Что сказал бы покойник Майн-Рид? — Кочующие индейцы, так романтично воспетые Майн-Ридом, в настоящее время пользуются для передвижения, как видно на снимке, ...автомобилями, которые ютятся в вигвамах, превращенных в гаражи Александр РУБАКИНПАРИЖСКАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ВЫСТАВКАП исьмо из ПарижаА 40 МИЛЛИОНОВ населения во Франции имеется свыше 1.100 тыс. автомобилей, около 330 тыс. мотоциклов и 6V2 млн. велосипедов. Около трех миллионов французов непосредственно связаны с автомобилем. От автомобиля зависит вся промышленная, коммерческая и даже интеллектуальная жизнь страны. Любая деревушка связана с центром при помощи автомобиля. Деревенский врач, булочник, мясник, почтальон, даже деревенский поп раз'езжают на автомобилях. На 24 тысячи врачей во Франции приходится свыше 20 тысяч автомобилей. В каждой деревушке при в'езде и при выезде стоят столбы с бензином для автомобилей. 30 тыс. автомобильных гаражей и магазинов покрывают всю Францию. В маленьких провинциальных городках, как например, в Бурге, с 8—10 тысячами жителей, имеются гаражи на 100, на 200 автомобилей, а в больших городах, как, например, в Париже, нередки гаражи на 1.000 машин. Французская промышленность выпускает в год свыше 200 тыс. автомобилей: из них от 140 до 150 тысяч поглощаются внутренним рынком и около 50 тыс. автомобилей вывозится за границу. Есть фирмы, выпускающие от 200 до 400 автомобилей в день—„автомобильный король" Франции Ситроен, фирмы „Рено", „Берлие" и т. д. Один автомобиль во Франции приходится меньше, чем на 40 жителей, а в Париже меньше, чем на 25 жителей, в то время, как даже в соседней Германии один автомобиль приходится на 250 жителей. Парижский автомобильный Салон — главное событие во французской промышленной жизни в году.НДля нас особенно важно присмотреться к достижениям автомобильной техники, выставленным в гигантском зале „Большого Дворца" в Париже. При создании автомобильного дела в СССР мы будем брать за образцы самое новое, наиболее подходящее к нашим экономическим условиям ик нашему бездорожью. Даже в смысле шоферского искусства нам тоже многому следует поучиться у Запада, ибо русские шоферы сильно портят машины и изнашивают их еше скорее, чем русские дороги. Каковы же достижения современного автомобиля ив каком направлении идут успехи техники в этом деле? Еще пятнадцать лет тому назад можно было ясно видеть, что форма автомобиля происходит от формы лошадиной коляски,— короткий и высокий кузов, разные колеса, неудобное и открытое сиденье для шофера и т. д. Современный автомобиль нашел, наконец, соответствующую ему форму: он вытянулся, пригнулся к земле, чтобы представлять наименьшее сопротивление воздуху при быстрой езде. Он упростился, задние и передние колеса одинаковы по размеру, что позволяет легко менять их. Он приспособился к социальной жизни, так как им управляет не шофер, а сам владелец и при том управляет круглый год. Открытый автомобиль почти исчез,— современный легковой автомобиль всегда закрытый, системы так называемого „внутреннего управления". Максимум комфорта представляют передние сиденья, ибо они служат для владельца-водителя и для его жены. Смазка механизма, рессор, шасси, перемена шин. доступ к мотору и т. д. —все это упрощено, сделано доступным.5 Современный автомобильочерь редко портится. ресно, что некоторые конструкторы расположили Уже одно это является двойной экономией: мотор взадней части автомобиля (Клаво). Неком еньшепочинокименьшедней простоя. Д ругойторые конструкторы (Сара) п рименяют охлаждео собенностью современного автомобиля является ние не водой, а воздухом, путем расчленения циего цена. По сравнению с 1913 годом, то-есть линдров инагнетения воздуха при помощи осоз а 15—16 лет, цена его (в золотых франках ) побой воздушной турбины. Это облегчает вес ман изилась ровно вдвое. Автомобиль во Франции шины, д елая ненужным радиаторимертвыйвес перестал быть воды в нем. Такого предметом роскорода машины начиши, он стал преднают теперь рас• ~ " метом массового пространяться. п отребления . ШиДля самопуска рокий кредит, расвсе чащеичащесчитанный на годначинают примеполтора и больше нять систему двойз аочень низкий ного зажигания . п роцент ( в среднем Все машины 3 % годовых) деснабжены теперь лает приобретение фильтромдля бенавтомобиля доступзина, поставленным тем кругам, ным перед карбюн а которых он соратором, ф ильтром 10-сильный автомобиль „Клаво" с мотором сзади. „Нев ершенноне мог для воздухаи зависимые колеса" с отдельной подвеской рассчитывать даже фильтром для 10 