24
25
26
27
28
29
Большой танк, весом в 51 тонну. Мощность моторов — 570 лош. сил, обслуживание — б человек. На нем — маленький танк в б1^ тонн. Снимок показывает, как далеко ушло вперед танкостроение в Америке w^JS***''Проф. А. ВЕРХОВСКИЙШЕСТИКОЛЕСНЫЙ АВТОМОБИЛЬ и ВОЙНАОГРОМНАЯ трудность достижения победы в современном бою заключается в том, что войска пешком и на коне передвигаются слишком медленно по сравнению с жел.-дорожным транспортом. Это прежде всего сказывается на том, что побежденный противник быстро выскальзывает из-под удара, подвезя подкрепления в поездах к месту обхода или прорыва, останавливает свежими частями развитие успеха и, пользуясь этим, отступает и залечивает нанесенные ему раны. Победа, достигнутая громадным трудом, напряжением нервов и мускулов, ускользает из рук, ибо не удается разбитого врага окружить, добить или взять в плен, потому что победоносные части выдыхаются и не в состоянии довести до конца достигнутый успех. Как мировая, так и гражданская война не знают ни одной окончательной победы вроде Седана или Ватерлоо, которые решили бы войну, выведя из строя или взяв в плен армию врага. Так, после нашей победы в 1920 году поляки ушли и восстановили свои силы для контр-удара под Варшавой; так, французы ушли в 1914 году после поражения и восстановились для удара^под Парижем. Чем же об'яснить эту особенность прошлой войны? Что нужно для того, чтобы довести победу до разгрома противника? Нужна быстрота; нужно броситься и уничтожить мозговые центры противника — его командование. Нужно догнать его, бегущего в панике, окружить, взять в плен или уничтожить. Достичь этой скорости на конских ногах нельзя. Предельная суточная скорость пехоты до 40 км. и конницы до 100—для этого оказалась недостаточной. Железные дороги, выполняющие перевозки на самом поле сражения, сделали невозможным то, что в 1870 году еще можно было сделать,—окружить врага. Громадное напряжение и огромный героизм нашей кавалерии в 1920 году не был достаточен для того, чтобы закончить разгром противника, вырвавшегося из-под удара. Конница Буденного и корпус Гая не смогли во-время заскочить в тыл, обогнать врага, отрезать его отступление, прервать его жел. дорови так, чтобы нельзя было подвести резервы. Но если бы удалось довести скорость до 150—200 км. в день ис этой скоростью бросить в тыл врага сильные части, то окружение, несмотря на помощь жел. дор., было бы возможно. То, что не в силах выполнить конь, то может сделать машина, в данном случае — автомобиль. Нам возразят, что хорошо об автомобиле говорить во Франции, но по нашим „радостным" дорогам автомобиль не пройдет, и часто кавалерия, используя мускульную энергию коня, пройдет быстрее, чем автомобиль при помощи бензина. Так было в 1920 году. Но сейчас есть изумительное изобретение, которое переворачивает все предположения о невозможности ездить по плохим дорогам. Это — шестиколесный автомобиль с четырьмя ведущими колесами. Историю его наш видный военный автомобилист Брусянцев передает на докладе в Военной Академии так. В 1922 году французская фирма „Ситроен" купила у инженера Кегресс его изобретение, делавшее автомобиль вездеходным. Это была резиновая24 лента на роликах, вместо задних колес. Такой 2—3 разамедленнее , ничем не сможет боавтомобиль гордо пересёк Сахару, но при тщароться с прорывами и окружением. тельном военном испытании лента не оправдала Мало того,на такой машине разведчик монадежд. Она быстро снашивалась и не была жет двигаться и по дорогам, и по открытому годна на неровном и каменистом грунте. Тогда полю, об'езжая создавшиеся препятствия, и быфирма „Рено" построила 3-осный автомобиль с стро выяснять обстановку. Если бы мы имели двумя ведущими колесами. Он тоже показал больтакие машины в 1920 г., мы во-время узнали бы шую проходимость, также перешел Сахару и был о грозящем нам ударе Пилсудского под Варшапринят на вооружение французской армии. Но и вой из-за Вепржи. На такой машине можно пода ­ его далеко нельзя нав атьвойскам грузвать вездеходным: он зы на фронты без доплохо проходил канавы, рог, об'езжая обстрелине мог ходить по доваемые врагом участки рогам с сильными ухапути прямо по полям, бами и рытвинами. подвозить снаряды пряЗадача была почти мо под батареи; такой в полной мере решена машиной можно заме ­ английским генеральнить громадные ным штабом. Он прок онскиеобозы , ковел с машиной „Рено" торые ныне становятся ряд испытаний и усодобычей авиации врага. вершенствовал ее. Ве6-колесный автомобиль дущие колеса были сдеоткрывает новые форланы так, что могли мы войны. гибко применяться ко Будь у нас такие мавсем неровностям и шины под Варшавой, ухабам дороги. Машина мы могли бы во-время получила балонные шиперебросить рены низкого давления. зервы и отразить Такая машина (выфланговый удар врага. полнена заводом „ТорСловом, нет области. никродат") с делалась тактики.