... строятмостовуювдеревнеОШИБКИв ДЕРЕВЕНСКИХ ДОРОЖНЫХРАБОТАХОбычным способом починки дорог, который применяется крестьянами, я вляется заброска колеи, выбоин и ухабов на полотне дороги землей, взятой с бровки канавы или жес самого ее заросшего дна. Набросанная таким образом растительная земляразжижаетсяв желобчатом с водой полотне дороги ипоследняя от этого еще более ухудшается. Нередко можно наблюдать случаи, когда заполн енная водой выбоина в полотне дороги выстиОбщий вид моста на перегоне „Типиница — Кузаранда", Великогубского лается хворостом на ширину только проезда телеги . ВИК'а АКССР Такой способ, правиль ный в основе, но не распространенный на всю Волостные и районные исполкомы даже не ширину полотна, с предварительным удалением всегда оказывалисьв курсе производимых насе ­ с него воды, приводит к скорому расстройству и лением дорожных работ. хворостяной выстилки, и земляной наброски. Неудивительно поэтому, что при таком отношении,которое охарактеризовано тов. Калининым на первом Дорожном с'езде, как невнимательность местных органов власти, мы имеем ряд технических недочетов, в ызываю ­ щих излишний расход лесных материалов, времени и труда крестьян, а главное, подрывающих среди них должное отношение к этому делу. Приведем несколько наиболее характерных случ аев , встретившихся в личСвайные опоры особого типа в мостах по тракту Насва • Ско ково, ной практике обследований. Великолуцкого округаКАК общее правило, все дорожные работы с участием населения проводились почти без всякого руководства самим населением в меру его сил и технического разумения.8 ческих правил предварит ельной осушки полотна канавами, ее планировки, устройства кор ытаидренажных воронок, з аполнения корыта песком с утрамбовкой и, н аконец , прав ильной укладки (тычком) б улыжникас последующей утрамбовкой его и расклинкой. Взамен указанного выше, замощение устраивается по существующему раз'езженному полотну с присыпкой его толстым слоем песка. Д ренажные воронки устраиваются Обычный способ починки полотна дороги забрасыванием его грунтом, после замощения повзятым с бровки или откоса канавы, без предварительной осушки и лотна с последующей планировки полотна, а также без устройства боковых канав (тракт уже прочисткой или Скоково — Михайлов Погост, Великолуцкого округа) прокопкой боковых канав. Устроенные по таЕ ще хуже дело обстоит в том случае, когда кому способу мостовые служат всего два-три крестьяне приступают кпрокладкедороги загода, вместо десяти — п ятнадцати . О бычно на таново, да ещечерез болото, что бывает часто. ких мостовых возникаетколейность на второй Полотно дороги зачастую создаетсянебольшой год после их устройства. з емлянойприсыпкой по каменной наброске, коТ еперьперейдемк постройке деревянных мот орая , не обладая поэтому устойчивым основастов болееилименеезначительнойдлины . нием, п огружаетсяв болото, у влекаяза собою и Таков, например, мост у дер. Л адышкино , Польтот незначительный слой земли , который был ского рика, Новгородского округа. с вален на каменную наброску. Мост, с троящийся под руководством молодого В данном случае, с ледовало бы предварительноинеопытногоещерайонного техника, имеет назначитьлинию дороги, п рорытьбоковые кас ледующиенедочеты : н епосредственно под свайн авы , осушить, т аким образом, полосу болота ными насадками помещены еще горизонтальные под устройство дороги и приступить кнепосред ­ схватки, а при береговых опорах общей высоты ственной работе путем послойной выстилкифа ­ в 1,5 м. устроены горизонтальныеидиагональ ­ шиной или хворостом сприсыпкой грунтом кан ые схватки и, кроме того, укосные сваи и сами ждого слоя выстилки . Высота такого полотна укосины. д олжнабытьнесколькобольше (на 0,10—0,25 м.) По новейшим нормам ЦУМТ'а можно было горизонта весеннихводикаменная наброска применить здесьвсеголишь три сваи в попемогла бы найти свое применениелишьдля речном ряду, что же касается диагональных схвау крепления откосов созданного полотна дороги. ток и укосных свай, то последние применяются Не нужно быть дорожником итехнически грал ишьлривысоте моста свыше4 м. Верхние мотным человеком , чтобы предвидеть судьбу игоризонтальные схватки, а такжепоперечные прочность подобного устройства. Первой же весной от него останутся, быть-может, т олько камни. На ряду сэлементарными приемами устройства полотнаследовало бы в данном случае приступить ик постройке