12
13
МОЖЕТ ЛИ ЛЕНИНГРАД ДАТЬБУДЕТ ЛИ ДЕТРОЙТ НА ИЖОРЕ?УСТАРОГО дворца, к которому некогда под'езжал в золоченой карете светлейший князь Потемкин-Таврический, в этот день стояли десятки машин. В этом дворце постоянно помещается коммунистический университет. Но изредка старая ампирная громада с именем Урицкого на фронтоне становится в центре внимания всего Союза. И это обычно означает, что нашей стране предстоит серьезная задача. Сейчас торжественный амфитеатр вместил представителей своеобразного „ордена" страны большевиков: „Рыцарей автомобиля".эпохи! И как всегда бывает в нашей изумительной стране, нашлись огромные людские массы, загоревшиеся энтузиазмом в борьбе за советский автомобиль. Но также закономерно в стране Ильи Обломова и Митрофанушки—нашлись скептики и „критически мыслящие", которые каркают по поводу „этой утопической затеи, которая кончится крахом". Сторонники автостроения в Ленинграде говорили: „пять тысяч дешевых советских автомобилей в год, построенных на ленинградских заводах".Появление единственной прокатной машины в станице Славянской, Кубанского округа •— злоба дня всей станицы. Местная молодежь, по вечерам ив праздники прокатываясь на последние деньги в „роскошном" автомобиле, захваченном пока частным капиталом, сладко мечтает о ячейке Автодора Сюда пришли представители учреждений и промышленных гигантов Ленинграда, рабочие, техники и профессора. Пестрота не только внешняя. Диспут пестрел и разнообразием точек зрения. Но было ясно одно: вопрос о советском автомобиле вышел из кабинетов учреждений в широкие массы. Его вытащил из кабинетов пламенный энтузиазм группы людей, заявивших на весь Советский Союз, что на телеге и арбе к социализму скоро не доехать. Восемнадцать тысяч автомобилей, насчитывающихся в стране Ленина, и десять миллионов производимых ежегодно в стране Кулиджа и обезьяних процессов, это — огромный парадокс нашей Тезисы тов. М арченко , Директора Ижорского завода, доказывающего весьма убедительно преимущества массового автостроения на Иасорском заводе, оживленно обсуждались на диспуте и во время обеденных перерывов на многих ленинградских фабриках и на воскресных экскурсиях рабочих. Ленинград хочет строить автомобили. Словами председателя Ленинградского совета он заявил, что выполнит этот ответственный заказ пролетариата Союза. Но... нельзя завывать о „наждачной бумаге". О ней в своем выступлении напомнил тов. Осинский. Некий немецкий специалист, посетивший московский завод „АМО", увидев,12 СОЮЗУ ДЕШЕВЫЕ АВТОМОБИЛИчто при сборке машин части „подчищаются" наждачной бумагой, пришел в ужас. Против этакой „фордизации" тов. Осинский предостерегал Ленинград, и это предостережение дошло до широкой общественности. Автостроение — ответственнейшая задача. Решение ее путем привлечения к изготовлению различных частей на многих заводах предусматривает изменение темпа, методов и качества работы. Это предполагает большую перемену в работе всех заводских аппаратов, в первую очередь — радикальные изменения отношения заводов к срокам выполнения заказов. Одной из бед ленинградской промышленности, да и не только ленинградской, до сих пор является легкость в мыслях необычайная, когда речь идет об обязательствах перед заказчиками. Хорошо ' будут выглядеть наши дешевые машины, если моторы будут дожидаться месяцами шасси или, скажем, брезентовых покрывал. Любопытно, что многие компетентные специалисты не явились на диспут. Я решил узнать у многих невысказавшихся специалистов: — Почему вы не изволили посетить диспут? Ответы были чрезвычайно разнообразны: — Я работаю напряженно всю неделю, а в субботу позволяю себе отправиться к семье на дачу,— сказал один. — Я не умею говорить,— сказал другой. — Я предпочитаю не выходить за круг своей узкой специальности, — сказал третий. — Знаете ли, так спокойнее,—сказал четвертый. И, к сожалению, он был в своем ответе честнее всех. Ответ нас заинтересовал. Почему всетаки „оно спокойнее" не выступать перед советской общественностью, а отсиживаться на даче, когда речь идет об одной из самых увлекательных практических проблем нашей промышленности? На этот вопрос .