где 6-колесный вездеходной для поавтомобиль не внес бы требностей гражданскорезких изменений. Тот, го транспорта. Ее искто их имеет, получаетпользовали и для мотогибкость и свободу маризации армии, заменяя невра. С другой стороею обозы не только ны, спрос на такую макорпуса и дивизии, но шину есть не только даже рот и батальодело военное. На блинов. Для шестиколесжайшие 10 лет нельзя ных автомобилей ни рассчитывать,чтобы мы грязь, ни песок, ни построили в нашем дождливая погода, ни Союзе такое количествобездорожье не являкаменных дорог, котоются препятствием, и рое связало бы все медтолько в болотах и Мотоцикл-вездеход, имеющий три колеса, ввевежьи углы нащей страснежных заносах она денный в английской армии. Передача на оба ны. 6-колесный автомоне проходит. Нужно, задних колеса, диаметр которых меньше, чем биль мог бы обеспечитьпереднего. Мотоцикл легко передвигается по люподвозтоваров всей масоднако, сказать, что бой дороге и бездорожью и хорошо берет поц'емы се кооперативов, разброавтомобиль по такой дороге не пройдет так санных в стране. же. как не пройдет по ней и груженая телега. Нам скажут, что шестиколесный автомобиль. Появление такого автомобиля внесло перевостоит дороже четырехколесного. Это верно. На рот в военное дело. На шестиколесном автомо20—25% его цена дороже. Но применение автобиле пехота и артиллерия могут следовать, не мобиля в Сирии, Африке, Южной Америке покауступая в быстроте танкам, закрепляя достигнузало, что если первоначальная стоимость шеститый ими успех. Танки и вездеходные авто пошли колесного автомобиля стоит дороже, то эксплоана сформирование нового рода войск — моторитация его на нешоссированной дороге обходится зованных отрядов, опыты с которыми ставятся вв несколько раз дешевле, чем эксплоатация на Англии и Америке. Такие отряды прошли на матакой же дороге обычного грузовика. Поэтому на неврах 200 км. в сутки, а таковалина магрунте он окупает расходы, произведенные при невреСальсбюрипехотнуюдивизию его покупке. Там, где обычный автомобиль лоп ротивникаиуничтожилиее . Вот тамается и расходы на ремонт растут чрезвычайно, кие бронированные и моторизованные войска, где обычный грузовик просто останавливается,— приданные коннице в 1920 году, могли бы дотам шестиколесная машина проходит легко и ее вести окружение поляков до конца у Житомира, первоначальная дороговизна окупается с лихвой. Волковыска и Минска и сразу прикончить войну. Мне кажется, что когда мы сейчас создаем Проблема, не разрешенная в прошлой войне, монашу автомобильную промышленность, то вопрос жет быть теперь разрешена. о постройке шестиколесных полуторатонных груНаоборот, армия, не имеющая таких машин, зовиков для деревенской эксплоатации должен быть поставлен у нас на обсуждение. вынужденная ходить пешком и на коне, т.-е. в25 12.000 КИЛОМЕТРОВ без ДОРОГ на ШЕСТИ!<ОЛЕСНОМ АВТОМОБИЛЕЛЯ ПРОИЗВОДСТВА изысканий при постройке цементированной автомобильной дороги отРио деЖанейро до Лимы, связывающей восточное и западное побережья Южной Америки,американский инженер Куртевиль предпринял специальную поездку на шестиколесном автомобиле. Его экспедиция состояла из трех человек. Путешественникам предстояло пересечь обширную пустыню и горные цепи, высотой 4.000—5.000 метров. Первый переход в 900 км. был совершен в два дня. На 1.558-м км. автомобиль вступил в тропический лес. Огромные колючки, длиной 10—15 см., пробивали шины, и экспедиция принуждена была поминутно останавливаться для чинки камер. Наконец среди пустыни, расстилавшейся на 900 км., из-за серьезной поломки перестал работать мотор. Положение становилось критическим. Случайно проходившие повозки выручили потерпевших, взяв на буксирДл ад трещиной крутого склона лившаяся от дождей на протяжении двух км. Две попытки соорудить плоты не увенчались успехом,—плоты не выдерживали тяжелой машины. Пришлось опять разбирать автомобиль на части и доставлять их на другой берег вплавь на сшитых воловьих шкурах. Чтобы переправить все части потребовалось 60 таких рейсов. Переход через Анды был совершен на мулах. Автомобиль в разобранном виде погрузили на 38 мулов, при чем шасси было распилено на части. Путешественники, пройдя перевал, все же находились на высоте 4.400 метров, и когда собрали машину, то оказалось, что мотор в разреженном воздухе и при 15 градусах мороза может давать скорость не свыше 8 км. в час. Проезжая горы, спускавшиеся отвесно к морю, автомобилисты должны были проявлять акробатическую ловкость, чтобы не свалиться со своей машиной в пропасть.