лет тому назад . масла. Много нового имеетсяв области смазыванияСовременный 10-сильный, 4-местный, 4-цилиндмотора и всех частей автомобиля. В этом отноровый закрытый автомобиль, со всеми усовершеншении наиболееинтереснасмазка всех частей ствованиями обходится от 20 до 30 тыс. ф ранковшассиирессорв массовых машинах . в зависимости от фирмы при среднейценев 25 тыс . ф р . (2 тыс . рублей). Стоимость 6-цилинТ еперь уже нет машин, д аже самых дешевых , дрового автомобиля колеблется , т ожев зависина которых не была бы применена автоматичемости от фирмы , от 35 до 55 тысячфранков . с каясмазка системы Текалемита . (Машины типа „ Л юкс " , мощные иобставленные Все большеибольше входит в употребление необычайно роскошно, р ассчитанные на богатого смазка всех частей из центрального резервуара, покупателя, конечно, не относятся к предметам находящегося под крышкой мотора. П ервая симассового потребления ) . стема, п редложенная Текалемитом, брала масло из мотора. Но это масло было горячим, кроме Каковымеханизмы современных машин, вытого, оно содержалоразные нечистоты и часто ставленных в Салоне? Двухцилиндровые машины закупоривало трубки. По системе „Альсиль", реисчезли ещев 1914 году, о ставшисьтолькоу мозервуар с маслом независим от мотора. В него тоциклов . Н ачинаяс 1926 года все шире распро ­ н аливаетсяобыкновенносмазочное масло, т акоестраняютсямашинышестицилиндровые . В этом же , к акдля мотора, и оно течет по гибким трубгоду целыйряд крупных фирм (Юник, Б алло , кам, в которыхзаложена вата (или другое подобЛеон Боллэ , Панар-Левассор, да Дион - Б утонное ей вещество ) . Механику иливладельцу маи т. д.) в ыставиливосьмицилиндровыемашины ; шины не приходится даженагибаться , чтобы несомненно, что черезнескольколет шестицис мазывать все трудно достижимыечасти шасси: линдровые маши : ш тоже исчезнут и будут заме ­ с мазкаидет из центра, м асло само медленно инены восьмицилиндровыми. Но для среднего порегулярно течетв оси колес, к местамприкре ­ т ребителяшестицилиндровыемашины предстап ления рессор, з аднего моста и т. д. Р ессорывляют одно экономическое неудобство: в то время, т ожевкладываютсяв особый кожаный или мекак подавляющее большинство машин теперь таллический чехол, и находятсяпостоянновделаютсядесятисильнымии четырехцилиндром асляной гуще, что предохраняет их от ржав ­ выми ипотребляютв среднем около 10 литров чины ипозволяет свободно скользить рессорным бензина на 100 километров (а вопрос потреблепластинкам. В ладелецмашиныдолжентолько ния бензина имеет огромное значениедля средс ледитьза тем, чтобы вцентральном резервуаре, него потребителя ) , ш естицилиндровыепотребляют легко доступном, всегда было масло. в среднем не меньше 13—14 литров на 100 километров. Но фактическисовременнаямашинавПодвеска кузова к шасси, и наче говоря рес10 л. с. р авняетсяпрежней машине, и мевшей соры, т оже начинает все больше и больше от 45 до 75 сил. Увеличение мощности мотора привлекать внимание конструкторов, которые растет не за счет номинальныхл . с , а за счет ищут новых способов подвески. Н екоторые фирмы, улучшения конструкции, п овышения оборотов, (например, „ Л анчиа " ) упразднили обычные стальиного расположенияклапанов (в верхней части ныерессоры , з аменив их трубами, входящими камеры , а не сбоку), и змененияформыкамеры , одна в другую инаполненными маслом, то-есть, где происходит сжигание и т. д. Шестицилиндроприменили гидравлический способ подвески. вый мотор не только мощнее четырехцилиндрового, он делает почти ненужным перемену скоростей, д аже при под'емах или при езде шагом, и гораздо бесшумнее игибче . Кстати, большинство современных машин снабж ено моторами с верхними клапанами , с такназываемыми „ к юльбютерами " (culbuteurs). ИнтеНо особый интереспредставляет новый принцип подвески кузова, путем изоляцииколес . При таком способе, к аждоеколесоприкреплено не кобщей оси спараллельными колесами, а независимо одно от другого. Таким образом одно колесо может перепрыгнутьчерез высокое препятствие , н еувлекая за собой другого колеса6 и не сотрясая кузова. Сперва этот способ подкарросери). Другие считают, что кузов меньше вески был применен фирмой „Сизэр" только для изнашивается и медленнее расхлябывается, копередних колес, но теперь имеется целый ряд гда он независим от шасси, сделан из мягкого фирм, применяющих его и для задних колес. Осоматериала, дерева и непроницаемой ткани. Табенно интересна подвеска системы „Коттэнкой кузов весит значительно меньше. Принцип Дегутт". Наш чертеж лучше текста об'ясняет мягкого кузова