33
34
35
ЧТО ГОВОРЯТ РАБОЧИЕ и КРЕСТЬЯНЕ об АВТОМОБИЛЯХ и ДОРОГАХВ. Ф. ДМИТРИЕВ Автомобиль и кооперациясборные пункты, через которые проходят автомобили (сборщики) и забирают его. Молоко в бидонах обычно подносят или подвозят к дороге и оставляют здесь без всякого присмотра. Нам, конечно, до этого.еще далеко. У нас придется устраивать приемные пункты, откуда и забирать молоко, так как в противном случае от молока и бидонов ничего не останется. Будем надеяться, что через автомобиль мы скорее покончим с некультурностью и не отстанем от других стран! Несколько писем отмечают необходимость автомобиля для кустарных артелей. Один кустарь, описывая подробно обстановку своего труда, говорит, что кустарным артелям „ б ез автомобиля — г роб " . Доставка кустарных изделий настолько дорога, что с'едает весь заработок и часто отдает, особенно одиночеккустарей, в кабалу скупщикукулаку. Много доводов приводится за автомобиль для риков.виков и коллективов. Гов. К он biiii ев (дер. Борсуки, Сиротпнского района, Витебского округа) пишет: „Автомобиль,МНОГО писем получено от кооперативных работников, от рабочих и крестьян, в которых они пишут, что автомобиль необходим в первую очередь кооперации, вопервых потому, что кооперация легче может приобрести машину, а во-вторых потому, что обслуживание членов в кооперативах при помощи автомобиля будет лучше и дешевле. В письмах указывают, что снижение цен на товары без автотр экспорта невозможно. Большие накидки падают именно на транспорт, особенно в отдаленных от станций ж ел. дорог местах. Зачастую транспортные расходы превышают в несколько раз стоимость самого товара (Сибирь), особенно для предметов первой необходимости (соль, керосин, хлеб и др.). Даже в городах доставка продуктов является весьма дорогой и удешевить ее можно только при помощи автомобиля.С введением автомобиля облегчится до„Центральная" улица пос. Издешково {Осташковской волости ставка товаров Смоленской губернии) в деревню, а такв первую очеФото С. Ф ридлянд * } редь, нужен коже сырья и продуктов—в город. Без автомобиля и при плохих дооперации, райисполкомам и коллективам. рогах доставка сырья очень затруднительна, а скоКооперация не всегда своевременно предстаропортящихся продуктов (молоко, яйца, овощи, фрукты и т. д.) возможна не на большое расстоявляет товар. Тут автомобиль и поможет: он замение, что ограничивает район образования хозяйств нит несколько лошадей и телег. Да не всегда этого типа. В связи с быстрым увеличением ронайдешь достаточно подвод в деревне, а на автомобиле привезешь когда надо. ста городов и усилением потребления молочных продуктов и овощей вопрос об автосообщении Райисполкомы, в большинстве, руководят работребует срочного разрешения. В странах с разтой посредством бумажек, а живого руководства витым молочным хозяйством, как Дания, Финлянне видно, потому что раз'езды на подводах задия, Швеция, доставка молока к железнодорожняли бы много времени и потребовали бы больших ным станциям производится на автомобилях; это расходов. даег возможность значительно расширить круг Коллективы увеличат производительность трумолочных хозяйств за счет удаленности их от да, потому что на автомобиле сделаешь за один жел. дорог. Там крестьяне доставляют молоко на день то, что с лошадью в несколько дней33 Одни считают, что лошадь выгоднее автомобиля, особенно если исходить из единоличного хозяйства. Большинство же, наоборот, приходит к выводу о выгодности автомобиля. Я не буду приводить тех расчетов о выгодности автомобиля, которые имеются в письмах. В № 1 „За Рулем" был помещен снимок первой в СССР бензиновой автоколонки, установЭти расчеты харакленной на Арбатской площади в Москве. терны лишь тем, что многие авторы делаПросим извинения у читателей. Оказьгвается, ют весьма подробные это была не первая. Первая колонка была-устаисчисления вплоть до новлена на б. Театральной площади в... вестинорм кормления лобюле ресторана (здесь же вход в Московский шади и этим доказыавтоклуб). Бензина в ней нет, автомобилей она вают правильность Сколько плачет деничем не снабжает, и лишь посетители ресторасделанных ими вывонежек из-за потерянна, снимающие головные уборы, изредка вешают дов о выгодности авного времени, а что их на эту колонку... томобиля. Большинстоит несвоевременство расчетов соверКто привез колонку из-за границы? Почему она ная хозяйственная и шенно правильно посоветская постановка не отпускает бензин, а служит статуей — укстроено в смысле дела, указания и т.д.