42
43
44
Эпизод шестидневных гонок с естественными препятствиями, устраиваемых, в АнглииМОТОЦИКЛЕТНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬИнж. А. СКЕРДЖИЕВОтдельные фирмы (3%) стремятся сконструировать, по примеру многих авиационных и автоАРАКТЕРНОЙ особенностью английской момобильных заводов, моторы с кулачковым валом тоциклетной промышленности, самой развверху, устранив таким образом целый ряд про витой в мире, является преобладание замежуточных передаточных механизмов в клапанводов, собирающих мотоциклы из частей, ном распределении. В этом случае предоставляется возможность еще более увеличить число изготовляемых на отдельных предприятиях. оборотов. Все вышесказанное относится к четыВ связи с этим в производстве отдельных заводов царит самая узкая специализация. На рехтактным моторам. Двухтактные моторы получили в последнем ряду о завода и, строящими моторы, имеются предприятия, выпускающие только коробки скоростей, году значительное распространение — это обгоняется сравнительной простотой их конструкции карбюраторы, насосы, вилки и т. д. Это разделеи дешевизной. Двухтактные двигатели строятся ние производства между заводами, при котором небольших мощностей, главным образом, до 350 каждый из них может концентрировать все свое см 3 , так как их работа наиболее экономична в внимание и опыт на небольшом числе механизэтих пределах. Двухтактные моторы, применяемов, дало возможность собрать английский мотомые для спортивно-гоночных целей, имеют так цикл из деталей самого высокого качества. же, как и четырехтактные: аллюминиевые поршни, Английский мотоциклет остается английским двойной выхлоп и добавочную смазку. Кроме до самых мельчайших деталей, так как заводы, того, большинство из них снабжается аллюминиизготовляющие эти детали, с успехом покрывают евой головкой. весь спрос в стране, при чем высокое качество Самой известной, не только в Англии, но и их продукции дает воз • ожность экспортировать далеко за ее пределами, является фирма „JAP", крупные партии за границу. 3; Остановимся на заводах, строящих моторы и • строящая четырехтактные моторы от 175 см до 3 снабжающих более 50% английских мотоциклет1000 см с нижними и верхними клапанами, однои двухцилиндровые. ных фирм своими изделиями. Фирма „Блекборн", идущая по производительХотя с'емная головка типа „Рикардо" впервые и ности следующей после „JAP", более всего изпоявилась в Англии, но в мотоциклетных моторах не привилась, и камеры сжатия попрежнему стровестна своим двигателем одноцилиндровым четырехтактным в 350 см3. ятся нормального типа. Заметным становится На последних гонках на острове Мане „Т. Т" тенденция строить моторы с верхними клапанами участвовали мотоциклы с моторами „Блекборн", (на 1928 год 45% моторов уже имеют верхние у которых кулачковый вал был расположен вверху клапаны), дающими возможность повышенной над клапанами. Этот мотор пока (ще носит хакомпрессии, увеличения числа оборотов и, слерактер экспериментального ив продажу постудовательно, большую мощность.АнглияХ42 Мотоцикл „Броу-Супериер" 680 см . Модель 1928 г.впит лишь в ближайшее время. Фирмой же „Атланта" мотор с верхним расположением кулачкового вала сконструирован и выпущен в продажу уже несколько лет тому назад. Популярен в Англии мотор известного конструктора „Брадшау" в 350 см8с маслянным охлаждением. Фирмы „Бритиш Вулпине", „Бритиш Анзани", „Таймпль" строят исключительно гоночные моторы большого литража. Двухтактные моторы выпускаются пока только фирмой „Вилльерс". Класс 150 CMS Фирм, строящих коробки скоростей, сравниНаметившаяся в автостроении тенденция к петельно немного, из них наиболее известны реходу на меньший „Борман", „Штюрмей литраж с попутным Ашер", „Альбион". увеличением средних Фирмой „Борман" скоростей, нашла свое выпущена модель отражение ив мото3-скоростной коробки, циклетном деле, в. отличающаяся тем, что ее можно укресвязи с чем классу плять на раме, а не 750 см3 предстоит подвешивать к ней, значительное развикак это устраивается тие, в частности за при других конструксчет класса 1000 см 3 . циях коробок. ОтдельЭта тенденция видна ные типы коробок хотя бы уже у фирм снабжены аммортиза„ОЕС", „Броу-СупеМотоцикл „BSA" 500 см\ Модель 1928 г. торами, предохраняюриер", выпустивших щими их от ударов при включении.'. на 1928 год модели, сходные с моделями 1000см 3 , но имеющие уже пониженный до 680 и 700 см8 Классификацию мотоциклов мы проведем по литраж. наиболее для них характерному признаку — по литражу моторов. Основных фирм, строющих самостоятельно мотоцикл с 2-цилиндровым 600 см 8 мотором, наКласс 1000 см* сч 1тывается три: „Дуглас", „Coventry Victor", „Scott". Из них первые две выпускают четырехВ этом классе имеются из крупных фабрик тактные горизонтальные двигатели, фирма же только две, изготовляющих сами мотор: „A. J. У." „Scott"—двухтактный мотор с водяным охлаждеи „В. S. А." Мотоциклы этих фирм имеют моторы нием с боковыми клапанами и нормальной открытой рамой. Машина предназначена, главным образом, Мотоциклы с одноцилиндровыми моторами от для транспортных целей. 