11
12
13
-Ъ9-\- l ^ 5Автомобили„НАМИ I" (первые две машины) в пробегеМосква—Севастополь—МоскваИнж. К. ШАРАПОВПЕРВЫЙ СОВЕТСКИЙ ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ ,НАМИ Т"5?"В производстве советских машин необхоОсновным димо использоусловием нашей вать советские эксплоатации материалы и можно считать производственпочти полное ные возможнобездорожье. Кости наших автоличество кило заводов; надо метров благоучесть и полное устроенных доотсутствие широг у нас бесрокого опыта в конечно мало. деле авто-строМашина доления. жна обладать достаточно хоКак попытка рошей проходиудовлетворить Схема шасси „НАМИ I". Вид сбоку и сверху мостью, чтобы всем этим треработать на бованиям была исключительно скверных наших дорогах. спроектирована и построена машина „НАМИ I". Первоначальная стоимость, динамика, прохоМашина должна хорошо работать в нашем димость и экономичность машины находятся в климате (половина года — холодное время). прямой зависимости от ее веса, поэтому при Машина должна обладать хорошей динамикой, конструировании машины мы стремились к воз(запасом мощности), что особенно необходимо можному снижению веса. С этой целью пришлось на плохих и тяжелых дорогах; она должна быть отказаться от нормального типа машины или дешевой и экономичной как по первонача .ьнойНОГОЛЕТНЯЯ эксплоатационная практика и множество специальных и лабораторных испытании показали, что современный заграничный легковой автомобиль не вполне удовлетворяет нашим российским условиям эксплоатации. Особенно это относится к легким, малолитражным машинам, которые представляют для нас значительный интерес, благодаря их экономичности и дешевизне. Растущая потргбность в механическом транспорте, пришедшая с ростом хозяйства страны, вызвала насущную необходимость создания такой машины, которая отвечала бы нашим условиям эксплоатации и производства.Мстоимости ее, так ив эксплоатационных расходах (резина, горючее, ремонт и пр.). Почти полное отсутствие ремонтных баз требует, чтобы конструкция машины позволяла все трущиеся и подверженные износу части легко менять, а ремонт не требовал бы специальных работ и оборудования (расшлифовка блоков, проточка шеек коленчатого вала, переливка, расточка и пригонка баббитовых подшипников и т. п.). Немаловажным требованием эксплоатации является также комфортабельность и плавность хода машины, отсутствие которых характерно для маленьких машин.11 копирования заграничных моделей. Основные моменты, отличающие конструкцию автомобиля „НАМИ I" от обычного типа, заключаются в отказе от нормальной рамы, на которой обычно монтируются все агрегаты автомоб иля ^ в замене ее трубой, в отсутствии дифе ренциала ив Коробка скоростей „НАМИ 1". применении мотора с возПродольный разрез душным охладителем. На первом рисунке представлена схема шасси автомобиля „НАМИ Г'.Мотор (1) своим задним фланцем крепится к картеру коробки скоростей (2). Картер коробки скоростей имеет две лапы, к которым крепятся передние полукантелеверные рессоры (11 и 12), другими своими концами опирающиеся на переднюю ось (13). К заднему фланцу картера коробки скоростей крепится фланец (3) главной продольной трубы (4), внутри которой проходит вал, передающий вращение от коробки скоростей коническим шестерням заднего моста. К другому концу главной продольной трубы привернут картер заднего моста (5). В этом картере помещаются малая и большая конические шестерни. Б ольшая коническая шестерня посажена на валик, концы которого выходят из картера. На эти концы посажены тормозные барабаны (6 и 7), внутри которых помещены гибкие карданные сочленения, п ередающие вращение от барабанов полуосям. Полуоси проходят внутри качающихся труб (8 и 9), имеющихся с одного конца вилки и шарнирно укрепленных к картеру заднего моста. Р ессорная подвеска заднего моста осуществлена с помощью поперечной рессоры (15), привернутой посредине четырьмя болтами к картеру заднего моста, концами же своими опирающейся и скользящей по роликам, укрепленным на концах упомянутых качающихся труб (8 и 9). Это устройство позволяет каждому колесу самостоятельно реагировать на неровности пути. На конуса полуосей посажены ступицы, к которым с помощью четырех шпилек и гаек крепятся дисковые колеса. Картер рулевого механизма (10) укреплен на картере коробки скоростей (2), внутри которого находятся червяк и червячное колесо. Машина оборудована ручным (17) и ножным (16) тормозами, действующими каждый на свой тормозный барабан и тормозящими через полуоси оба задних колеса. Д ля установки кузова на картере коробки скоростей имеется специальное ребро, на которое кузов опирается передним своим щитком и привертывается двумя болтами. З адняя часть кузова устанавливается на поперечине (14), привернутой вместе с задней рессорой к картеру коробки заднего моста. Разберем отдельные агрегаты машины. Мотор. Автомобиль „НАМИ I" приводится в движение двухцилиндровым-образным мотором с воздушным охлаждением. Угол между цилиндрами — 45°, диаметр цилиндров — 84 мм, ход поршня 105, рабочий об'ем 1.160 куб. см.