24
25
26
27
Mux. ПРЕЗЕНТ.УПОРЯДОЧЕНИЕ УЛИЧНОГОДВИЖЕНИЯНа улицах и площадях Москвы тесно и беспорядочно А 1927 год по городам РСФСР зарегистрировано 810 тысяч штрафов за нарушение правил уличного движения. Если штраф равен одному рублю, то 810 тысяч рублей перешли из карманов граждан к государству и пошли по своему назначению. Если бы на эти деньги были построены новые хорошие мостовые и тротуары, то такой неналоговый доход можно было бы только приветствовать. Но дело не в штрафах, а в человеческих жизнях. Известно, что штраф можно взимать с человека, у которого ногу еще не отрезало или у которого не раздроблен череп. В центральных ведомствах всех союзных республик вопросами регулирования уличного дви'жения еще никто вплотную не занялся, в статистических органах не имеется сведений о количестве и видах несчастных случаев на улицах. Между тем, это—вопрос, заслуживающий самого серьезного внимания. Рост населения городов соответственно повышает кривую роста несчастных случаев. Одновременно, хотя и чрезвычайно медленно (и это — одна из главных причин несчастий), увеличиваются транспортные средства. Впереди всех городов Советского Союза по количеству несчастных случаев идет Москва.Фото А.ШайхетаЗ2.000 улиц, переулков и тупиков, около 50 площадей, 21 рынок, 10 товарных станций, 9 вокзалов, 45 городских мостов, — это Москва. Тысячи искалеченных и мертвецов — это тоже Москва. В Ленинграде догадались создать специальную инспекцию уличного движения, со штатом в 22 человека. Там подошли к вопросу об уничтожении уличной бойни по-европейски: специальные люди, специальные средства, авторитет, власть. В Москве не подошли к разрешению этого вопроса никакими путями. То, что делается в этом направлении в Москве, может только служить темами для фельетонов, работы РКИ, возмущения и всего прочего, что сопутствует нераспорядительности, халатности и топтанию на месте. А Москва, как известно, задает тон другим городам. Хорош пример! Что делается в этом отношении в Москве? В инженерном под'отделе отдела благоустройства Московского Коммунального Хозяйства Московского Совета сидит молодой инженер, на которого (одного человека!) возложили междупрочимиделами обязанность регулировать уличное движение столицы шестой части мира. Так как этот инженер, естественно, с такой нагрузкой справиться не в состоянии, то24 В московской милиции и административном регулирование уличного движения висит в воздухе. отделе губисполкома нет ни одного человека Этой же областью работы, но с точки зрения подзнающего автомобильное дело. Дело доходит, держания внешнего порядка, заинтересовался как рассказывал в Автодоре зам. начальника административный отдел Московского губисполкомосковского административного отдела, до того, ма, пытающийся средствами милиции помочь инчто для экспертизы в суде по делам о наруженеру из отдела благоустройства. На обязанности шении правил уличного движения, экспертов последнего, лежит планировка улиц и площадей, приходится приглашать с бири забота . о внешнем виде жи труда. города. М ежду прочими Московское население чрезд елами инженер из отдела вычайно не дисциплинировано. благоустройства занимается Основное правило — движениеизучением потоков транспортпо правой стороне—совершенных средств и пешеходов, но не выполняется. Вывески. расстановкой (кустарной!) сигна трамваях и плакаты в автонализации (тоже кустарной!) и бусах, очевидно, существенной! прочим. Какой получается эфроли не играют. Агитационные фект от такой непомерной для крохи нужно заменить подлинодного человека работы, да ной агитацией, а для этого нужеще при полном отсутствии ны, средства. Жесткая система. средств, москвичи прекрасно штрафов, специальная инспекна себе испытывают. В связи ция, кино, радио и пресса, дос беспорядочным уличным двиклады в школах и др. места» жением в 1926 г. в Москве могут научить москвичей перепроизошло 1.600 несчастий, ходить улицы на перекрестках в 1927 г. —2.292, и за первое (и без чтения газеты в этополугодие нынешнего года — время!), ходить по тротуарам,, 1.083, т.