссия«Корзину» сцепления с периферийными пружинами и «лапками» теперь можно увидеть только на российских грузовиках, а во всем мире применяют более легкую, не капризную и с удобной характеристикой нажимного усилия диафрагменную пружину. Здесь «кореец» не является исключением, при этом диаметр автомобилиСРЕДНИЙ ТОННАЖКомпания «Чайка-Сервис» устанавливает на шасси Hyundai HD120 гидроманипулятор и шестиметровую бортовую платформу с алюминиевыми бортамиКоробка передач с пневмоусилителем, с отбором мощности и ПГУ сцепленияРезервуар главных тормозных цилиндров пневмогидравлического приводаУ большинства «японо-корейских» карданов есть дополнительный фланецТакую раздаточную коробку ставят на полноприводный Hyundai HD120ведомого диска составляет 350 мм. Для среднетоннажных Hyundai коробки передач и ведущие мосты производит известная корейская компания Dymos. Россиянам она знакома по надежным КП для УАЗ «Патриот» и по несостоявшемуся проекту сборки задних мостов для грузовиков «Урал» дорожной гаммы. У Hyundai HD120 применяют 5- или 6-ступенчатую коробку передач. Понятно, что более перспективна 6-ступенчатая с повышающей передачей, у нее диапазон чисел от 6,9 до 0,77. Естественно, есть отбор мощности для привода гидронасосов надстроек. Однозначно, самые востребованные в России варианты использования Hyundai HD120 с КОМ для гидронасосов – оснащение грузовика с бортовой платформой гидроманипулятором, установка прессования мусоровоза, лебедка эвакуатора. Дистанционное управление коробкой легкое и четкое – тросами. Они достаточно надежны, надо только следить за сохранностью чехлов оплетки. Интересно, что на сравнительно невеликой по габаритам коробке с внешней стороны механизма54 РЕЙС ДЕКАБРЬ 2010переключения установлен пневмоусилитель, который позволяет уменьшить и без того небольшое усилие на рычаге. Но на этом трогательная забота корейцев об уменьшении энергетических затрат водителя не заканчивается, у сцепления тоже есть ПГУ. Карданный вал – с надписью GKN. Кто не знает, это фирма с мировым именем, производитель приводных трансмиссионных валов для автомобилей различных марок, один из брендов этой компании – Löbro. Одного взгляда на мощную резинку подвесного подшипника кардана Hyundai HD120 достаточно, чтобы не сомневаться в надежности вала, пусть даже изготовленного в Корее. Особенность HD120 в том, что он может быть только двухосным, его не делают с «ленивым» мостом популярной среди развозных грузовиков колесной формулы 6х2: машина для третьей оси слишком легкая. Ведущий мост у HD120 с гипоидным редуктором, с передаточными числами двух вариантов: 4,33 – более скоростной, для одиночных развозных и магистральных грузовиков, 4,87 – для самосвалов и автомо-билей со спецнадстройками. Конечно, выбор не велик, но хорошо, что хоть есть такой, да и не создается лишних проблем с поставками запчастей. Как показывает опыт эксплуатации, мост оказался довольно надежен и редко когда требует ремонта. Недостаток ведущего моста Hyundai HD120 – у него нет блокировки дифференциала, которая не помешала бы при трогании пустого грузовика на заснеженной дороге или на раскисшей от осенних дождей обочине. Однако для полного бездорожья у корейцев есть полноприводная версия HD120 4х4, несущая службу в армии, полиции, пожарной охране. Понятно, что именно в трансмиссии главное отличие полноприводного Hyundai HD120 от обычного коммерческого грузовика: есть раздаточная коробка с пониженным рядом и передний ведущий мост. Здесь особенно хороша и тяговитая рядная «шестерка» D6DA. Жаль, но вездеход не поставлялся в Россию. Напомним, что компания KIA была чуть ли не монопольным поставщиком полноприводных грузовиков и джипов в армию Южной Кореи. HYUNDAI HD120Технические характеристики Полная масса, кг 12 400 Снаряженная масса шасси, кг 5630 Размеры кузова, мм (Extra Long) 6840х2420х н/д Макс. скорость, км/ч 110 Двигатель/рабочий объем, л D6DA, Евро-3, 6,6 л Мощность, л. с. при об/мин 225 при 2900 Крутящий момент, 650 при 1700 Н.