Автомобиль переезжает реку вбродмашину до города, где путешественники и приобрели новый мотор. Еще большие трудности ожидали экспедицию впереди. В Боливии начались дожди, и путешественники должны были проехать 700 км. через затопленный девственный лес. Однажды автомобиль опрокинулся в болото и оставался в таком положении два дня, пока его не извлекли оттуда. В другой раз одиннадцать пар волов не могли вытащить застрявшую машину,— пришлось ее разбирать и перевозить по частям за 4 км. от места аварии. Через небольшие реки, шириной от 50 до 200 метров и глубиной 1,51,8 метра, автомобиль переезжал вброд, при чем необходимо было тщательно обвертывать резиной части мотора, который почти весь находился под водой. Такая процедура повторялась до двадцати раз. В одном месте автоВолы тащат автомобиль по болотистой местности вблизи гоаниц Боливии мобилистам преградила путь река, раз26 На протяжении 100 км. автомобиль двигался по руслу реки. Громадные камни загромождали речное дно. и экспедиция должна была взрывать их, чтобы освободить для себя проход. Пресной воды уже нехватало, и приходилось употреблять На высоте пяти тысяч метров..для радиатора морскую воду. Несмотря на все затруднения, автомобиль с путешественника ми благопо лучно прибыл к месту назначения. Поездка обошлась в 180 тыс. рублей. Расстояние в 12.000 км. было покрыто в 11 месяцев и1 день.!НЕМЦЫ о НАШЕМ АВТОБУСНОМ СООБЩЕНИИЕМЕЦКИЙ ежемесячник „Motor" приводит в октябрьском номере следующую информацию о состоянии и путях нашего автобусного транспорта: „Возможность развития автобусного сообщения в Советском Союзе не только не меньше, а, вероятно, даже больше, чем в остальных европейских странах. Недостаток капиталов и теперешнее состояние дорог—самые крупные помехи на пути использования этих возможностей. По скромным подсчетам выходит, что при теперешнем росте курортного сообщения (на Кавказе, в Крыму и на Украине) для удовлетворения хотя бы половины назревшей потребности в автобусах нужно будет на ближайшее время около 4.600 автобусов разной величины. „В Крыму, напр., на треугольнике Симферополь — Севастополь — Ялта для поддержания связи между Ялтой и обеими ж.-д. станциями курсировало около 350 автобусов, обслуживавших 210.000 человек. Размах курортного сообщения виден из того, что, по приблизительным исчислениям, Крым посетило в прошлом году lJ / a млн. человек, при чем многие курорты Крыма вовсе не захвачены автобусным сообщением. „На Кавказ по планам предполагалось отправить 8а последние 2—3 года 1.300—1.400 автобусов (для Сочи, Красных Полян и др. береговых курортов). В настоящее время с трудом удалось стянуть туда 100—150 машин всевозможных марок. Маленькие баркасы и катеры—еще недостаточная помощь.Н„Автобусное сообщение не ограничивается, однако, только курортами. СССР располагает слабо развитой ж.-д. сетью; этот пробел, в особенности в промышленных районах, может быть восполнен автобусами. Вокруг Москвы, Ленинграда и др. центров лежат многочисленные города с быстро растущими населением и промышленностью (назовем Серпухов, Богородск и Коломну). Средняя отдаленность этих пунктов от Москвы равняется 65 км., при максимальной отдаленности в 105 км. Только на эти пути по экономнейшим расчетам требуется 400 автобусов. „На первое время годичное увеличение числа машин должно дойти хотя бы до 10%. Подобное же положение ив Ленинграде, и в Харькове, и в Кирреспублике и т. д. Москва в короткое время довела свой автобусный парк до 400 машин, главным образом английского производства; и это несмотря на раздававшиеся возражения, указывавшие на препятствия, представляемые московскими мостовыми. Подобное развитие видим ив Киеве, стоящем сплошь на горах и холмах, где мы 4 года назад не видели ни одного автобуса. Несмотря на то, что Коммунальное хозяйство не располагает большими средствами, теперь там эксплоатируются уже 25—30 автобусов („Мерседес"). Для русских условий подходят, главным Образом, два типа автобусов, а именно, 12—15 и 30—40-местные".