между нами" нам ответил один из инженеров, названных на афише. — И я, и мои коллеги, полагаю, не явились на диспут совсем не из нежелания сотрудничать с советской общественностью. Просто страшно немного выступать, когда перед тобой... ну, понимаете, политически авторитетные точки зрения. Но, конечно, проблема, чрезвычайно увлекательная, и мы, как говорится, всегда готовы. Характеризовать подобную „исповедь" вряд ли нужно. Ни гражданскому мужеству, ни. общественной зрелости наших специалистов этакая „скромность" ничего не прибавит. Вера в силу масс, поднимающихся на борьбу с вековым российским бездорожьем и за дешевую советскую машину, несомненно, окажется крепче обывательских страхов многих отдыхающих на дачах от великих проблем нашего сегодня. Должна быть побеждена эта кормилицакляча! По непроезженным путям нашей страны будут шнырять блестящие советские машины. А будет ли советский Детройт на Ижоре или еще где-нибудь — решит сама жизнь.МакНА1 ДИ СПУТЕсмотреть в проекте, это — выпуск собственного дешевого автомобиля, использовывая при этом иностранный опыт. Сборка на наших заводах частей, изготовленных за границей, задержит развитие отечественного автостроения. Вокруг доклада тов. Марченко развернулись широкие прения, главным ' об азом, на тему: „Может ли Ленинград дать дешевые автомобизи". ' Центром внимания прений были выступления Проф. Лаврова, представляющего точку зрения ленинградцев, и т. т. Осинского и Брагина от Автодора. — С государственной точки зрения Ленинград вполне подходящий район для постройки автозавода,—говорит проф . Л авров . Проф. Лавров обращает внимание на то, что фордовская сборка, которая происходит по всей Европе—частично в Азии (Индия)—носит характер конвейера. Это — сложный процесс, при котором трудно предусмотреть простым глазом ошибку на 0,00001 милиметра. Существует только Иогансоновский прибор, который предусматривает все эти неточности. Этот прибор куплен Фордом. Оратор подчеркивает мысль, что при составлении смет и планов ни в коем случае не след}ет гнаться за прибылью, за дешевизной. Накопление денег нас не интересует Нам нужна правильная циркуляция производственной крови в организме. Автостроение в Ленинграде вполне обеспечивает все эти условия. Т ов . Л авровский — от гл. управления военной промышленности—считает, что военная про-ВЛЕНИНГРАДЕ во дворце им. Урицкого 16 июня состоялся оживленный диспут на тему о том, может ли Ленинград дать. Союзу дешевые автомобили. На диспут прибыли из Москвы работники автопромышленности и члены президиума Автодора. Диспут1 открылся докладом представителя совнархоза1 тов . М арченко . Остановившись вначале на1 необходимости усиления автостроения и обороны ' страны, докладчик категорически возражал против • отдельных мнений, что организация постройки i автомобилей в Ленинграде не целесообразна, вследствие близости района к границе. Тов. Мар, ченко привел пример крупнейшего немецкого завода Круппа, который находится у самой французской границы. Если начинать автостроение, то только в пре, делах Ленинградского района. Здесь есть все нужное для развития автостроения: кожевенные, . деревообделочные, лучшие механические заводы, наконец, жилищный вопрос вполне благопри4 ятствует для расселения рабочих. Ленинград, как ни один другой центр Союза, имеет в достаточном количестве высоко-квалифицированную рабочую силу и технический персонал. У Тов. Марченко высказывается за постройку г автомобилей на заводах Ленинграда и возражает против сборки на наших заводах деталей и частей, выписываемых из-за границы. —: Проектированием создания автомобиля тяя желого типа, — говорит докладчик, — занялся Ижорский завод. Главное, что нужно преду-/13