„МУЗЫКАЛЬНАЯКОРОБКА• LПроф. А. ВЕРХОВСКИЙПартия американских танков на испытании ДИВЛЕННЫЙ читатель прежде всего обратится с вопросом:—„Какое отношение имеет „музыкальная коробка" к применению автомобиля на войне"? Не спешите, дорогой читатель, все придет в свое время. Я прошу вас перенестись на 10 лет назад, на 8 августа 1918 года, на поле сражения под Амьеном. Германские войска оплелись проволокой со всех сторон, выкопали солидные окопы и глубокие убежища. На каждый километр фронта было поставлено примерно 10 орудий и 20 пулеметов, Еадача которых была — энергично защищать занятую немцами позицию и разбить англо-французскую атаку. Если подсчитать чудовищную силу, которую развивали эти боевые машины, то можно увидеть, примерно, след ющее: по расчету профессора Военной Академии Владиславского, работа, проделываемая одним пулеметом Максима, обслуживаемым двумя бойцами, в минуту равна, примерно, 94 тонно-метрам, т.-е. два человека с пулеметом в руках по силе равны паровому молоту весом в4 вагона, который бил с высоты 2 метров. Легкая пушка, давая б выстрелов в минуту, производит в минуту работу, равную 605 тонно-метрам. Эта работа, примерно равна работе парового крана, который поднял бы целый поезд в 40 вагонов и бросил его в неприятеля; помножьте это на число пулеметов и пушек, стоявших на позиции, и на время, в течение которого эта масса огнеяых средств вела свою работу по отражению атаки (скажем, 2 часа),—перед вами вырастет колоссальная цифра в1 миллион тоннометр Этой раборы, быть может, было бы достаточно для того, чтобы выкопать Волго-Донской канал... К сожалению, ее в течение 4 лет использовали только для того, чтобы бить по головам своих ближних. Но использовали с успехом. Долгое время эти титанические силы грома и молнии, которые давала в руки человека энергияУпорохового в рыва, разливали всякую попытку атаки. Обе стороны сидели в окопах, не будучи в состоянии сдвинуться с места. Но вот на поле сражения появилась „Музыкальная коробка". Этим именем был назван танк системы Уиппет, пригадлежавший роте „В" 6-го батальона английского танкового корпуса. Эта бронированая машина развивала ход до 12 километров в час и была вооружена тремя пулеметами Гочкиса. Появление танков этого типа было громадным шагом вперед по сравнению с танками 5 марки, или танками Рено, ход которых не превышал 7—8 километров, что делало всю танковую атаку чрезвычайно медленной. „Музыкальная коробка" соединяла в себе прочность бронирования, обеспечивающую силу и быстроту маневра, превышавшую скорость маневра кавалерии. Удары молнии, пуль и осколков разбивались о мощную броню танка. А громы не были слышны вожатому танку. Мелодия „Музыкальной коробки" заглушала их. Проволока, окопы, пулеметы и пушки — в е стало нестрашно. Все это сделалось возможным благодаря тому, что двигатель внутреннего сгорания, применявшийся ранее только на автомобиле, был использован для военных целей. Он дал возможность человеку вынести и передвигать вместе с собой броню и не бояться того дождя пуль, который делал совершенно невозможным продвижение незащищенных людей по местности*). В 4 часа 20 минут „Музыкальная коробка' с массою однотипных танков покинула исходный пункт и пошла прямо на восток на позиции*) Танк боится лишь прямого попадания гранаты, связи ручных гранат, попадавших под гусеницу, фугасов и ловушек. Система этих мероприятий дает возможность искусному обороняющемуся- отразить атаку танков. Но перевес атаки над обороной все же остается. •б немцев. Солнце еще не поднялось, густой предрассветный туман заволакивал местность, усиливаемый искусственным дымовым облаком. „Музыкальная коробка" легко преодолела проволочное заграждение противника, прорвалась через линию пулеметов; предоставив старым калошам, танкам 5-й марки, разделываться с неприятельской пехотой, она бросилась прямо на батареи противника, располагавшиеся в2 километрах позади передней линии nexoibi. Батарея выпустила 8 залпов, но благодаря быстроте, с которой двигался танк, батарея не сумела попасть в него. Он быстро обошел орудия и атаковал их с