— рашением входа в Мосавтоклуб? Эти вопросы определения стоимоподсчитать даже трудв течение долгих лет напрасно интересуют мности содержания лоно' гочисленных посетителей Мосавтоклуба. шади и автомобиля. За три года руковоТак, красноармеец дители союза не имеН иколайРычков (авиошкола) пишет: ли возможности отлучаться в сторону от линии „Я—крестьянин Вятской губ., Вятского уезда. жел. вороги, так как на это требовалось много Я сравнивал свое хозяйство и выяснил, что мне времени и стоило дорого. Руководители лишены возможности прощупать, будет очень выгодно иметь автомобиль взамен как идет < быт, снабжение, кредит бедняку — лошади. Главное, у нас лошадь держать невылично выявить недочеты и сделать коррективы. годно. Лошадь сама себя не оправдывает в виду того, что она стоит на месте и мало работает. Разве это не патриархальщина? Учитывая повседневный расход на лошадь, Забсельсоюз второй год ломает голову — как очень выгодно иметь взамен лошади небольшую приобрести хорошую машину. Проиграл он наО необходимости автомобиля для кооперации тов. Ж ура вл ев из Забсельсоюза в Чите пишет: „Забайкальский союз с.-х., кредитных и промысловых кооперативов существует три года и бьется над вопросом улучшения путей сообщения, ускорения связи с своей низовой сетью в числе 190 единиц. На окраине, где редки селения, где район одного рика тянется на сотни верст, где жизнь требует бы» строго передвижения промтоваров, ценного сырья, разброску к сроку сезонных с.-х. машин, большого и быстрого передвижения средств—автомобиль нужен доварезу. Быстрота —один из рычагов всей нашей социалистической стройки. Пример: у нашего союза имеется 7 инспекторов - агрономов, получающих в среднем 125 руб. в месяц. При обслуживании кооперативов половина их времени уходит на раз'езды. Авто может ускорить движение в5 раз, на переезды в месяц вместо 15 дней потребуется три дня. Двенадцати дней освободится, суточные за 12 дней не потребуются, т.-е. сбережётся на одном работнике в год 1200 руб., у семи работников—8.400 руб.БЕНЗИНОВАЯ СТАТУЯФото А. Ш айхетаэтом уже не один автомобиль. Будет автомобильо дорогах места позаботятся, наладят, жизнь их подгонит". Многие товарищи пишут, что развитие коллективного хозяйства немыслимо без автотранспорта. Особенно он необходим в тех хозяйствах, где имеются тракторы. Есть предложения об образовании автомобильных коллективов. Одним словом, все письма говорят об одном — дайте нам автомобиль через кооперацию, черев коллективы.Что выгоднее для использования: лошадь или aBTOMiOбиль? ,34 автомашину. Главное, когда машина стоит, то она не расходует на себя, а лошадь все время расходует". И в подтверждение своих доводов приводит подробный расчет стоимости упряжи, лошади и ее содержания, а также и стоимость автомобиля и эксплоатацию его. Много писем имеется из Сибири, в которых указывают на необходимость замены лошади автомобилем, так как только автомобиль в состоянии „преодолеть" сибирские пространства. Тов. Н икольский пишет: „Свыше 25 лет я прожил в Сибири и тысячу раз убеждался в том, что дибирскне крестьяне просто не успевают справиться с своим хозяйством только потому, что их лошадки, несмотря на свой быстрый бег по хорошим, степным дорогам, не могут развить большей скорости, чем это требуется ходом дела, и дальнейшее развитие хозяйства, вследствие этого, несомненно, тормозится. Можно было бы подсчитать, сколько дней, „дорогих рабочих дней, которые кормят целый год", пропадает у нашего сибирского крестьянина на переезды: на пашню ис пашни домой, на покос, в кузницу, на мельницу, в город и т. д. Переведите эти дни в десятины запаханной земли и вы увидите насколько увеличится посевная площадь. Автомобиль бы значительно сократил это количество непроизводительно затраченных дней и сторицей возвратил бы крестьянину затраченные на приобретение его средства. Трактор и автомобиль значительно двинули бы, вперед наше сельское хозяйство, а следовательно, и экспорт, и валюту, и импорт. Разве введение автомобиля не было бы рационализацией сельского хозяйства?" Я не буду приводить еще выдержек из писемих много. Все они примерно такого же содержания. Какой же ответ можно дать на поставленный вопрос? Общего ответа дать нельзя. Вопрос может быть решен только в каждом отдельном случае Безусловно, лошадь не может быть заменена автомобилем полностью в сельском хозяйстве, так как во многих районах обработка земли возможна только лошадью. Много зимних работ (главным образом, в лесу) также не могут обойтись без лошади. В то же время автомобиль с успехом может заменить лошадь в транспорте. Здесь определенно можно сказать, что автомобиль выгоднее лошади почти во всех случаях, даже при нашем б здорожье. Вообще автомобиль может заменить лошадь для перевозки товаров, продуктов, сырья, пассажиров, почты и иных грузов. В конце-концов, автомобиль несомненно вытеснит лошадь всюду, где он окажется выгоднее. Доказательством этого является пример С.-А. С.Ш. (Америка). Приводимая таблица дает наглядную картину о наличии автомобилей и лошадей. Число лошадей на фермах и общее число пассажирских и грузовых автомобилей в С.-А. С. Ш. (Америка):19.4 Число лошадей (в тысяч.). . Число пассажирских и грузовых автомобилей (в тыс.). 1924 1925 1926 1927 1928 20.962 17.222 16.489 15.840 15.979 14.5411.30015.092 17.740 19.764 22.057 23.125Из этой таблицы видно, что с увеличением числа' автомобилей уменьшилось число лошадей. В то же время эта же таблица показывает, что ав1 омобиль полностью заменить лошадь не может.В. Ф.ДмитриевRN,