ю. л.АВТОБУСЫ в СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ^СТАНОВИЛОСЬ автобусное сообщение (на У шестиколесных и гусеничных автобусах) из Тугурта и Тоцеура по пустыне Сахаре через оазис Эль - Уэд в Северную Африку. Машины весь этот путь покрывают в2 дня, тогда как раньше требовалось 2 недели („Weltmotortransportkongress"). „Всеобщая Транссахарская Компания" установила правильное автобусное сообщение на 1.400километровом пути из Коломб-Вехар (франц. Марокко) в Гао на Нигере (Сенегамбия). Путешествие продолжается 6 дней. Пока в месяц совершается 1 рейс („Pragerejlageblatt"). „Итальянское Общество Автотранспорта" установило правильное автобусное движение на путях общим протяжением в 1.600 км., ведущих из Триполи в Габес, Сфакс, Тунис и т. д. („Motor").27 АВТОМОБИЛЬ в ОКТЯБРЕ 1917 ГОДАВ Октябрьские дни 1917 года. Группа красногвардейцев D ПРОШЛОМ номере „За Рулем", мы указы*-* вали на значительную роль, которую сыграли в октябре 1917 года большевистски настроенные технические и специальные части петроградского гарнизона (бронечасти, мотоциклисты и др.). „Наиболее типичным для Октябрьских дней является грузовик с вооруженными рабочими и матросами, управляемый опытным большевикомшофером"— отмечалось в заметке, указывавшей, что, к сожалению, снимков с этих исторических групп почти не производилось. Мы помещаем еще один редкий подлинный снимок, изображающий группу красногвардейцев на одном из первых захваченных грузовиков.АКРОБАТИКА или НЕОБХОДИМОСТЬ?№ 5 „За Рулем", на странице 25-й, помещен снимок с двумя гонщиками на мотоциклах стоя — „Спорт или акробатика?" Для мотоциклиста гражданской службы, да еще с коляской, быть мото-джигитом не обязательно. Что же касается военных мотоциклистов, для них это крайне необходимо (необязательна стойка). Мне приходилоаь работать на „Харлеях" в старую войну ив Красной армии, и действительность подчас заставляла заниматься трюкачеством. Грош цена военному мотоциклисту, если он будет деревянно ездить и сидеть на машине, как корова, не говоря уже о том, что он не сможет стрелять на ходу и не в состоянии будет повести машину в случае повреждения руки. Если у мотоциклиста военной связи нет исключительной способности в езде, навыка, эластичности, гибкости корпуса,«он не поведет одиночку по песку, грязи, снегу, особенно на под'емах. Уметьс стать ногами на седло необходимо при переезде ручьев и луж, в которые частенько приходится нырять во время больших военных переходов. Я лично долго и настойчивоВтренировал езду на мотоцикле без руля, стойку и езду боком, с перекинутыми по одну сторону ногами без руля, и это дало мне возможность научиться уверенно проезжать по узким тропинкам, быть устойчивым в мягком грунте и стрелять на ходу, держа винтовку двумя руками,— последнее—самое важное. Как известно, в старую войну русские казаки были пугалом для австрогерманской армии не столько из-за своей исключительной храбрости, сколько потому, что они были джигитами. Крайне нужно, чтобы наш военный мотоциклист был джигитом и пугалом для врагов социалистического государства. Красный мотоциклист связи в нашей армии должен обладать исключительной способностью езды, должен уметь стрелять из карабина (в крайнем случае, из револьвера) на ходу, иначе он не оправдает своего назначения, особенно если придется вести операции на нашей территории при нашем бездорожьи.КиевМихаилГрабовский28 МОТОЦИКЛЕТНЫЕ ДЖИГИТЫ• -I .На страницах „За Рулем" мы уже не раз отмечали огромное увлечение современного Запада всевозможными трюковыми упражнениями на мотоциклах. Разнообразные виды мотоциклетных гонок с естественными препятствиями — шестидневные и другие,— повидимомч, уже не удовлетворяют западных и американских спортсменов. Мы демонстрировали нашим читателям прыжки на мотоциклах (см. „За Рулем" № 3, стр. 46), игру в гольф на мотоциклах („За Рулем" № 4, стр. 40), гонки стоя на мотоциклах („За Рулем" № 5, стр. 25) и другие трюки. Помещая в виде дискуссионного материала по вопросу, необходима ли тренировка мотоциклетных трюков в СССР, письмо тов. М. Грабовского, мы дополняем фото-информацию о мотоциклетных трюках на Западе помещаемыми снимками. На 1-м снимкебалансировка мотоциклиста с пассажиром на спине, на 2-м — прыжок сквозь обруч, на 3-м —крутой поворот спиной к рулю, и на 4-м—состязание на прыжок в высоту29