Вид самодельного горбатого мостаКАК ПОСТРОИТЬ ПРОСТЕЙШИЙ мостикОТЯ полотно большинства наших грунтовых дорог не подверглось никакому искусственному улучшению, все-таки „с грехом пополам" по ним можно ездить. Если же в пересечении дороги с речками и ручьями, где вода течет постоянно, или же с суходолами, оврагами и искусственными канавками, где вода течет только во время дождей и от таяния снега, не устроить мостов, мостиков, труб или лотков под полотном дороги для того, чтобы перепустить воду с одной стороны дороги на другую, в таких местах нельзя будет совершенно проехать. Поэтому устройство этих сооружений, называемых „искусственными", является первым шагом в деле устройства всякой дороги. Мы имеем много примеров неудачной постройки простейших мостиков, производимой местными силами, при отсутствии технических указаний, с грубыми ошибками, сводящими на-нет значение моста, как водопропускного сооружения. А между тем, чтобы возвести технически грамотное сооружение, с относительно небольшими затратами, нужно немного искусства и старания. Мы постараемся охарактеризовать главнейшие недостатки, встречающиеся на практике в кустар-Хных приемах постройки небольших деревянных мостов и приведем пример технически грамотного устройства такого мостика.Главнейшие ошибки при кустарной постройке деревянных мостовПри постройке деревянных мостов своими силами, без технического руководства, ошибки имеют место в отношении выбора материалов для работы ив способах „конструирования^". Вместо того, чтобы употребить хвойный лес, отличающийся прямизной, иногда берут лиственный, неровный. На юге, где нет хвойного леса, применяют лиственные породы—дуб и бук, но так как длинных прямых частей из них сделать нельзя, то здесь обычно каменные мосты предпочитают деревянным. Наиболее прочной породой хвойного леса является сосна; ель слабее и при забивке свай из ели голова сваи при ударах по ней легко „размочаливается". Но и хороший сосновый лес ^может оказаться мало пригодным для постройки. Чаще всего это происходит вследствие небрежного хранения его,—он „запаривается", приобретает красный цвет, что является первым признаком его порчи. В употребление должен иттилес, по крайней мере, прошлогодней рубки. Сырой лес плотникам трудно обрабатывать. После высыхания части его искривляются, что ведет к ослаблению моста. Одна из часто встречающихся ошибок при устройстве деревенских мостов, — зто употребление „неокоренного" леса. Кора, оставаясь на бревнах, мешает распознать здоровый или больной лес, а в дальнейшем способствует быстрому загниванию даже здорового леса. Бревна нельзя употреблять без предварительной их „правки". Вследствие некоторой естественной „коничности" и кривизны бревна его необходимо выправлять по шнуру, стесывая лишние части по линии, указываемой шнуром.;.*| j.,,1 W-'. ... t«»«*.j- ! л i_L ЬйР 'Тип простейшего деревянного мостика на стульях2 что поверхность воды выпукла в средней части? А отсюда — „горбатые" мосты, устройство которых неблаго> приятно отзывается на работе всего сооружения под действием нагрузки. Переходя к неправильностям отдельных частей моста, от которых больше всего страдают проезжающие, следует упомянуть практикующееся устройство настила проезжей части в виде чрезмерно тонких жердей в2 — 3 вершка толщиной, которые не закреплены на месте так называемыми „ п рижимными " брусьями, а поэтому при проезде по ним поднимаются и опускаются,как клавиши рояля. При правильном устройстве неДетали врубок: соединение стула с насадкой и укладка бревен обходимы прижимные ,«8. в застенках (справа) брусья, которые удерживаются на месте врубкой в прижимные тумбы. Вот некоторые главнейшие соображения, какие необходимо иметь в виду при выборе и загоОчень часто; ^поставив в процессе устройства товке леса для устройства деревянных мостов. моста опоры его в виде „стульев", или забив Трудно перечислить все промахи, которые сваи, не устраивают „насадок", т.-е. бревен, допускаются при конструировании моста, вследнасаживаемых сверху на опоры, находящиеся в ствие разнообразия и многочисленности их. Укажем на главнейшие из них. Очень часто не отдают себе отчета в том, что важнейший период службы моста,— время весенних вод, или сильных и продолжительных дождей, когда количество проходящей воды и ее уровень значительно повышаются. Часто забывают, что для пропуска воды в этот период необходимо, чтобы мост имел достаточные отверстие и высоту, больше, чем это нужно в обычных условиях. Если отверстие и высота слишком малы, то такой мост может быть снесен полой Соединение прижима с прижимистой тумбой водой. Нам приходилось видеть летом небольшие мосты, устроенные поч:и на одном уровне с поверхностью воды. Разумеется, такие мосты буодном поперечном ряду, а прямо кладут прогоны бут снесены весной, или даже при сильном на головах