м при об/мин Коробка передач 5- или 6-ступенчатая однодисковое, Сцепление диаметром 350 мм Замедлитель заслонка на выпуске с одинарной Ведущий мост гипоидной передачей Топливный бак, л 200 подвеска рессорная; тормоза: впереди и сзади барабанные, Ходовая часть с пневмогидравлическим приводом Шины 8,25х16 Цена, тыс. рублей с НДС 1823Управление КП легкое и четкое: тросами. Главное – следить за чехламиГУР маленький, но эффективный. Наконечники продольной тяги неразборныеПодрессорник будет ощутимо клацать листами на неровной дорогеДизель D6DA корейцы вгоняют в нормы Евро-3, применяя вот такой фильтрЗадние колеса крепятся конусными гайками, по одной на шпилькуХодоваяНе отслеженная корейскими инженерами европейская тенденция – применение рамы с лонжеронами постоянной высоты сечения. У Hyundai HD120 она более узкая по краям, как на нашем ЗИЛе-130. Высота профиля лонжеронов в середине 245 мм, ширина полки 80 мм, толщина 7 мм. Рама разной высоты профиля, несомненно, чуть легче, чем с ровными лонжеронами, но сложнее в производстве. Потому и получается только четыре длины базы: самая короткая – 3300 мм для самосвалов, 3795 мм – для различных спецнадстроек типа мусоровозов, 4260 мм Long – для бортовых платформ и фургонов, предназначенная для кузовов длиной 5300 мм. Extra Long 4895 мм – под кузов длиной 6250 миллиметров. Но в Россию ввозят только Hyundai HD120 с базой Long и Extra Long. Интересно, что под установку гидроманипулятора компания «Чайка-сервис» удлиняет задний свес рамы на полметра, тогда монтируется бортовая платформа российского производства длиной 5,95 метра. Каких-то особых конструкторских изысков в подвеске Hyundai HD120 нет. Причем и здесь видна старая американская школа. Как и на среднетоннажных «японцах», поставляемых в Россию, а также на китайских грузовиках, сочленения рессор с рамой выполнены на пальцах, серьгах и бронзовых втулках, которые надо не лениться смазывать. Последним автомобилем с подобной подвеской, изготовленным в России, был ГАЗ-52! У «корейца» и рессоры схожие, полуэллиптические, с толстым пакетом листов: на передних их семь, на задних – десять при ширине 70 мм. Подрессорник (семь листов) тоже сделан по классической схеме: установлен над рессорой и прикручен к балке парой стремянок. Однако в спецификациях по HD120 указано, что как опция возможна комплектация автомобиля малолистовыми параболическими рессорами. Вместе с задними амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости переднего моста за такой комплект надо дополнительно отдать 49 500 рублей. Но применены те же пальцы-серьги-втулки, никакихсайлентблоков. И уж тем более не стоит ждать от HD120 задней пневмоподвески. Даже в виде опции. Без гидроусилителя руля сегодня не может быть ни одного современного среднетоннажного грузовика, тем более с такой нагрузкой на переднюю ось. Иначе он не пройдет сертификацию не только в Европе, но и в Азии. У Hyundai HD120 небольшой интегральный ГУР, видимо, с японской родословной и потому обещающий быть надежным. При эксплуатации HD120 надо учитывать, что продольная тяга неразборная, если в шарнирах появится люфт, придется менять тягу в сборе. Особенность «азиатских» грузовиков – применение шин на 16 дюймов с высоким профилем. Такой диаметр посадки шины уже давно не встречается на европейских грузовиках. Hyundai HD120 обут в шины размерностью 8,25R16, в сравнении с шинами с посадкой на 17,5 дюйма, у корейцев нет возможности увеличивать диаметр, в данном случае тормозных барабанов. Увеличить можно только ширину колодок.