ВЗ АЩИТУГОНОК*)Автомобильное дело при своем зарождении не могло также пожаловаться на недостаток противников. Утверждали, что, кроме забавы для богатых людей, автомобиль не может дать никакой реальной пользы. В Англии парламентом даже был издан особый „акт", почти запрещавший движение автомобилей по дорогам. У нас в свое время также не было недостатка в доморощенных „гонителях" автомобилей. Симбирский губернатор, например, запретил движение по городу автомобилей, „пока не привыкнут к ним лошади обывателей". Все это вызывает теперь у нас лишь добродушные улыбки, но в свое время служило немалым тормозом развития автомобилизма. Скорость движения — весьма относительное понятие. Если в настоящий момент нам кажется совершенно излишней скорость движения свыше 40—60 км/час, как практически ненужная, то мы не можем поручиться, что через два—три десятка лет мы не отодвинем этот предел до 100—120 км/ч., а может быть и выше. Вспомните, как в 1895 г., во время знаменитой автомобильной гонки Париж—Бордо—Париж, один из водителей, француз Левассор, взявший первое место, воскликнул: „Это была безумная скорость! Я делал свыше 30 км. в час!" Нам теперь, через 30 лет, кажется непонятным такое восклицание, потому что скорость в 30 км/ч. для автомобиля стала обычной скоростью; но в то время, по сравнению с обычной скоростью конных экипажей в 8—10 км., она казалась чудовищной.МНОГИХ наших спортсменов и даже среди некоторых руководящих спортивной жизнью органов сложилось предубеждение против авто- и мото-гонок. Такое предубеждение вполне понятно и об'яснимо, пока оно держится в среде неспециалистов механического спорта, и становится абсолютно недопустимым и даже вредным, когда оно начинает развиваться и культивироваться у авто-и мото-спортсменов. Отрицательные свойства гонок обычно видят в ажиотаже, которым неизменно сопровождается большинство гоночных выступлений за границей. Грязные денежные махинации с призами, с оплатой гонщиков-профессионалов, с конкурирующими фирмами; бездушное и безжалостное отношение толпы и организаторов к несчастьям, происходящим на гонках и т. п,—все это связывается с самими гонками и вызывает естественные чувства отвращения в советской общественности. Вторая аргументация против гонок — их бесполезность: „Ведь кто же станет ездить с такой головокружительной скоростью по нашим неблагоустроенным дорогам, да еще на таких нежных, недолговечных и дорогих машинах, как гоночные. К чему же при нашей бедности культивировать столь дорогое и ненужное удовольствие, возбуждающее к тому же низменные чувства толпы?"— вот обычные возражения против гонок. Но все эти возражения основаны на сплошном недоразумении. Сама идея гонок, конечно, ничего общего не имеет с различными темными делами, творящимися в буржуазных странах вокруг всякого начинания, связанного с распределением крупных денежных кушей. Надо лишь только правильно обставить дело, и идея гонок в чистом своем виде едва-ли сможет вызвать с этой стороны какиелибо принципиальные возражения. О технической же целесообразности гонок не может быть двух мнений. Развитие всякого нового дела обычно вызывает в известном ряде лиц определенный страх перед ним, определенный протест.*) В дискуссионном порядке — РедакцияУЧем же об'яснить проникновение в жизнь наших теперешних скоростей. Быть может, общим техническим прогрессом? Совершенно верно. Но могло ли итти развитие скорости без гонок? Может быть и могло, но гонки, безусловно, послужили одним из могущественнейших стимулов для скорейшего его осуществления. Действительно, когда на гонках через 5—б лет после описанного с Левассором случая, скорости в 30 км/ч. стали казаться совсем заурядными и ничтожными перед 80—100 км/ч. тогдашних гоночных машин, то эти скорости постепенно, без затруднений проникли8 Конечно, нет. Новые гоночные машины являи в повседневную жизнь, не встречая уже ничьих ются прекрасными образцами современных допротестов или каких либо возражений. стижений заграничной техники и толкают творКроме культивирования высоких скоростей, ческую мысль наших спортсменов по тому пути, гонки на Западе послужили колоссальнейшим стимулом для развития современного автомобильнокоторый оправдал себя за границей. Если прекратить совсем приток новых гоночных машин, го и авиационного двигателя. Это он, гоночный то этим самым мы затормозим развитие творчедвигатель автомобиля, дал