свай. Вследствие этого мост, устроендожде. Отверстие моста расчитывается по ный на таких стульях или сваях, не может иметь особым правилам, или же назначается, исходя достаточной жесткости нив продольном, ни, тем из некоторых технических данных. более, в поперечном направлении; он при проВстречаются ошибки и противоположного хаезде по нем будет ходить „ходуном", и при этом рактера; неизвестно на основании чего некоторые легко может произойти крушение. решают, что мосты в середине должны быть Из ошибок в соединениях отдельных частей выше, чем по краям. Может быть предполагают, моста, говоря о „врубках", отметим, что ошибки эти, рассеянные в отдельных точках всего моста, все же, вследствие своей многочисленности, оказывают также вредное влияние на все сооружение. Самые соединения очень часто делаются не на месте. Например, стыки прогонов по длине устраиваются не на опорах, а в пролетах. При этом уничтожается всякое значение прогона, как балки, лежащей на опорах и обязательно цельной в пределах пролета. „Врубки" делаются так, что они не обеспечивают передачи усилий с одного элемента моста на другой, или чрезмерно ослабляют соединяемые части, или устраиваются так, что в них легко затекает вода и, не имея выхода, вызывает постепенное гниение дерева. Способы соединения прогона и насадкии1f1щШ3 Указания, как правильно сделать простейшие из этих соединений, а также номенклатура отдельных частей и порядок устройства небольшого мостика, видны из изложенного ниже.Пример правильного устройства деревянного мостикаБалочный мостик на стульях — один из наиболее простых. Если имеется небольшая лощинка, то ее в пределах моста и несколько в стороны от него нужно разработать в форме канавы, путем устройства входного и выходного русла для направления течения воды. Далее устанавливаются стулья в качестве опор будущего мостика. Все части мостика делаются из круглого леса, т.-е. из бревен, требующих наиболее простой отделки, чаще встречающихся в готовом виде в продаже, и более дешевых; но вместо бревен можно употреблять и обделанный лес, т.-е. брусья, при чем последние используются, главным образом, для прогонов. При плотном грунте стулья можно ставить непосредственно на дно вырытого котлована (ямы), в противном случае под стулья подкладывают большие камни или деревянные лежни. Низ стула должен быть не выше уровня промерзаниягрунта, дабы при замерзании не произошло бы выпирания стула. После установки стульев, в верхней части их устраиваются шипы и сверху на шипы вставляются насадки, имеющие соответствующие гнезда для шипов. На насадки укладываются прогоны — главнейшие Части мостика, а поверх прогонов — накат в виде сплошного пола. С краев по накату укладываются прижимные брусья. Сверху наката рассыпается щебень, который уплотняется проходами катка. В прилагаемых чертежах показаны детали простейших врубок, т.-е. соединений между перечисленными частями, могущие служить руководством при работах. Концы моста, соприкасающиеся с земляным полотном дороги, закрываются от просыпания грунта, так называемыми, „застенками", т.-е. несколькими рядами накатника, укладываемого в виде стенки так, как делается это при рубке деревянных домов. При указанном пролете в2 метра по мосту могут проезжать грузовики весом в5 тонн. При устройстве высокого моста в случае наличия грунта, допускающего забивку свай, делаются свайные мосты. Забивка свай производится или вручную, или же с помощью особой машины — копра.Инж. К.Что должен знать подписчик „За Рулем"1. Подписывайтесь только на опубликованные сроки—3, 6 или 12 месяцев. Иные сроки дороже для подписчика и затруднительнее при исполнении его заказа издательством. - 2. Подписывайтесь на возможно больший срок. Это удешевляет издание и гарантирует аккуратное получение. 3. Подписные деньги посылайте только переводом; марками же не свыше 1 рубля — обязательно заказным письмом. 4. На отрезном купоне перевода пишите отчетливо издание, срок подписки и подробный адрес. 5. При очередном взносе по рассрочке или при возобновлении подписки наклеивайте на переводе адрес, по которому получаете издание. Взносы по рассрочке направляйте по месту .первоначальной подписки. 6. При неполучении изданий запросите об этом издательство, указав подробный адрес, сумму и способ высылки денег (переводом или марками), а также издание, срок подписки и количество экземпляров. 7. В случае неполучения издания обращайтесь только по месту сдачи подписки. 8. Чтобы переменить адрес обращайтесь исключительно по месту сдачи подписки, а при обращении в „Огонек" приложите 15 коп. (можно марками) и наклейку, по которой получаете издание. 9. ПРИ ВСЯКОМ ОБРАЩЕНИИ В ИЗДАТЕЛЬСТВО ПРИЛОЖИТЕ НАКЛЕЙКУ, ПО КОТОРОЙ ПОЛУЧАЕТЕ ИЗДАНИЕ.4 iВеличайшийв мире моств Ньюпорт-Ньюсе стоимость—7через млн.реку Джемс-Ривер. долларов•Длинамоста—9км.,