500 см3 до 600 см3 ничем конструктивным не отМотоциклы с моторами производства других личаются от мотоциклов класса 500 см3 (о котозаводов выпускаются следующими фирмами: рых речь и будет итти ниже). Повышенный литраж „Brough Superior", „Coventry Eagk", „Mc. Evoy", „Zenith". Из них, завод „ОЕС" устанавливает на своих мотоциклах все типы требуемых рынком моторов, главным образом, „JAP", „Блекборн". Рама этой фирмой, как и всеми остальными этого класса, устраивается, согласно повышенным теперь требованиям жестокости, двойной, закрытой. Фирму „Броу-Супериер" можно с успехом считать мотоциклетным „Роллс-Ройсом" по качеству выпускаемой продукции. Моторы на мотоциклах ставятся „JAP", специально изготовляемые для „Броу-Супериер". Вилки для спортивных машин устраиваются типа Харлей-Давидсон с аммортизаЭкспериментальная машина „Temple"торами. В 1927 году на мотоциклетной выставке в Лондоне фирмой „Броу-Супериер" была выставлена экспериментальная машина с четырехцилиндровым мотором в виде буквы Y, с коробкой, монтированной заодно с блоком. В моторе заметен целый ряд чисто автомобильных особенностей, в частности в зажигании, в расположении кулачкового вала и т. д. Завод „Броу-Супериер" сравнительно небольшой, имеет свою специальную дорогу, на которой им производится проба машин. Мотоцикл „Броу-Супериер" не только по качеству, но и по цене—самый высокий в Англии. Остальные из перечисленных фирм этого класса устанавливают на своих машинах моторы: „JAP , „Блекборн", „Бритиш Анзан", коробки тяжелого типа 3-скоростные „Штормей Ашер", „Борман". Максимальные скорости для машин данного класса колеблются от 110—160 км/час. Мощности моторов в этом классе встречаются от 20—55 HP, последние — для гоночных машин со специальным горючим. Благодаря большому запасу мощности, описанные мотоциклы употребляются с прицепными колясками, как транспортное средство, и без них—для больших пробегов и гонок.43 здесь введен исключительно для возможности использо ания прицепной коляски. Коробки у этих машин из этих же соображений большей частью устраиваются 4-скорсстные.Класс 500 см2Мотоциклы, принадлеж шие к классу 500 и3 350 см — самые распространенные, конструктивно наиболее разработанные и имеют наибольшее число различных моделей. На машинах этого литража побиты все последние рекорды. Фирмы „Нортон" „A. J. S.", „Дуглас" „Синбам" „Триумф", „В. S. А.", .Рудж-Витворт" устанавливают на мотоциклах моторы собственного производства, из них „Нортон", .A. J. S.," „Синбам" специализировались на гоночных типах. На последних гонках „Т. Т." машина . Нортон" с верхним кулачковым валиком, с передачей движения от коленчатого вала коническими шестернями и верхними клапанами—вз ла призы. В настоящее время эта модель уже имеется в продаже. „A. J. S.", шедшая всегда наравне с „Нортон" по успехам на гонках, в последней модели, не оправдавшей своих надежд, сконструировала кулачковый вал также наверху, но с передачей цепью. Мотоцикл „Синбам" гоночного типа, сравнительно дорогой, но весьма хороший по тщательности из отовления, в свое время имел верхний кулачковый вал с четырьмя клапанами во .ном цилиндре; теперь снабжается только двумя верхними клапанами и Kyj ачковым валиком внизу, при чем выхлоп устраивается двойной. Каждая из этих трех фирм имеет, кроме» того, ряд нормальных модепей. Фирмы „Дуглас" „Триумф" „В. S. А.", „РуджВитворт", хор.шо известные во всем мире, и в частности у нас в СССР, выпускают дешевые, великолепные по качеству мотоциклы, имеющие самое широкое псименение в обыденней жизни. Моторы этих фирм устраиваются с боковыми или верхними клапанами; выхлоп нормальный, одинарный,- рамы большей частью одинарные, открытые. Интересно отметить, что „Рудж-Витворт" выпускает оригинальнио модель с четырьмя клапанами в одном цилиндре и двойным выхлопом, „В. S. А." же имеет последнюю модель с верхними клапанами, циркуляционной смазкой и седло с аммортизаторами. Мотоци-лы с дв,хтактными моторами строят заводы „Данел! т" и „Скотт". Мотор „Данельт" имеет один цилиндр с двойным поршнем, дающим повышенное количество нагнетаемого газа. 3 Заканчи ая обзор класса 500 см , упомянем еще о фирмах Котон, „HRD", „ОЕС", „Ковентри Игль",„Мак-Евой", „Зенит",собирающих мотоцик-. лы из покупных частей.при чем наиболее часто они. ставят моторы фирмы „JAP", к р бки „Борман", „Штюрмей Ашер", рамы двойные, закрытые. Класс 500 см3 характеризуется мощностями от 10 — 28 HP, при максимальных скоростях от100—150 км/час. О классе 300 см3 и 250 см3 в следующем № вместе с обзором германской мотоциклетной промышленности.Инж. Скерджиев4ш«^sjifs^—*£Р^щ'Колонна мотоциклистов на привале под Москвой44