был предложен Вейманном и посущность этой подвесэтому носит его имя. Во ки—колеса не находятся Франции он получил огС «= ^ ромное распространение на одной общей оси. и применяется чуть не Мне приходилось езна половине всех машин. дить на таких машинах В Америке же предпочипо отвратительным доротают строить машины с гам, с глубокими выбоижестким, стальным кунами и ухабами, с ямами, зовом. Ситроеном также при чем машина шла принят кузов жесткий, со скоростью 70 — 80 км. весь из стали. без всякой тряски: Такой способ подвески осоБыло время, когда бенно интересен для нас, большое распространерусских, при наших нение получили маленьвозможных дорогах, кие, пяти или семисильбыстро изнашивающих ные машины с двумя самые лучшие машины. местами. Но так как Колоссальный просодержание такой машигресс наблюдается такны стоит незначительно же в области изготовки дешевле десятисильной пневматиков. Не говоря четырехместной, а неуже о том, что совреНовый способ подвески колес. „Независимые" удобства весьма велименные резиновые покки, — машины эти порышки выдерживают колеса системы „Coffin Desgouttes". Общей оси степенно исчезают. Сонет. А — трубка, в которой скользит другаясвободно по 20 — временные машины 25 тыс. км., даже после ось колеса (В). С — предохранитель, не позвостроятся, главным обраляющий трубке В выскакивать. D — гармоника этого их можно почизом, в 10 — 1 1 сил и нить, переменив центиз кожи, защищающая трубку В от грязи. имеют просторноеи Е—тормоз на колеса. R—рессора ральную наиболее изнавесьма удобное каррошиваемую ленту, после сери, рассчитанное, по чего они могут еще сделать 12—15 тыс. км. крайней мере, на четыре места. Считая стоимость покрышки размером 730X130 Что касается внутренних удобств, то в этом или же 13X45 по новому исчислению в 375 франотношении даже самые маленькие и сравнительков (около 30 рублей) и стоимость вулканизации, но дешевые машины дают максимум комфорта. то-есть, перемены центральной резиновой ленты Перед глазами шофера, на светящейся доске, в 120 франков, покрышка обходится в 500 франсосредоточены все инструменты и аппараты, ков и выдерживает около 35 тыс. км. Расход нужные в пути: километрический счетчик, часы, на один километр составляет даже меньше полувольтметр, показатель количества бензина в ретора сантимов (одна восьмая копейки). зервуаре, кнопки для самопуска и для остановки Затем, на современных машинах старые, узкие, мотора; на руле под самой рукой шофера сосретуго натянутые покрышки заменены толстыми, доточены кнопки для фонарей, для прожекторов (в городах прожекторы запрещены), для городширокими как подушки шинами под низким ского и для дорожного гудка (в городе сильный давлением — от 1,5 до 2 килограмм. От этого гудок тоже запрещен), для бокового прожектора. увеличивается плавность езды, уменьшается тряОт ножного тормоза идет провод к заднему сигска, более или менее устраняется опасность лоналу, показывающему остановку и направление пания шин. Пневматики надеваются на плоский автомобиля. Капли дождя или росы с переднего обод с небольшим закруглением по краям, а бластекла стираются особым автоматическим аппагодаря этому при лопании шины нет опасности, ратом. Не забыто ничего, что увеличивает удобчто она может соскочить с обода. ства и безопасность в пути и облегчает работу водителя. Сиденье шофера также может придвиЧтобы уменьшить расхлябывание кузовов от гаться или отодвигаться, в зависимости от роста толчков и сотрясений, неизбежных с течением шофера и длины его ног. Тормоза на четыре времени, все скрепления шасси и прикрепление колеса также стали обязательными для всех мотора к нему теперь делаются из особых двойных труб с прослойкой каучука между ними. даже самых дешевых машин. Это уменьшает трение, вводит эластичность, Таковы особенности современных машин, выделает кузов „бесшумным". ставленных в гигантском здании Большого Дворца в Париже. Усовершенствования, показанные вВ конструкции современных кузовов машин Салоне, меньше чем через год становятся общим для широкого потребления во Франции происходостоянием и применяются на всех вновь выпудит борьба двух принципов. Одни конструкторы скаемых машинах. Когда выходишь из Салона считают, что кузов прочнее и меньше расшатыи глядишь на бесконечные вереницы едущих по вается, когда сделан весь из железных или стальгороду автомобилей, они уже кажутся устаревшими ных листов, сваренных автогенным способом по сравнению с только что виденными. и крепко свинченных с шасси,— это, так называемый, принцип „жестких кузовов" (жесткое Александр Рубакин7