возможность человеской мысли наших спортсменов. честву оторваться от земли на аэроплане и осуществить древнейшую мечту,—покорить воздушЕще и другие ценные качества дают спортный океан; это он, автомобильный гоночный смену хорошо и правильно организованные гонки двигатель, до нана скорость. Нистоящего моменгде так нельзя та служит непревытренировать и взойденным обдобиться высоких разцом для достикачеств водитежения максилей, как на скомальных мощноростных гонках. стей от литровой Если мы хотим емкости цилиндиметь командный ров, максимальсостав техников, ного использоват е хинструкторов, ния его размеров. которые в случае Могли ли немнужды станут цы в начале импеподготавливать и риалистической руководить рабовойны подавить и той авто- и мотоошеломить авиаработников на цию Антанты, фронте, то мы если бы они не должны иметь хоимели своих знарошее ядро соменитых „Мерсеветских спортГо,нки по специально устроенному грязевому треку десов", получивсменов. шихся из автомобильного двигателя, блестяще Вероятно, немногие знают, что в начале импевыигравшего grand prix de France в 1914 году? риалистической войны одна из первых русских мото-частей была с'организована почти целиком Можно было бы привести бесчисленное колииз спортсменов, посаженных на реквизированные чество примеров, подтверждающих мысль о стиу населения разнотипные машины. мулирующем влиянии гонок на развитие авто-и авио-двигателей, но мы полагаем, что и сказанКонечно, не следует перегибать палку в этом ного вполне достаточно. вопросе в обратную сторону. Нельзя, увлекшись. идеей гонок, все внимание уделять только им. Нам могут указать, что в нашей стране с тольВсе должно иметь свою меру, разумную грако нарождающейся автопромышленностью услоницу. Трековые гонки, „сверхгоночные" машины вия совершенно иные, чем на Западе, и примеры должны встречаться единицами, их роль должна заграницы не приложимы к нам. Но и этот досводиться лишь к тому бродильному началу, ковод лишь кажущийся. торое должно расшевеливать мысль спортсмена, На самом деле мы имеем много примеров, когда освежать его знания, поддерживать интерес, вынаши гонки влияли на развитие автодела в называть желание. Ведь нам не надо гонщиковшей стране. Не говоря уже о великолепном агипрофессионалов, нам чужды их кастовые интеретационном значении гонок, заостряющих внимание сы, их темные махинации с первенством. Поэтому на авто-и мото-деле, они служат первоклассной наш советский спортсмен должен быть прежде школой для создания высококвалифицированных всего хорошим дорожным ездоком. Но если не знатоков авто-и мото-дела. Без гонок не будет дать ему трека и лишить его возможности тресравнительной проверки достижений каждого отнировки на высоких скоростях и при трудных дельного товарища. Никакое иное вознаграждение, условиях, он не сможет получить должного споркроме выигрыша хорошего места на гонке, не тивного воспитания в этой области. может удовлетворить его за мучительные думы и долговременное „ковыряние" своей машины при Последний вопрос — опасность гонок. Опасподготовке ее к гонкам. ность гонок не столь уж велика, она не многим больше опасности всех прочих видов спорта. Действительно, условия, в которых работают Разве прийдет кому-нибудь в голову поднимать наши спортсмены, исключительны, а достижения вопрос о запрещении соревнований пловцов, если смогут изумить любого из заграничных „спецов" кто-нибудь утонет? Конечно, нет, потому что в гоночном деле. Те авто- и мото-машины, на всякий умеьт оценить степень опасности плавакоторых выступают наши спортсмены, не только ния, как дела ощутимого и испытанного многими» в большинстве не принадлежат к гоночной катев то время как гонки кажутся, не испытавшим гории, но стары и из рук вон изношены. Однако, их, чем-то чрезмерно опасным. Статистика—лучрезультаты наших спортивных достижений нешее средство рассеять эти опасения,а в данном многим отличаются от рядовых заграничных, деслучае она всецело на стороне гонок. лающихся на первоклассных и новых машинах, и Наш советский спортсмен не раз уже доказал, что только с мировыми рекордами нам не под силу он достаточно разумен, храбр и выдержан, чтобы с тягаться,потому что они ставятся на специаль ­ честью выйти из всевозможных затруднительных ных машинах . положений, встречающихся в его практике. Можем ли мы достигнуть таких результатов без гонок и без гоночных машин? А. Х—в