78
79
автобазаШИНЫЕВРОМЕТКИЧисто потребительское отношение к технике, прививаемое в обществе уже не один десяток лет, до последнего времени не касалось образцов сугубо профессионального назначения – было принято считать, что организация, приобретающая коммерческий автомобиль, экскаватор, станок, отбойный молоток и т. д., обязана иметь специалистов, досконально разбирающихся в устройстве машин и механизмов. В отличие, скажем, от обычных граждан, которых уже давно лишили радости изучать принципиальную и монтажную схемы купленного телевизора, некогда обязательно прилагаемых к инструкции по эксплуатации. Но время не стоит на месте, и сегодня к фирменному сервису приучают владельцев всего и вся, включая грузовики, автобусы, локомотивы и океанские лайнеры. Очередной вехой процесса слияния профессионалов и потребителей в единое целое сталаЕвросоюз вводит новый стандарт маркировки шин, понятной не только технарям, но и гуманитариямдиректива Евросоюза об упрощении маркировки автомобильных шин, в том числе и предназначенных для коммерческого транспорта. В правительстве ЕС сочли, что информация о количестве слоев корда в брекере, индеске нагрузки, кодах DOT и т. п., присутствующая в традиционной системе обозначения, чересчур мудрена для завгаров, снабженцев и даже главных инженеров крупных европейских предприятий-перевозчиков, поэтому было решено упростить маркировку до уровня табличек на задней стенке стиральной машины или холодильника. Для этого разработали макет специального стикера (см. рис.), который все производители, поставляющие шины на европейский рынок, будут обязаны наклеивать на боковины покрышек с 1 ноября 2012 года. Несомненно, шины с новой маркировкой попадут и на российский рынок, и, возможно, не через два года, а раньше: именитые фирмы любят подчеркнуть свою прогрессивность и скорее всего не захотят дожидаться часа «икс». Итак, в верхней левой части стикера расположен сектор классов энергопотребления от А до G, то есть от высшего до низшего, а стрелочкой указан присвоенный данной модели шины. Аналогичная шкала давно принята для бытовой электротехники, тольков данном случае в квалификационных испытаниях фигурировали не киловатт-часы на один килограмм постиранного белья, а литры дизтоплива на тонно-километр. Фактически речь идет о сопротивлении качению, напрямую влияющем на расход топлива, и самая экономичная шина получает класс А. Для совсем непонятливых главных инженеров разработчики новой маркировки обозначили эту шкалу пиктограммой в виде заправочной колонки. Правее указан класс сцепления шин с мокрой дорогой – их также семь, от A до G, а чтобы было ясно, о чем речь, стоит пиктограмма в виде тучки с дождем. И, наконец, в нижней части наклей-Знаки соответствия российскому ГОСТу и наличия сертификата ECПредельная простота и наглядность – достоинства новой маркировкиОсобенности корпоративной маркировки шин грузовых автомобилейF – Шины для рулевой оси D – Шины для ведущей оси T – Шины для прицепов78РЕЙС ДЕКАБРЬ 2010 Сопротивление качению шин* Шины для легких Шины для тяжелых грузовиков Класс грузовиков (C2) и автобусов (C3) A 5,5 и менее 4,0 и менее B от 5,6 до 6,7 от 4,1 до 5,0 C от 6,8 до 8,0 от 5,1 до 6,0 D – от 6,1 до 7,0 E от 8,1 до 9,2 от 7,1 до 8,0 F от 9,3 до 10,5 8,1 и более G 10,6 и более – * в зависимости от класса энергоэффективности, кг/т (новая маркировка)ки – рядом со значком громкоговорителя – указан уровень шума шины в децибелах. Но это для тех, кто имеет представление о логарифмической шкале громкости и практической разнице между значениями, скажем, 60 и 70 дБ. А для остальных – наглядное изображение уровня шума в виде трех стилизованных под звуковые волны полукруглых линий. Количество черных и обозначает одну из трех степеней шумности. У самой тихой шины будет одна линия, у самой «громкой», но вписывающейся в предельно допустимые нормы, – три. Кстати, разница