Земляныеработы на Москве-рекеФото С. К расинского .Инж.-геолог С.КОНСТАНТОВГЕОЛОГИЯ и ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВОРИ выборе типа дороги совершенно недостаточно установить толщину, очертание иматериал ее одежды, как это пытаются делать путем известных испытаний. Разрешить эту задачу — еще далеко не все, так как дороги должны проходить в конкретной местности, имеющей свои особые условия, не только топографические, но и климатические и геологические. Одежда дороги, идеальная для Крыма, может быть непригодной для центральной полосы, и неосуществимой из за отсутствия соответствующих строительных материалов, а также различия в геологическом строении местности. Знание этого строения не только помогает разрешению вопросов снабжения дорог наиболее дешевым и наиболее подходящим строительным материалом, но во многих случаях предопределяетинаправление самой трассы дороги. (См. мою статью „О задачах геологии в инженерном деле ио сущности инженерной геологии" — „Поверхность и Недра", 1928 г., № 2). В статье отмечалось, что постройка надежных и наиболее дешевых дорог немыслима без нахождения достаточных источников строительных материалов и изучения всех свойств грунтов предполагаемой трассы. Нет сомнения, что геолог, благодаря более глубокому знанию разреза и свойств пород, слагающих район, может совершенно изменить все строительные планы, предложив другие, более выгодные направления. Еще более значительна роль геолога при постройке тоннелей и виадуков, так как здесь совершенно необходимо самое тщательное изуПчение геологических условий, в особенности! условий залегания пород, их петрографическогосостава, структуры, трещиноватости, водопроницаемости, заполненности водой и т. д. То же самое, если не в большей степени, относится к постройке дорог в оползневых райолах. Без тщательного изучения здесь немыслимы ни рациональное направление трассы, ни правильный выбор мер борьбы с оползнями, ни прогноз того, как отзовется возведение дорожных сооружений на равновесии пород, слагающих район — не поведет ли оно к возникновению разрушительных явлений, не имевших места до постройки. Достаточно напомнить историю тяжелой борьбы с оползнями в Крыму и на Черноморской дороге. Необходимость изучения условий равновесия не менее очевидна и при проведении дорог в районе ледников и снежников, где вмешательство человека может сильно изменить режим температуры и подземных вод и создать условия вызывающие смещение до того неподвижных масс снега или льда. Не нужно, наконец, забывать, что дороги прокладываются не только в условиях мирного времени, но также и для обстановки более ответственной и напряженной. В этом случае значение геолога еще более возрастает, так как знание геологических данных района позволит скорейшим образом ориентироваться в качествах доступного строительного материала и выбрать те его месторождения, которые будут наилучшим образом укрыты от нападения со стороны врага.3 Можно было бы привести еще целый ряд примеров, когда геологическая служба может и должна сыграть крупную роль в дорожном строительстве. С полной очевидностью нужно сделать тот вывод, что Автодор, а равно и планирующие органы, должны предусмотреть в своем составе геологическую подсекцию. В функции такой подсекции должно входить не только консультирование при выборе трассы дорог, но также ближайшее ознакомление с качествами строительных материалов района, отыскание наиболее удобных мест для заложения карьеров и указание методов разработки последних, изучение геологических условий дорог, изыскание способов борьбы с геологическими явлениями, разрушающими дорожные сооружения. Сеть таких ячеек должна быть возможно широко разбросана по всей территории с наибольшим вовлечением в нее местных геологов, лучше других знакомых с условиями района. Для постановки и разрешения более общих и широких вопросов, в частности вопросов методологических, крайне важных при полной новизне дела, необходимо создание сильной центральной геологической организации. Она должна быть теснейшим образом связана как с соответствующими научными учреждениями (геологический комитет, исполнительные по строительным материалам станции НКПС и др.), так ис правительственными учреждениями, ведающими постройкой грунтовых и шоссейных дорог. Первой и основной задачей этой центральной геологической подсекции должно быть об'единение усилий геологически образованных членов Автодора и преодоление косности и рутины, позволяющих еще строить дороги без геологической консультации. Опыт прежнего строительства, допускавшего самые элементарные ошибки при трассировании и постройке дорог именно в силу недооценки значения геологических факторов, опыт стоивший больших денег, должен быть учтен. Таким ошибкам в будущем не должно быть места. Задачу привлечения геологии на службу дорожному строительству нужно поставить совершенно четко и безотлагательно, если мы не хотим строить дорого и плохо. Ленинград С. КонстантовВ. ВЕЛИДАЙТЕ АГРОНОМУ МОТОЦИКЛ!СТЬ особая категория лиц в нашем народном хозяйстве на которую тратятся миллионы и которая принуждена, в явный ущерб делу, работать в исключительно скверных условиях. Эта многочисленная и особо терпеливая группа — деревенские агрономы, делающие свои служебные раз'езды „с оказией" на обывательских подводах, а зачастую и „по образу пешего хождения". О потере народных денег на „сидячих" агрономов говорилось только в специальной агрономической печати —с трибуны, менее слышимой, сравнительно с другими органами печати. Не говорить, а кричать надо об этом в общей и специальной печати. Одна лошаденка на трех участковых агрономов, а то и на весь исполком (как например на Украине), почти не разрешает задачи приближения агронома к населению. Население продолжает считать агронома желанным, но редким на деревне гостем. Попытка завести для агрономов казенные велосипеды (на одной из опытных станций) также не привела ни к чему. Казенный инвентарь скоро пришел в негодность, и агрономы предпочли обзавестись своими собственными велосипедами. Но коль скоро при двухверстном радиусе работы потребовался велосипед, то при двадцати пятиверстном необходим мотор. Это ясно. Агроному надо работать головой, а не ногами. Южные засушливые степные просторы с короткими зимами, почти не имеющие длительных „мертвых" непроезжих периодов, вполне благоприятствуют несению агрономической службы на автомобилях.ЕРазумеется, мы не мечтаем о дорогих автомобилях с шоферами для агронома. Но доступный по цене мотоцикл — нужен южному агроному, как воздух. Нужен мотоцикл легкий, покойный, с цепной или карданной передачей, и даже без боковой коляски, которая в условиях нашей деревенской действительности может превратить агронома в шофера, а самый мотоцикл—в экипаж для поездок, выходящих за пределы агрономических целей... Помощь Автодора могла бы выразиться: в постановке вопроса о необходимости приобретения для агрономов по их заказам мотоциклов; в получении лицензий на выписку однотипных мотоциклов из-за границы и сосредоточении заказов в Автодоре; в предоставлении льготной рассрочки платежа через учреждения, где агрономы работают; в разработке вопроса обеспечения купленных машин запасными частями, горючим и смазочными маслами и самого снабжения за счет предприятия, где агроном работает; в выработке условий договора с учреждениями на пользование агрономами своими мотоциклами на условиях сходных с пользованием мастером своим инструментом (с выплатой им поверстной и посезонной амортизации). Мы говорим громко: неразумно обрекать агронома, рвущегося в работу на гемороидальное отсиживание в агрокабинетах. Не жалейте народных средств на быстрое передвижение агронома по участкам, а жалейте глохнущие молодые силы и оплату их за одно только заполнение анкет, писание фантастических отчетов и стационарную консультацию!Подписчикам „ЗА РУЛЕМ" на 1929 год предоставлена льгота; они могут получить собрание сочинений А. П. Чехова (24 тома) за доплату 11 р. 50 коп. 4