Мотор дает при 2.600 оборотах в минуту 18,5 л. с.,, т.-е. 16 л. с. с литра рабочего об'ема. Как первые опытные моторы, т аки моторы машин выпускаемых первых серий снабжены верхними подвес ными клапанами; подготовляются к выпуску моторы с нижними боковыми клапанами. Выбор такого типа мотора диктуется иоправ ­ д ывается следующими соображениями: а) вес мотора 70 кг., чего совершенно невозможно получить в моторе с водой и радиатором, б) компактность конструкции, д ающая возможность подвески переда машины с помощью полукантелеверных рессор, а также удобство и надежность обдува и охлаждения мотора с помощью вентилятора, помещенного против цилиндров мотора в сборной воронке на фальш-радиаторе, в) простота и легкость изготовления мотора по сравнению с многоцилиндровым мотором с водяным охлаждением, а, следовательно, и сравнительная' дешевизна его, г) простота и незначительная стои ­ мость ремонта,— все сводится лишьк замене износившихся отдельных мелких деталей, д) особенность нашего холодного климата: о пасения заморозить охлаждающую воду всегда доставляют не мало забот. С применением системы воздушного охлаждения отпадает такая деликатная вещь, как радиатор и необходимость присмотра за ним. Д лявыяснения степени надежности охлаждения мотора „НАМИ" были произведены специальные испытания, д авшие вполне удовлетворительные результаты. При всех этих положительных качествах применения мотора с воздушным охлаждением при ­ шлось поступиться только бесшумностью работы и уравновешенностью многоцилиндрового мотора с водяным охлаждением. С цепление . Конструкция сцепления очень проста и осуществляется одним сухим диском сферадо , зажимаемым 6-ю пружинами. Коробка скоростей. Коробка скоростей нормального типа являетсядвухходовойМоторавтомобиля„НАМИ разрез^I".Поперечный12 Работы по изысканию и приспособлению более • к ачающейся кулисой, и она имеет три скорос экономичного карбюратора дадут возможность сти впередиодну назад. уменьшить расход горюТ рансмиссия . Печего. р едачавращения от коПостроенные в 1927 г. робки производится с пов Москве на авто-заводе мощью трубчатого вала, „ С партак " 3 опытные маодин наконечник которошины подверглись целой го наглухо привертываетсерии различных испытас як хвосту валика маний как лабораторных (на лой конической зубчатки, специальных тормозных другой же имеет шпоночстанках), так и пробегоно-пазовое соединение с вых, результаты которых валиком, выходящим из вполне подтвердили пракоробки скоростей. в ильность заложенных вЗадниймост . Осконструкции принципов. новными особенностями Машины выявили презаднего моста можно счикрасную динамику, протать отсутствие дифеходимость и хорошую экоренциала, р азрезные кан омичность , а также чающиеся полуоси и подчрезвычайную эластичрессорку всех тяжелых ность хода. масс заднего моста. Случавшиеся в какойОтсутствие диференлибо машине поломки циала даст значительное были единичны, в друупрощение, конструктивгих машинах не повтоное и производственное, рялись и объяснялись неи большую компактность достаточным совершени удешевление. ством выполнения. В то же время наличие Не считая многих мелвсегда сблокированных ких пробных пробегов, задних колес чрезвычаймашинами „НАМИ Г быно улучшает проходили совершены пробеги мость машины по грязМосква — Ленинград — ным грунтовым дорогам и способность машины Москва,Москва—Крым„ д ержать дорогу". Про- Москва, Москва — Т иф ­ Картер заднего моста и мягкие карданы. лис — Москва. Кроме тоКажущееся ухудшение дольный разрез го, осенью 1927 г. было условий работы резины совершено специальное задних колес на повоиспытание на проходимость по совершенному ротах, благодаря малому весу машины и устойбездорожью на 100 километров, д авшеепрекрас ­ чивости ее _хода, на практике совершенно не ные результаты. проявилось, и судя по состоянию резиныи количеству проколов и повреждений, можно На основании проделанного опыта и полученс читать средним пробегом покрышки 15—20 тыс. ных материалов, конструкция была детально перекилометров. смотрена ив деталях переработана как для улучшения ее, так идля приспособления к ' с е ­ Система разрезных качающихся полуосей, подри иному рессоренпроизводность всех ству. масс шасси Теп ерь и кузова и можно спр именеуверенноние длинс тью сканых и шизать, что роких пее ще некоредних поторое врелукантелемя систев ерныхматич ерессор даской раболи машине ты над мачрезвычайui ино й, ную мягглавным кость подобразом, в вески. плане проАвтомои зводс тбиль „НАвенном, Готовые шасси автомобилей „НАМИ Г МИ I" разприведет к вивает скотому, что СССР будет иметь вполне надежрость 75 километров вчас . Расход горючего в ную работоспособную машину, которая по качеусловиях городской езды равняется 8 килограмству будет не хуже заграничных машин. мам на 100 километров. Моторы автомобиля „НАМИ I" оборудованы К. Шарапов карбюраторами фирмы „Шеблер де-Люкс". 13