ДЕКАБРЬ 2010 РЕЙС 55 автомобилиСРЕДНИЙ ТОННАЖОдно из самых проблемных мест на многих среднетоннажниках – низкорасположенный радиатор У HD120 самые элементарные тормозные механизмы – барабанные с гидроприводомДверной проем у HD120 унифицирован с более тяжелыми моделямиБалка сварная, редуктор гипоидный. «Ловушка» кардана – большая редкостьКак опция могут применяться и барабанные пневматические тормозаСиденья с хорошим набором регулировок. Пневмоподвеска – опцияЭтой пневмокамерой через трос управляют стояночным тормозомСтояночный тормоз трансмиссионный, установлен на вторичном валу коробкиПростейшая проводка и комбинация приборов – без всякой электроникиА это менее эффективно для создания требуемого тормозного момента, да и металлоемкость растет. Барабаны установлены так, что не только для их проточки, но даже и для замены колодок придется снимать ступицу – нарушать устоявшуюся регулировку подшипников, менять еще вполне рабочий сальник. Согласитесь, не самое удачное решение. Судя по спецификациям, у Hyundai HD120 может применяться и полностью пневматический привод тормозов, но только опционно и вместе с шинами 245/70R19,5 – за дополнительные 73 750 рублей. Однако «живьем» такую машину увидеть не удалось. На самом деле здесь привод тормозов пневмогидравлический, как на наших «Уралах» и ПАЗ-4205. От педали до диафрагмы штоков главных цилиндров работает сжатый воздух, а далее – уже тормозная жидкость. Стояночный тормоз приходится крепить на вторичном валу коробки передач, но он с пневмоприводом. Все это56 РЕЙС ДЕКАБРЬ 2010идет от японских генов Hyundai, в свою очередь, у самих «японцев» просматривается американская наследственность. Хорошо, хоть у Hyundai HD120 в креплении задних колес обошлись без другого «американизма» – футорок. Здесь приняли компромиссное, но довольно удачное решение: диск все же центруется на ступице конусами гаек, но на каждой из шести шпилек их всего по одной. Интересно, что подобным образом порой «несанкционированно» избавляются от футорок и на наших зилах-газонах.КабинаВ начале 90-х годов компания Mitsubishi обновила модельный ряд грузовиков Fuso Fighter и Super Great, а уже через четыре года в Корее началось производство Hyundai серий с HD120 по HD900. Не мудрено, что каркас кабины этим автомобилям достался именно от японцев. Только «фасад» подновили, тем более что у компании HMCесть два своих дизайн-центра: один в Корее, другой в США. У двух разных Hyundai, HD120 и HD 170, одинаковые проемы дверей, это при том что кабины разной ширины. Более узкую применяют на развозном Hyundai HD120: так удобнее маневрировать в городе, машина получается чуть легче и дешевле. И по всему видно, что при проектировании кабины этого грузовика в основе лежал принцип разумной достаточности. Деньги на ветер, то есть на сверхнормативный комфорт (хотя возможна установка электростеклоподъемников и кондиционера), здесь не бросали. Судите сами. Если сейчас даже у «китайцев» может стоять электронасос гидроподъемника кабины, не говоря уж о «европейцах» и «японцах», то здесь кабину надо задирать просто вручную. Гидроцилиндра нет вообще, замок механический, с чекой, почти как на гранате Ф-1. А российские водители уже отвыкли надрывать спину по этаким пустякам, про МАЗ-500 или HYUNDAI HD120Цены на запасные части* Наименование Цена, руб. с НДС Фильтр воздушный (элемент) 1941 Фильтр масляный 1728 Фильтр-патрон осушителя воздуха 4799 Поршневые кольца (комплект) 9159 Поршневая группа (компл./цилиндр) 3535 Прокладка ГБЦ 4835 Вкладыши шатунные (комплект) 4011 Вкладыши коренные (компл./шейку) н.