тыла. Артиллеристы в числе 30 человек пытались бежать. Пулеметы „Музыкальной коробки" открыли : огонь и покончили с ними. Танк, преследуя их, ворвался в тыл неприятеля, разогнал резервы и внес панику среди обозов и парков. Главная германская квартира сообшала после этой атаки сделавшейся „черным днем" военной истории Германии, что большое количество быстроходных танков прорвалось в тыл, атаковало артиллерийские позиции и дивизионные штабы. Целые девизионные участки рухнули под звуки мелодии, разыгранной „Музыкальной коробкой", которая сняла со счета, обратила на время в ничто всю грозную силу оборонительных сооружений, артиллерии и пулеметов. Открывались новые страницы в истории военного искусства. Перенесемся теперь с французского фронта на фронт советско-польской войны. 12-я армия в сентябре 1920 года вела бой под Ковелем. Как вдругв штабе армии было получено извещение о том^ что вдоль Ковельского шоссе прорвалась колонна боевых автомобилей; навстречу им были высланы 2 батареи: одна легкая, другая—тяжелая. Легкая батарея на-рысях двинулась навстречу противнику, но броневые машины атаковали ее раньше, чем она сумела сняться с передков. Тяжелая батарея успела развернуться, но броневики так быстро влетели на самую позицию между орудиями, что после нескольких безрезультатных выстрелов прислуга была вынуждена бежать и Ковельское шоссе было открыто для противника. Поляки бросили по Ковельскому шоссе 6 броневых автомобилей, а за ними шло 40 грузовиков, на которых ехала пехота с пулеметами, везя на прицепе легкие пушки. Эта колонна ворвалась в Ковель, где был расположен армейский штаб, и вынудила его прекратить управление войсками. Этапные и комендантские команды были не в силах противодействовать новому способу нападения, который сделался возможным благодаря использованию автомобиля. 12-я же армия, оставшись без управления, вынуждена была под натиском противника отходить на восток. Автомобиль открывал новый этап широко-маневренной войны. Не раз приходилось задавать гопрос—каким образом англичане могли в 1920 году оказать такое сильное влияние на ход нашей гражданской войны в Туркестане, в Закавказье и даже Уральской области, участвуя в этой борьбе не т-лько посыпкой инструкторов, но посылкойПарад танков на Красной площади в Москве в день 1 мая7 оружия, огнестрельных припасов, обмундирования При таком соотношении паровых и автомобильи продовольствия. Недавние исследования поканых двигателей естественно, что у нас двигатель зали, что на протяжении 1.000 километров от внутреннего сгорания в автомобиле и тракторе Персидского залива до границы Закавказья и не играет пока еще крупной роли. Между тем Туркестана, до берегов Каспия ими были разрав Америке на 125 миллионов лошадиных сил ботаны колонные пути, по которым легкие форв двигателях паровых, электрических и водяных довские грузовики провозили людей и боевые имеется примерно 300 миллионов лошадиных сил грузы, обеспечивавшие Англии возможность вмев автомобилях и тракторах разного рода. Если шиваться в нашу гражданскую войну в 1.000 килоразделить это количество энергии на число жиметров от морского побережья. Автомобиль давал телей в Америке, то окажется, что на каждого возможность перевозить грузы на громадные американца работает 60 механических рабов, из расстояния. них — 40 в двигателях внутреннего сгорания. Опыт мировой и гражданской войны был Ясно, что такое соотношение пара и бензина широко учтен командованием всех стран, косоздает новую эпоху в области всей человеческойторые в своих планах могут опираться на автокультуры и естественно—новую эпоху в военном мобильную промышленность. Англия свою ставку искусстве; англичане правы, когда они свою сейчас поставила на создание новой моторизоставку перенесли на танк и автомобиль. ванной армии, которая позволила бы ей разреМногие этому еще не верят, но такая уж судьба шить задачи, которые она не смогла разрешить каждого нового крупного изобретения. Наполеон, в борьбе с нами в 1919 году, когда броневая и посмотрев на первый пароход, сказал, что это автомобильная техника совершала