простейшего свайного мостика отверстием 1,5—2 м., с вы ­ сотою не менее 0,25 м. над гориз онтомвесенних вод. Вообще женачинатьтакие работы без предв арительногоуказания районного десятника или техника не следует, т аккак будет убито время^ материал и... в ераввозможность устройства дороги необходимой прочности и устойчивости. Б ольшоеразвитие получают дор ожные работы с участием населен ия по замощению булыжником Частичная заделка выбоин укладкой хвороста и засыпкой непроезжих улиц вдеревняхи на грунтом, но без предварительного отвода воды с выбоины отдельных участках дорог. Такие и без планировки дороги (тракт Великие Луки — Насва, Веработы производятсятакжес наруликолуцкого округа) шением самых элементарных техни9 она и, видимо, исходила от указки одного лица или анкерные связи между прогонами являются соподражания одному из построенных ранее мостов. вершенно излишними, особенно при наличии И, наконец, последнее отступление — поверхболтовых скреплений в прогонах. ностное выполнение работ при постройке малых На этом случае можно было бы и не останамостиков, в огромном количестве встречающихся вливаться, будь он единичным. Но вся беда на наших доров том, что в одгах. В'езд на ном только дантакие мостики в ном рике за один большинстве слусезон таких мочаев сопряжен стов построено с неудобствами,три. При этом отприжимной 'брус сутствуют всякие и упорные тумбы данные о глубине всегда расшатазабивки свай и ны и еле удержиколичестве земваются на месте, ляных работ по допуская перед ал ьн ейшему движку и подбраустройству подхосывание настила. дов к таким моТакое состояние стам через реки малых мостиков с довольно шиоб'ясняется недорокой поймой и статочной заделсильным ледохокой в грунт упордом. ных тумб, котоЗато постройка рые выпираются мостов, напр., Ве...Очень часто неправильно построенные малые мостики затем морозом и, ликогубским виприходят в негодное состояние на второй или третий год кроме того, неком АКССР на после их постройки брежность ю перегоне „Типиустройства в'езница-Кузаранда", дов, для какой цели обычно употребляются отличается не только излишним расходом матебревна, оставшиеся от старых мостиков, хворостяриала, но и запасом прочности. ной мусор, щепа и пр. На низине без признаков водотока,заполняющейся водой только весной, построен мост на ряжеРассмотренные немногие факты, приведенные вых опорах, с ледорезами, при 2 пролетах, в настоящей статье и имеющие массовый харакмаксимально возможных для двойных прогонов, тер, указывают нам на важность стоящей перед и довольно значительной высоте моста. Свободнизовыми советскими органами задачи: во что бы но можно было ограничиться одним пролетом и то ни стало обеспечить техническим руководнесколько меньшей высотой моста без всяких ством и надзором дорожные работы, производимые ледорезов. с участием населения. В обоих приведенных выше случаях мы видим, Несмотря на массовые явления нерациональкак много материала и трудового времени креного и бесхозяйственного использования труда стьянства расходуется зря. населения, нам неизвестны случаи привлечения Часто можно встретить в одной пойме речки, к ответственности виновных в неправильной поили в низине с несколькими проточинами, постановке работ. стройку мостов через каждую из них, вместо Надо полагать, что с проведением обязательодного моста, с достаточным отверстием для проного трудового участия населения в дорожном пуска всех проточин данной поймы и подходныстроительстве, неизбежным окажется усиление ми дамбами через нее. Примером такого случая надзора за правильностью и технической граможет служить участок дороги районного значемотностью работ, и за более организованной и ния — „Горожане-Скоково". хозяйственной постановкой при использовании Этот факт замечателен еще и потому, что труда населения на основах нового закона. стыки прогонов поддерживаются подбалкой, опирающейся на двойную сваю. Такая конструкция опор применена на всех малых мостах данного райИнж. А. Назаренко Ленинград1. Первое марта — последний срок присылки листов с подписками на журнал „За Рулем". Товарищи, приславшие подписные листы после этого срока_, не участвовать в розыгрыше премий. будут2. За доплату в1 рубль (можно почтовыми марками) все наши подписчики могут получить большую „Справочную книгу автодоровца" — настольную практическую энциклопедию по всем вопросам автомобильного и дорожного дела.10