-е. ea 2V2 года на улиа не вдоль мостовой. Нужноцах и площадях Москвы искасказать, что хождению по молечено (15% из них умерли) стовым в значительной степе4.975 человек. Сюда не входят ни помогает МКХ, не могущее случаи, не зарегистрированные урегулировать уличную торговни милицией, ни станцией сколю и расставившее киоски и рой помощи. лотки не там, где следует. ТроЧто представляет собою мотуары загружены лотками, киосковская милиция? При 36% сками и корзинами сверх всятекучести состава московской кой меры, и прохожие вынумилиции, при отсутствии спеждены ходить по мостовой,, циалистов данного дела и обувеличивая тем самым количеразцовой школы, — милиция не ство несчастных случаев. может как следует притти на помощь урегулированию уличДля того, чтобы показать, ного движения. Положение это, в каком диком положении наочевидно, правильно для всех ходится регулирование уличкрупных городов Союза, но ни ного' движения столицы Советодин город (по крайней мере, ского Союза, сравним это пов РСФСР), кроме Ленинграда, ложение с Берлином, который не учел этого обстоятельства. можно взять за образец. Только Ленинград в этом смысПрежде всего, весь Берлин ле идет впереди всех городов. залит асфальтом или частью замощен брусчаткой. Все берНо московская милиция, даже линские улицы точно распреесли бы она имела в своем делены на три разряда, в зависоставе образцовых милиционесимости от грузонапряженноров, прослушавших курсы в сти, многолюдности, потоков специальной школе, все равно уличного движения. И эти три не могла бы справиться с уличразряда должен знать каждый ными транспортными безобра...За август 192S г. московская мишофер. Во всяком случае, на зиями. лиция привлекла 20 тысяч человек экзамене на право управления Пример: за август 1928 г. к ответственности за нарушение автомобилем он должен перемосковская милиция привлекла правил уличного движения числить по памяти улицы пер20 тысыч человек к ответственФото А. Ш айхета вого разряда. ности за нарушение правил Напомним, что в Берлине около 80 тысяч автоуличного движения, из них 11.600 шоферов, т.-е. мобилей, из которых 10 тысяч таксомоторов, каждый шофер чуть ли не три раза в месяц подвермного автобусных линий, около 200 трамвайных гается штрафу, главным образом, за превышение скоростной нормы; при этом любопытно, что самые линий, разветвленная сеть подземной железной злостные нарушители правил уличного движениядороги, электрические поезда, поезда городской автобусы и таксомоторы коммунального отдела. железной дороги. Управлять таким огромным Если случается несчастье от движения автомобиля, количеством транспортных средств при многолюдности Берлина—не очень простая вещь даже милиционер, совершенно не знакомый с устройдля немцев. Чтобы притти к тому чрезвычайно ством машины, типом, маркой и пр., в сущности простому и остроумному способу регулирования вынужден составлять акт (сам по себе абсолютно уличного движения, какое в настоящее врем л неудовлетворительный) под диктовку шофера.25 имеется в Берлине, поскались и не поворачинадобился опыт невались, а менялся цвет скольких лет. В резульогней. Затем крылья тате этого опыта Бербыли убраны, семафоры лин имеет электричеуступили место столскую сигнализацию, ребикам с фонарями, когулируемую механичеторые зажигал полиски и занимающую труд цейский, перешедший всего двух человек — с мостовой на тротуар. электротехников, дежуЗатем фонарь перекорящих в сигнализациончевал с улицы в воздух ном центре. Эта элеки повис между домами трическая сигнализана цепи. Однообразие ция регулирует, строго высоты берлинских договоря, движение не мов позволило укревсего Берлина, а только плять эти фонари на главных артерий. На одной горизонтали. В менее важных участках фонаре (четырех или города действует челотрехстороннем) прибавеческая сила — поливился еще один цветцейские в белых пержелтый. Таким обрачатках и отживающие зом, если вверху фонасемафоры, приводимые ря загорался красный • движение рукой. Все в цвет,—это означало затри типа сигнализации прещение ехать. Одноработают до 10 часов временно внизу, но с вечера, когда жизнь другой стороны, загоСОБЛЮДАЙ ПРАВИЛА города несколько заралась зеленая лампа: медляется в своем темвстречному потоку разУЛИЧНОГО ДВИЖЕНИЯ пе. После этого срока решалось продолжать автомобили, трамваи и свой путь. Между краспешеходы сами регулиным и зеленым цветами ПРАВОИСТОРОНЫ руют уличное движение, на очень короткий срок м только на главных со всех сторон фонаря улицах и площадях Агитплакат об уличном движении загорался желтый'цвет, полицейские взмахами что означало для однорук чередуют потоки автомобилей и пешеходов. го потока предложение приготовиться к тормоПосмотрим эволюцию берлинской сигнализации. жению, а для другой — предложение приготоОдним из первых достижений, отходящим теперь виться к движению. Полицейский был убран ик вечность, но занимающим еще взоры провинс перекрестка, и с тротуара, и все виды трансциалов, приезжающих в Москву, был семафор. порта обратили свои взоры на фонарь. ОсвобоТехнически он был выполнен значительно лучше дившиеся полицейские были частью переброшены московского—полицейский размахивал крыльями в районы, где движение хотя и меньше, но надеревянного аппарата. Впоследствии, для вечеррастало, и где электрическая