еще свои изобретение не может иметь будущего. Америпервые шаги. Сейчас „Музыкальная коробка" канцы пришли на войну в 1918 году не имея ни 1918 года с ее ходом в 12 километров и3 пулетолько организованной химической службы, но метами заменена легким Виккерсовским танком, даже без противогазовых масок. Они не верили вооруженным пушкой и5 пулеметами со скоров серьезное значение химической войны, нестью хода 25, а по хорошей местности 40 килосмотря на то, что с весны 1915 года целый ряд метров. Грузовики Ковельского налета, которые серьезных поражений был нанесен той и другой могли ходить только по шоссе, заменены шестистороне могучими химическими нападениями проколесными автомобилями, способными перевозить тивника. Сами немцы долгое время не верили пехоту не только по дорогам, но и без дорог. в значение танков и не строили их. Наконец, Целые дивизии Франция сажает теперь на авто„Музыкальная коробка" заставила их прислумобиль для маневров. Перевозка грузов возможна шаться к новой музыке боя. Генерал фон-Вристеперь по такой же местности, как это был; берн от имени военного министра сделал в рейхсделано Англией при организации автомобильстаге заявление, что: „Атака 8 августа удалась ного сообщения от Персидского залива до береангличанам потому, что они применили массу гов Каспия. Даже наша бедная старая армия танков и что они внезапно обрушились на германимела до 30 тысяч грузовиков. Наш наиболее ские линии под покровом тумана". 23 октября активный и наиболее непримиримый враг, буртакое же заявление было сделано германским жуазная Англия, используя автомобиль и военвоенным министром генералом Шейхом. Суровая ные машины с двигателем внутреннего сгорания, практика войны заставила маловеров признать собирается вести войну на новых началах. Он значение нового боевого средства. думает, что его моторизованная и бронированНе будем думать, однако, что силы его безная армия встретит у нас только старомодные граничны. Всадник Червоной дивизии под Переармии из пехоты и конницы, и тогда они будут коп м, пехотинцы на Каховке, под Питером„наносить удары, их не получая".— Лозунг по i пушкой, связкой ручных гранат, фугасами и локоторым они строят свои моторизованные бригады. вушками сумели справиться с танками белых. , При современнном состоянии промышленности Но чего это стоило! Во сколько раз легче было'бы | основания для такой надежды имеются. Действипротив танка бороться танком, против автомо- * тельно, старая Россия, к: оме разоренного мировой биля — автомобилем. и гражданской войной хозяйства, оставила в наНужно, однако, сразу сказать, что могучие танкоследство Республике Советов паровых, электри вые части и автомобильный транспорт на войне ческих и водяных двигателей в общей сумме могут появиться только тогда, когда армия опи- I всего на 12 миллионов лошадиных сил. По расрается на хорошо развитую автомобильную про- I чету профессора Рамзина, одна лошадиная сила мышленность; но одной промъхшлШности мало. , равняется 10 человекам — по количеству муПредставьте себе, читатель, что вы сделались скульной энергии, которую они могли бы развить, счастливым обладателем небольшого автомобиля если бы стали на место механической лошади или хотя бы мотоциклетки и хотите на ней парового двигателя. Но паровая машина работает предпринять путешествие по нашей советской без смены круглые сутки. Следовательно, рабочих стране сейчас, когда моторизация еще не прионужно иметь 2 смены,' т.-е. 20 человек. Далее если брела сколько-нибудь крупных размеров. Какого признать, что из каждых двух человек населения труда вам доставит обеспечение вашего мотоцитолько один является фактическим работником, клета бензином, если ваши запасы иссякнут нето можно принять, что одна механическая лошадь то что в деревне, а даже в небольшом уездном в паровом двигателе выполняет ту же работу, городке. Вам придется тащить машину на себе. какую выполняет население в 40 человек. 