между первым и третьим уровнями шумности может составлять всего 3 дБ. Что касается привычной маркировки шин, набор пунктов которой знаком автомобилистам еще с поМаркировка грузовых шинследней трети прошлого века, то, к счастью, ее никто не отменял, и все заложенные в прессформы обозначения будут красоваться на боковинах шин и впредь. Напоминаем вкратце расшифровку слов и чисел на основных ее позициях (см. таблицу). Кроме общей для всех маркировки есть и корпоративная, в нюансах которой полезно разобраться снабженцу АТП. Например, ряд фирм прописывают назначение модели для разных осей автомобиля или эксплуатации на дорогах различных категорий (см. рис. 2) Иногда, словно предваряя директиву ЕС, производитель отражает в маркировке свойства шин. Например, X Works указывает на модель для работы на стройках и в карьерах, X Energy – на экономичную шину с низким сопротивлением качению, X Coach – на комфортную для пассажиров, а X InCity – на шину для неспешной езды по пробкам мегаполиса. А еще у каждой фирмы есть своя система нумерации: у одной индивидуальный номер шины состоит из 3 букв, 5 цифр и еще одной буквы, а у других производителей, естественно, может быть совершенно по-другому.Антон УткинИнформацияДЕНИС ДАВЫДОВ менеджер проекта по сервисным станциям Truck Force ООО «Гудиер Раша» – Внедрение обязательной маркировки шин по требованиям EC напрямую отвечает интересам покупателей. Сравнивая шины разных марок и моделей по реальным потребительским качествам, указанным в маркировке, и сопоставляя их с ценой, можно избежать ошибок в выборе. Кроме этого, данная маркировка полностью отвечает современным тенденциям усиления контроля безопасности движения и охраны окружающей среды. Например, одним из параметров, содержащихся в новой маркировке, является показатель сопротивления качению. Уже обычным явлением стало периодическое снижение норм выбросов вредных составляющих выхлопных газов. Использование шин с более низким сопротивлением качению сократит суммарные объемы сжигания топлива автотранспортом и, как следствие, уменьшит загрязнение атмосферы.Традиционная маркировка шин Товарный знак Шина с металлокордным брекером и каркасом Допускается нарезка рисунка протектора Обозначение бескамерной шины. Для камерной шины обозначение «Тube type» (может не указываться) Обозначение радиальной конструкции шины Обозначение размера шины Торговая марка Индекс нагрузки – цифровой код, обозначающий максимальную нагрузку на одинарную и сдвоенную шины Категория скорости – буквенный код, обозначающий максимальную скорость шины Индекс испытательного давления Соответствие требованиям стандарта США (department of transportation)Красным цветом выделена обязательная маркировка1 2 3 46 7 8 910 1112 5 13Дата изготовления, состоящая из четырех цифр: первые две обозначают неделю, остальные – год изготовления Максимальная нагрузка в фунтах (кгс) при максимальном давлении в шине в фунтах/кв.дюйм (кПа) Место расположения индикатора износа Применяемые материалы и число слоев в каркасе и брекере Норма слойности Название страны-изготовителя Модель шины Обозначение размера шины Обозначение нормативного документа, по которому изготавливается шина Обозначение сертификата соответствия ГОСТ Р Знак официального утверждения с номером страны, выдавшей сертификат, и соответствующим номером сертификатаДЕКАБРЬ 2010 РЕЙС 791. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.Индекс нагрузки и код скорости Бескамерный монтаж Обозначение рисунка протектора Номера омологации CEE Марка изготовителя Обозначение размера Радиальная конструкция Возможность углубления протектора9. 10. 11. 12.13.«Уникальная точка» Дополнительные индексы нагрузки и код скорости Зона, где допускается «горячая» маркировка шин потребителем Серийный номер шины Номер DOT, последние 4 цифры указывают на дату изготовления: 43 – неделя, 03 – год (2003) Символ радиальной шины