сигнализация еще ней сигнализации, в крылья аппарата были поне была нужна; частью полицейскими были усимещены электрические лампочки красного и лены посты в местах сильного уличного скоплезеленого цвета, при чем вечером крылья не опу- ния, где одной электрической сигнализацией неш*$Движение на тротуарах хаотично.,Фото А. Ш айхета26 Берлинский асфальт, которым покрыты почти обойтись. Надо заметить, что в Берлине сущевсе улицы и площади города, укатан шинами ствует специальная транспортная полицейская инспекция, которая регулирует уличное движение автомобилей и блестит, как блестит наш асфальт и, пользуясь непререкаемым авторитетом поли- после дождя. Зеркальная поверхность Берлина, цей-президиума, диктаторствует в этих вопросах. к сожалению, имеет и отрицательную сторону: Функции полицейских, регулирующих уличное двиавтомобили на этой поверхности при поворотах жение, помимо указанных выше, еще и следуюопрокидываются, и нет дня, чтобы газеты не щие: они дают справки,касающиеся расположения опубликовали очередной автомобильной или улиц и площадей, указывают, как кратчайшим автобусной катастрофы, вызванной именно путем пройти или проехать, следят за тем, чтобы скользкостью асфальта, особенно в дождливое шоферы и пешеходы не нарушали правил уличвремя. Это обстоятельство стимулировало опыты ного движения, т.-е. чтобы остановка движения с новым асфальтом. Недавно опыты эти закондоходила до определенной черты, отмеченной чились с большим успехом: в Тиргартене на стаспециальным столбиком со стрелкой, чтобы перую асфальтовую дорожку был наложен слой шеходы переходили улицы в местах, специально нового асфальта, покрытый, к тому же, мелкой для этого отведенных, -и уж во всяком случае на липкой грязью, на которой авто скорее заносится. перекрестках (берлинцы вдоль улиц не ходят!), По этому новому асфальту были пущены автоследят за скоростью хода машины, следят, чтобы мобиль, автобус, мотоцикл, заторможенные одноу всех мавр еме нн о. шин работаМаш ины ли выбрасыост ан ов ивающиеся с лись без всядвух сторон кого заноса. стрелки, укаБлестящие зывающи е результаты сторону, в опытов п окакую завослужили рачивает маоснованием шина. Водля предваобще у них рительных много рабопереговоров ты, у этих по перекрытранспорттию всего ных полиБерлина цейских. Ра(6 млн. кв. ботают они м. перекрыудивительно тия новым четко, веасфальтом, жливо, внимат ельн о, квадратный предупредиметр которотельно. Наглядное обучение будущих шоферов и любителей правилам уличного го стоит75к.). движения. Урок теоретический — макет улицы сделан на'столе. Пре9 млн. марок Недавно подаватель имеет возможность прежде чем допустить молодого не остановят электриче ­ автомобилиста к езде по улицам, наглядно проверить его знания праберлинский муниципалиские трехвил уличного движения тет от того, цветные сигнализационные фонари проделали еще однуэволю- чтобы этой мерой уменьшить количество несчастцию: в 10 часов вечера фонари, как указано выше, ных случаев, расходы на поломанные машины гаснут. Несмотря на то, что Берлин залит элеки на пенсии искалеченным людям. тричеством, уличный свет увеличен еще за счет Крупные города Советского Союза должны сигнализационных фонарей: в нижней части фоперенять практику Европы и Америки в вопронаря приделана огромная электрическая лампочсах благоустройства, упорядочения уличного двика, зажигающаяся в 10 ч. вечера, когда гаснут жения, уменьшения количества несчастных слуцветные фонари на сигнализационном аппарате. чаев. В этом отношении, повторяем, Ленинградединственный город, который предпринимает изЭлектрические сигнализационные установки вестные шаги. Москве предстоит большая работа, подвешены через каждые две улицы и сигнализируют автоматически через каждые полминуты. чтобы уничтожить уличный хаос, уличную торЗажигание желтого фонаря входит в эти полмиговлю, грязь, научить московское население нуты. Все построено с таким расчетом, чтобы (лучше всего, пожалуй, сделать это администраавтомобили имели возможность двигаться с нетивными мерами) ходить и ездить организованно. большими задержками у фонарей. На некоторых Тогда, наверное, значительно уменьшится происплощадях и перекрестках, где пешеходное двиходящая на улицах смертность от несчастных жение небольшое, движение автомобилей регуслучаев. лируется электрическим фонарем из толстого При Автодоре создана специальная комисстекла, установленным на самой мостовой. Автосия по урегулированию уличного движения в гомобили об'езжают фонарь. родах, в том числе ив Москве.Подписчикам „ЗА РУЛЕМ" на 1929 год предоставлена льгота: они могут получить собрание сочинений А. П. Чехова (24 тома) за доплату 11 р. 50 коп. 27