ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕСТНЫХ ДОРОГМ. Л. ЛЕОНТЬЕВНачальник Управления местными финансами НКФ ЕТЬ дорог государственного значения по сравнению с царским временем возросла с 11.777 км. до 44.858 км. Сеть дорог местного значения насчитывает: дорог губернского значения — 80.769 км., уездных и окружных—164.387 км., и волостных и районных — 774.894, а всего — 1.020.050 км. Дороги сельского значения (до 2 млн. км.) не финансируются в бюджетном порядке. Недостаточность шосейных дорог в СССР наглядно вырисовывается при сравнении с другими государствами: 1 километр шоссе обслуживает в среднем территорию в Европейской части СССР210 кв. км, а по всему СССР — 910 кв. км., в Сев.-Амер. Соед. Штатах —16,3 кв. км., а во Франции и Англии — 0,8—0,9 кв. км.; при этом на один километр шоссе у нас приходится населения в 24 раза больше, чем в Сев.-Амер. Соед. Штатах, в 33 раза — чем в Англии, и в 87 раз больше, чем во Франции. Такое плачевное положение дорожного (безрельсового) хозяйства обусловливается недостаточностью ассигнований по государственному и местным бюджетам, х отяудельныйвесиабсолютные суммы ассигнований на дорожноедело из годав год повышаются. Ассигнования на дороги государственного значения составили: в 1923 —1924 г. — 5.141,1 тыс. р., в 1924 — 1925 г. —13.160,8 тыс. р., в 1925—1926 г. 17.968,0 тыс. р. и в 1926 —1927 г. — 26.031,2 тыс р. (без содержания аппарата ЦУМТ'а НКПС). Процент расходов на пути сообщения по отношению к остальным расходам на местное хозяйство СССР также повышается, составляя в 1922 — 1923 г. — 1,3 о/о, в 1923 — 1924 г. — 1,2 %, в 19241925 г. —1,6 о/о, в 1925 —1926 г. — 2,0 %, в 1926 — 1927 г.—2,0 о/0. . Расходы на 1 км. протяжения дорог для 1926—• 1927 г. составляют: для дорог государственного значения — 580,3 руб. и местного (губернского и уездного) — 142,9 руб., а включая волостные и сельские — 34,3 руб. СССРСЕсли приравнять в отношении расходов 1 км. дорог с каменной одеждой равным 5 км. грунтовых, то все же окажется, по вычислениям Госплана РСФСР, что по губернским и уездным дорогам этот расход в три раза меньше расхода по государственным дорогам. На 1927 — 1928 год внесено по бюджетам свыше 90 млн. руб., — около 40 млн. руб. на госдороги и 51 млн. руб. на дороги местного значения. Трудовое участие населения вместе с некоторыми суммами по самообложению и со льготным отпуском лесных материалов определяется около 20 млн. руб. Все ассигнования лолжны выразиться, примерно, в 110 млн. руб. Какие источники могут в будущем служить главной базой финансирования дорожного хозяйства местного значения? С нашей точки зрения,— потонный сбор и трудовое участие населения в ремонте дорог. Параллельно с увеличением ассигнований по бюджетам необходимо также привлечение к участию в расходах на дорожное хозяйство промышленных и торговых предприятий. При напряженности государственного и местного бюджетов, чтобы покрыть все колоссальные потребности дорожного хозяйства, необходимо в первую очередь обратить особое внимание на мероприятия, которые стимулируют привлечение населения к трудовому участию в дорожном строительстве. Ряд соответствующих мероприятий, вместе с своевременным и достаточным отпуском на льготных условиях леса на постройку мостов, должны (при более интенсивном проведении, чем это было до сих пор) довести труд крестьянского населевия в дорожном строительстве в переводе на деньги не менее чем на 25 млн. руб. в год. Наконец, для усиления ассигнований местными советами средств необходимо образовать общесоюзный дорожный фонд по союзному бюджету. При децентрализации дорожного хозяйства и его распыленности союзное правительство должно иметь в своем распоряжении те средства, которыми оно могло бы влиять на дорожную6 политику союзных республик в смысле хотя бы постройки в первую очередь таких путей, которые важны Союзу с точки зрения общего товарооборота или индустриализации страны (под'ездные пути к станции жел. дор., пристаням и промышленным и торговым центрам). Достичь этого можно только путем ссуд и безвозвратных пособий на определенных условиях союзным республикам по утвержденным Госпланом СССР дорожным планам на мероприятия общесоюзного значения. В результате этих мероприятий, по сравнению с 1927—1928 г. можно будет в 1928—1929 г. ожидать увеличения расходов на дорожное хозяйство миллионов на 50; эти ассигнования выразятся, примерно, в 160 —170 млн. руб. (включаятрудовое участие населения и льготный отпуск лесных материалов). Все это достижимо при проведении следующих мероприятий: 1. Забронирования по местному бюджету не менее 3 % на нужды дорожного хозяйства. 2. Строгого придания налогу с грузов целевого назначения на дорожное хозяйство. 3. Обязательного проведения во всех республиках дорожной повинности с возможно широким ее стимулированием. 4. Увеличения ассигнований по государственному бюджету с образованием общесоюзного дорожного фонда и образования таких же фондов в союзных республиках.М. ЛеонтьевА ВТОМОБИЛЬ ДЛЯ УСТАНОВКИ СТОЛБОВ и ПОСАДКИ ДЕРЕВЬЕВСОВРЕМЕННАЯ техника создала для рытья больших ям различные вспомогательные приспособления. Тот, кому приходилось наблюдать проводку телеграфных линий, мог заметить, что при этой работе отсутствуют какие бы то ни было технические приспособления, кроме грузовика, на котором подвозятся телеграфные столбы. Наибольшее количество рабочих требуется при рытье ям для телеграфных столбов. - . *• Диаметр ям равен 15 — 20 см., но рытье ямы такого диаметра при помощи лопаты невозможно. Вырытые ямы часто открыты кверху более чем на У2 метра. При этом зря тратится много усилий. Сколько затрачивается лишней работы, легко себе представить, вспомнив, что телеграфные провода тянутся на тысячи километров . На один километр нужно 20 столбов, а на 500 километров необходимо вырыть уже 10 тысяч ям. Рытье ям необходимо не только для установки столбов при прокладка линий, но, напр., и при посадке деревьев ; это вызвало постройку особых машин. На нашем рисунке изображена работа земляного бурава, который водружен на трех'осном автомобиле. Бурав укреплен на кронштейне, прилаженном к платформе грузовика. Во время работы кронштейнустанавливается перпендикулярно, и бурав при помощи смазочного пресса надавливает на землю с силою до 3.000 килограмм. Бурав соединен передачей с мотором автомобиля и делает 40 поворотов в минуту. Если яма достаточно глубока, то пресс вытягивает бурав из земли, а вырытый грунт ложится вокруг высверленного отверстия. Работа идет так скоро, что на обыкновенном грунте в течение часа можно вырыть таким способом от 50до 60 ям. В эти ямы затем вставляются телеграфные столбы,а земля утрамбовывается. Так как диаметр ямы только немного шире диаметра столба, то столб в ней стоит устойчивее , чем в яме, вырытой ручным способом. Если бурав предн азначается для проводки телеграфных линий , то на верхнем конце крон-штейна пристраивается еще вилка, которая придерживает телеграфный столб, чтобы он перпендикулярно входил в землю. При таком способе работы несколько рабочих могут в короткое время установить большое количество столбов. Эга машина в настоящее время применяется очень успешно на каучуковых плантациях для посадки деревьев. Инж. Эльбе7