24
25
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ—в МАССЫ!В. ЗАЛЕССКИЙд олжностатьунастаким же обычн ымявлением , как управление лошадью, велосипедом и т. п. За границей давно уже пошли по этому пути. J В Америке, напр., пишет т. Н. Осинский ) „шоферов вы найдете только у миллионеров (да и те склонны управлять машиной сами) и, кроме того, на грузовиках (не фермерских), автобусах и такси. Можно решительным образом утверждать, что по крайней мере на 20 миллионах из всего числа 22.060 тысяч американских легковых автомобилей никогда не сидел ни один профессиональный шофер". По переписи 1920 года в Америке числилось 285 тысяч шоферов. Машин тогда было 10,5 миллионов, из них грузовых 983 тысячи, такси и автобусов — 50,5 тыс. Из этого ясно, что на большинстве даже грузовых машин ездили не профессиональные шоферы. В Америке, таким образом, „все ездят сами, так как все умеют править машиной". В Англии мы видим аналогичную картину. Здесь не существует 2 даже особых разрешений на право управления ), и каждый может управлять автомобилем и мотоциклом, неся полную ответственность за могущие произойти несчастные случаи. Несмотря на указанную гвободу управления автомобилями, английские, а в частности лондонские, условия движения считаются настолько образцовыми, что, по данным журнала „Motorwagen", даже Германия часто командирует своих высших чинов полиции, регулирующих уличное движение, для ознакомления с лондонскими методами регулирования движения с целью применения их в городах Германии. У нас в СССР на каждой машине, — а их в эксплоатации находится свыше 22 тысяч, — сидит профессиональный шофер. Кроме этих шоферов и их безработных товарищей, зарегистрированных на биржах труда в количестве 2.328 человек (на 1 июня 1927 г.) 3 ) управлять автомобилем и мотоциклом имеет право лишь незначительная группа спортсменов. Обучение широких кругов населен ияуправлениюавтомобилеми мот оцикломи уходу за ними возможно " ' в наших условиях лишь в порядке широкой общественной кружковой работы . К проведению этой работы уже приступило общество Автодор. Обществом разработан порядок и методы работы кружков по изучению автомобиля и мотоцикла, подготовляются к печати новые популярные учебники, издаются учебные плакаты и чертежи, а также ведутся занятия в кружках, число которых с каждым днем растет. Лицам, прошедшим курс занятий по автомобильному и мотоциклетному делу в этих кружках, не будут, однако, присваиваться какие-либо праваЦ См. „Американский автомобиль или российская телега", стр. 20. Издание „Правда" и „Беднота". 2 ) По „щекотливому" вопросу о разрешениях на право езды редакция предполагает дать особую статью.) Б олее свежими данными , к сожалению , не располагаем , н о полагаем, что это количество не должно было бы кнастоящемувремени сколько-нибудь существенно увеличиться; скорее воз ­ можно допустить некоторое его уменьшение .3Рост интереса к автомобильному образованиюЯГА широких слоев населения к производственной культуре, в частности к приобретению технических знаний и навыков, и глубокий интерес, проявленный советской общественностью к вопросам развития автомобильного транспорта и автомобильного строения в СССР, вызвали вполне конкретное массовое стремление не только городского, но и передового деревенского населения сестьзарульавтомобиляинаучитьсяправить им. Бесчисленные письма отдельных лиц и целых коллективов, поступающие со всех концов Союза в Автодор ив редакцию журнала „За Рулем", и усилившаяся деятельность в этом направлении автодорских кружков по изучению автомобиля и мотоцикла наглядно свидетельствуют о масштабе и силе этого явления. Стремление населения получить автомобильное образование подмечено также и частной инициативой. В последнее время в крупных центрах, в частности в Москве, появляется ряд частных школ и курсов по теоретической и практической подготовке шоферов „на льготных условиях". Эти школы и курсы количественно растут быстро, взимают довольно высокую плату за обучение, но выпускают в общем слабо подготовленных автомобильных работников. Таким образом, несмотря на затруднительность насыщения страны автомобилями до пределов, допускающих широкое индивидуальное пользование ими в ближайшее время, о рганизация автомобильного образования стан овитсяужесейчасв обстановке предстоящей автомобилизации Союза насущнойи назревшей необходимостью. Требование получить автомобильное профобразование пред'являют как любители автомобильного дела, в первую очередь члены Автодора, так и лица, желающие получить квалификацию шофера-профессионала. В вопросе об автомобильном образовании в СССР надо иметь в виду две совершенно самостоятельные задачи: с одной стороны — обучение возможно широких кругов населения управлению автомобилем и мотоциклом, уходу за ними, устранению неисправностей в их работе, и с другой стороны — организованную подготовку квалифицированной рабочей силы и технического персонала для обслуживания нужд автомобильного транспорта и автомобильного производства в стране. В этой статье мы будем касаться только вопросов внедрения автомобильных знаний в широкие слои населения. Освещение вопросов профессионального технического образования по автоделу требует особого рассмотрения.