д. Форсунка 9482 Топливный насос высокого 24 4101 давления Головка блока цилиндров 77 323 Клапан впускной 331,5 Клапан выпускной 453 Водяной насос 10 430 Глушитель 90 702 Термостат 2012 Стартер 22 936 «Корзина» сцепления 10 543 Ведомый диск сцепления 14 279 Рессора передняя 13 169 Рессора задняя 20 143 Стремянка задней рессоры 907 Торм. колодки передн. (компл./колесо) 2430 Тормозной барабан передний 7564 Торм. колодки задн.(компл./колесо) 2729 Тормозной диск задний 9727 Подшипники задней ступицы 1816 Рулевой механизм в сборе 18 116 Насос ГУР 19 570 Наконечник рулевой тяги 598 Гайка колеса 129 Стекло лобовое 15 295 Фара в сборе 5313 Фонарь задний 2813 Указатель поворота 1527 * Hyundai HD120; информация о ценах предоставлена компанией ООО «Хёндэ Ком Транс Рус»В интерьере «царствует» винилискожа, а кабина действительно трехместнаяТолщина шумоизоляции на полу не впечатляет. Желтая кнопка – «ручник»Спинка среднего сиденья трансформируется в небольшую столешницуРеле и предохранители спрятаны под крышкой панели приборовНад ветровым стеклом есть небольшие ящички для водительского скарба«Колхиду» с аналогичным «мускульным подъемником» мало кто помнит. Подвеска кабины тоже бюджетная, с резиновыми упругими элементами, установленными сзади. В полной мере она и не обязана гасить последствия огрехов в работе нашего «Автодора»: с этим сносно справляются длинные передние рессоры. Тут задача иная – уменьшить вибрации, передаваемые на кабину от двигателя. И в сочетании с отличной уравновешенностью рядной «шестерки» даже эти, не самые эффективные подушки сводят тряску на нет. Зато у Hyundai HD120 не существует короткой дневной кабины без спальника. Даже у самосвала базой 3300 мм за спинкой сидений можно положить матрац! Он, конечно, узкий, всего 54 см, но переночевать можно. У HD120 однаединственная кабина шириной 197 см, высота от пола до потолка 147 см, а от лобового стекла до задней стенки 180 сантиметров. Благодаря размерам кабины и спальнику среднетоннажныйHyundai вполне пригоден для работы на магистральных перевозках – только коробку передач заменить бы на 8-ступенчатую. От земли до пола – две ступени лестницы, до первой 55 см, до второй еще 42 сантиметра – среднестатистический размер для подобного автомобиля. По бокам дверного проема есть пара поручней, облегчающих вход. Рулевая колонка с регулировкой по углу наклона и высоте, с механическим цанговым зажимом. В отделке кабины преобладает удобный для мытья перфорированный кожзаменитель – еще одно напоминание о японском происхождении Hyundai. Жестковатые, но удобные кресла (пневмоподвеска – опция) тоже обтянуты кожзамом. Причем кабина-то трехместная, в ней есть и среднее сиденье, на котором откидывается спинка с парой подстаканников и емкостью для путевой документации. Панель приборов имеет достаточно привлекательный вид, хотяи не самая современная по дизайну. Пластмасса – из разряда недорогих, но на новой машине панель не скрипит, не гремит и не трясется на кочках. По периметру потолка есть крючки для шторок: на ночлеге ранним утром не так сильно будет припекать солнце. В колесных арках кабины установлены родные корейские пластмассовые «локеры». Это редкое конструктивное решение, отлично защищающее мастику и краску от абразивного износа и, соответственно, металл от коррозии. Но, конечно, в основе отличной коррозионной стойкости кабин всех коммерческих Hyundai не только «подкрылки», но и качественное катафорезное грунтование с полным погружением в ванну, применение современных грунтов, эмалей и мастик, японские технологии. И здесь грех жаловаться на наследственность.ФОТО МИХАИЛА АХМАТОВА И ФИРМЫ-ИЗГОТОВИТЕЛЯДЕКАБРЬ 2010 РЕЙС 57