16
17
Парная упряжка на ледяной дороге лесоразработок Мурманской жел. дор. Применение специальных саней, идущих по ледяной колее, уменьшает необходимое количество лошадей на 50—70%Инж. К. ВЫСОЦКИЙЛ ЕДЯНЫЕИ ШЬв самое последнее время в обиходе более или менее широких кругов начинает появлятьсятермин — л едяные дороги. Ледяные дороги вызывают очень смутное и неясное представление о какой-то малоизведанной и неизвестно где существующей новинке. Во всяком случае отсутствует прецставлениео достоинствах этого нового вида транспортного устройства. Между тем, малоизвестные ледяные дороги заслуживают того, чтобы общественное внимание было привлечено к этому делу; тему о ледяных дорогах следует поставить одним из ответов на общий вопрос борьбы с бездорожьем. С наступлением зимы и выпадением достаточного снежного покрова все лесные пространства СССР на многие километры от железных дорог, рек и населенных пунктов наполняются многими тысячами лесорубов и лесовозов; по кратчайшим направлениям пробив аютсялесовозные зимние дороги — „зимники", и бесконечные вереницы крестьянских лошадей вывозят по этим „зимникам" дрова илесныематериалык станциям железных дорог исплавным рекам. Направление „ з имников ' с оздаетсяобычаеми опытом лесовозчиков; ни о какой рационализации их направления, а тем более об уклонах и под'емах никто не задумывается; они вьются по лесу, к аквсякаялесная или проселочная дорога, п ересекают овраги и логи с под'емами, л ишь бы лошадь могла их взять при предельном напряжении „кнутов ой " энергии. Перевозят дрова и лес на обыкновенных санях, иногда с подсанками, иногда волоча конец бревна по снегу, — способами, с озданными прошедшими веками. В кратчайшее время на всех поворотах дорог создаются раскаты; н ескладностьДОРОГИперевозимого груза приводит весь „зимник в самый невозможный для проездавид , — в ыяв ­ л яются все ранеескрытые пни, от заносов образуются ухабы и кочки, и чем дальше , тем больше приходится затрачивать энергии для того, чтобы подыматьопрокидывающиеся сани, понук ать измученных лошадейи т. п. Первым этапом в улучшении элементарного „ з имника " я виласьпростая снеговая дорога, но с прорубкой просек по кратчайшим направле ­ ниям, с устройством снегозащитных полос из срубленных деревьев ; затем создалась улучшенн аяснеговая дорога с обработкой полотна спе ­ циальным плугом и снегоочистителем, д ажес частичной поливкой полотна водой. В результате дальнейшего развития появилась ледяная дорога.ЛГусеничный трактор-тяговик на Мурманской ледяной дороге. Опыты с тракторной тяюй еще незакончены, но уже установлено, что лучше всего работают тракторы гусеничного типа16 Полозьясаней,применяемыхв Америке для перевозки бревен механической поперечины саней связываются цепямитягой.ДеревянныеЛ едяные дороги имеются ныне двух основных видов: сплошные ис узкими ледяными колеями. Устройство ледяной дороги сводится к следующему: к ак только выпадает снег в количестве достаточном для обыкновенной санной дороги, по пути, с заранее приготовленной просекой и низко срубленными пнями (а иногда и выкорчеванными), производится выравнивание снега специальным плугом. Иногда к этому же плугу приделывается различная железная арматура для прорезания колей, которые проделываются уже в достаточно уплотненном снежном слое. Д алее производится поливка дороги водою, при чем поливается или сплошь дорожное полотно на всю ширину для образования плотной ледяной корки, или же заливаются лишьспециальновырезанные колеи, расстояние между которыми соответствует построенному для дороги типу саней. Ширина колеи делается обычно лишь вдвое более, чем ширина полоза. Стоимость устройства километра ледяной дороги американского типа по данным организаций вСССР обходится от 280 до 450 руб., а приб авляяк этому стоимость содержания — от 23D руб. до 370 руб.,— мы имеем общую стоимость километра от 510 до 820 руб. Что составляет основную идею ледяной дороги, в чем заключается ее экономическая выгодность? В том, что по ледяной дороге одной тяговой единицей можно перевозить значительнобольше груза, чем по обыкновенной дороге.На основные вопросы: когда именно следует применять усовершенствованные дороги, главным образом, л едяные ; когда они становятся экономически предпочтительнее перед обычными первобытными способами перевозки — общего ответа до сих пор не имеется. Установлено лишь , чтоприменение ледяных дорог уменьшает потребное число лошадей до 70%, и что, таким образом, этот способ транспорта даетрешение для развития лесоразработок в тех районах, где испытываются затруднения в гужсиле. Но если мы обратимся к более детальным данным о стоимости эксплоатации ледяных дорог, то они поразят нас своим разнообразием и отсутствием единого измерителя , к которому относятся отчетные данныео расходах. Все опыты и наблюдения, производившиеся над постройкой и эксплоатацией ледяных дорог вСССР различными учреждениями и ведомствами, законченные какими-то отчетами и сводками, хранятся в этих самых учреждениях, покрываясь неизбежной ведомственной тайной. Некоторые учреждения опубликовали в журналах статьи по поводу ледяных дорог (см. „Лесопромышленное дело " з а 1928 год, № № 2, 4, 10), и меется несколько печатных брошюр на эту тему, но до сих пор еще нет единицы, которая фактически сосредоточивала бы данные всех опытов этого вида транспорта по всему СССРиотчетные данные о заграничных лесных перевозках . В нас тоящее время собиранием таких данных занялся „Трансстрой" (организация, изучающая и осуществляющая всевозможные виды транспорта),. имеется также „Управление опытными станциями по механизации лесозаготовок при ВСНХ", но мы считаем, что сейчас настало время обратить общественное внимание на это новое дело и вынести его на обсуждение более широких масс лесозаготовителей и практических работников лесотранспорта. Идея ледяных дорог, имеющая более чем тридцатилетний возраст в Америке, давшая там ив других северных странах ре ­ альные экономические результаты, должна стать одним из дополнительных рычагов индустриализации нашего Союза.Простойпоибор, в виде деревянного треугольника, применяемый уборки снега с полотна ледяной дорогидляИнж. К.Высоцкий 17