12 же Но это еще ничего, а если у вас случится какаямиллионов сил на фабриках выполняют работу нибудь небольшая поломка? Вам придется тогда равную 480 миллионам миллионного населения. нанимать подводу и везти свой мотоцикл до Эта цифра кажется большой, но она бледнеет ближайшей мастерской, а таковая едва ли найперед 125 миллионами лошадиных сил Америки. дется ближе, чем в губернском городе. МоторизаНо что еще более важно, рядом с паровыми мация далеко еще не значит, что мы заведем автомо. шинами мы имеем всего 20 тысяч автомобилей бильный,тракторный завод. Н ужноразвить | с примерной силой 500 тысяч лошадиных сил. т ехнические знания в широких /8 м ассахнаселения , нужно распространить ными путями и не позволяет ими пользоваться склады бензина и ремонтные мастерские по всей беспрепятственно. Поэтому военная машина,— а безбрежной сети наших городов и весей. Т олько такими можно считать мотоцикл, легкий фордовт огдаиармияполучитнужный ей ский автомобиль и шестиколесный грузовик,—покадр шоферов и техников, которые строена с расчетом, чтобы ходить по всякой дороге. не поломаютдорогиемашины , данОпыты, которые были сделаны над этими ман ые им врукипомобилизации . шинами, показали возможность использования их Сейчас даже не верится, что у нас это возв очень трудных условиях похода. можно! Однако, вспомним, что так же говоДля нас ясно, что автомобиль и трактор произрили в Америке 20 лет тому назад. Несколько водят полный переворот на наших глазах в спокапиталистов, с Фордом во главе, сумели, движисобах ведения войны, давая новые и большие мые погоней за преимуществ а прибылью и личтем, кто владеет ным обогащенибоевыми и транем, развернуть спортными машиавтомобильную нами. Дело обопромышленность, рони настойчиво которая начинает требует создания переворачивать у нас автомобильцелые отрасли ной и тракторной жизни в Америке промыш леннои которая обести, которая в спечивает новые мирное время поформы ведения ведет к развивойны. Если это тию технической могли сделать в культуры и разоАмерике, то нет вьёт пользование никаких основаавтомобилем и ний сомневаться трактором в шив возможности роких слоях трудобиться иу нас дящегося населетого же, <г~той ния СССР. только разницей, Работа грузовиков „Амо" в составе N армии в СреднеН еобходим о, что этого будет Азиатских степях в Период гражданской войны чтобы каждый добиваться наша из нас имел возсоветская промышленность, руководимая волей можность по хорошей дороге ехать на автомотрудящихся и для их пользы. биле". Тогда и армия получит возможность развить: 1) боевые машины, 2) широкий маневр на Нам скажут, что в Америке дороги лучше, чем у нас, это—верно только для восточной ее части; колесах, 3) транспортировку военных грузов. но война не может рассчитывать на хорошие доПроф. А. Верховский роги. Авиация, как коршун, вьется над шоссей-АВТОМОБИЛЬ-РАКЕТАДНА из последних сенсационных новинок дов, автоматически взрываемых в последовательзападной техники — это автомобиль-ракеном порядке электрическими запалами, та, испытание которого произошло 12 апПуск в ход совершается помощью одной-двух реля 1928 года в немецком городе Рюс- труб-ракет. Затем включением остальных труб ход усиливается. сельсхаиме. На опытах 12 апреля Автомобиль - р акетав первые 8 секунд, авпостроен на заводе томобиль-ракета при„Опель" при участии обрел скорость хода в автоконструктора Курт а 95 километров в час. Фолькхардта, сторонЭтой быстроты разгона ника ракетного принне достигал еще ни ципа движения Макса один гоночный автомоВалира и специалистабиль (гоночные специпиротехника Ф. Закальные автомобили , дыэа. ставящие мировые авСилой,движущей этот торекорды, как „Синяя автомобиль, по принПтица" Кэмбелла, окоципу обыкновенной раторой сообщалось в кеты является реакция предыдущем номере стремительно вырыванашего журнала, брали ющихся в воздух взрывразгон за несколько киных пороховых газов. лометров до начальной Сзади автомобиля ленточки гита). В блиимеется 12 пороховых Общ й вид автомобиля-ракгты жайшее время состо труб-ракет. Каждая раятся испытания на треке под Берлином, где предкета работает порохом специального состава, полагается достигнуть скорости в 150 км в час. который помещается в нее в виде запаса заряО9