ТМетоды распространения автомобильных знанийУменье управлять автомобилем имотоциклом , у хаживать за ними и находить неисправности в работе24 на профессию шофера. При желании с их стотренажере, а в случае 01сутствия такового,— на роны более подробно изучить автомобильное или автомобиле, поднятом на станке; затем перейти мотоциклетное дело, они смогут продолжать свою к упражнениям при движении автомобиля на безработу в соответствующих школах или курсах. опасном месте и постепенно переводить занятия Как показывает опыт работы московских кружна оживленные улицы и площади. ков по изучению автомобильного дела, организоРазвитие кружковой работы Автодора. в частванных коллективами Автодора, программа теорености — увеличение числа лиц, желающих натических занятий таких кружков по автомобильучиться управлять автомобилем и мотоциклом, ному делу может быть уложена в 70 академических выдвигают вопрос об установлении часов, включая в это количество и время, необпринципа и правил испытания этих ходимое на практическую проработку лекций. л ицнаполучениеправа управлеПрактические работы ния автомобилемв мастерских по монили мотоциклом тажу и демонтажу мав городе . Требовашин отнимают от 40 ния, пред'являемые к до 45 часов, и, наконец, таким лицам, не занипрактические занятия мающимся шоферской по управлению машипрофессией (любитеной составляют не мелям), должны огранинее 5 часов за рулем чиваться лишь пракотдельными поездками, тическим испытанием продолжительностью от по езде и проверкой 10 до 30 минут каждая. знания правил движения, при наличии благоВся программа заняприятных данных их тий кружков по изучепсихотехнического нию автомобиля и упраосвидетельствования. влению им укладывается, таким образом, в Как это практикуется 21/з — 3 учебных месяи в настоящее время, ца, при затрате 4 акана свидетельствах людемических часов 4 раза бителей должна делатьв неделю. ся надпись „без права профессии", потверждаПрограмма занятий Спорт или акробатика? Гонки, стоя на мотоющая, что полученное автодорских кружков цикле — одно из последних увлечений на Западе. любителем право упрапрор батывается путем Аля нас это совершенно ненужное трюкачество вления машиной не дает постановки лекций-беемуещеправа поступлесед и чтения докладов, ния на службу в качестве шофера-профессионалаи непосредственным ознакомлением учащихся Возможность пред'явления к любителям-шофес работой местных автотранспортных предприятий рам пониженных по сравнению с шоферами-прои практических занятий в мастерских. фессионалами требований вытекает из особенноПрактические занятия должны выработать в учащихся те основные навыки в управлении автости и характера шоферской профессии и подтверждается данными статистики несчастных случаев мобилем, которыми должен обязательно обладать при городском движении в СССР и за границей. каждый водитель. К практическойездеВ Москве, например (где, правда, условия двиу чащиесядопускаютсяпосле преджения в связи с извилистостью улиц, очень тяв арите ль ного ознакомления с желы), несмотря на то обстоятельство, что на устройством и действием автомовсех машинах сидят шоферы - профессионалы, бильного мотора и всех механизмов статистика несчастных случаев в процентном отш асси . Такой подход к практическим занятиям ношении к количеству находящихся в эксплоапозволяет учащемуся осмысленно относиться ко тации машин показывает более высокий процент, всем проделываемым им за рулем операциям, что чем в городах Западной Европы и Америки. в результате должно выработать в нем известную рефлективность движений. Целый ряд данных позволяет констатировать, что машины общественного пользоВ качестве инструкторов практической езды на автомобилях должны привлекаться высококвалив ания , обслуживаемые, кстати, шоферами-профессионалами и находящиеся в движении значифицированные шоферы, хорошо знакомые с теорией и практикой автомобиля. Учащимся с пертельную часть дня, я вляютсяболееопас ­ ными для городского движения, чем вого же дня занятий необходимо внушить бережное и любовное отношение к машине, прич астныеавтомобилиимотоциклы , за границей преимущественно управляемые любиучить к аккуратности, осторожности, внимательтелями. Это обстоятельство указывает на нености и четкости в управлении ею, воспитать в целесообразность с точки зрения безопасности гоних корректное отношение к окружающей публике родского движения ставить какие-либо препятствия и сознание ответственности за свои действия в предоставлении права управления автомобилем' при управлении машиной. Первоначальные упражнения с рычагом и пеи мотоциклом всем лицам, выдержавшим соответствующие испытания — любителям-спортсменам- i далями желательно проделать на специальномАВТОДОРОВЕЦ!ПРИВЛЕК ЛИ ТЫ НОВЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ И ПОДПИСЧИКОВ К СВОЕМУ ЖУРНАЛУ? 25