Аэросани на испытательном пробегеИ. ФЕЛЬДМАН3.500 КИЛОМЕТРОВ на СОВЕТСКИХ СНЕГОХОДАХАэросанный пробег 1929 годаОСЕМЬДЕСЯТ с лишним лет тому назад министр финансов Николая I—Канкринна докладной записке о необходимости постройки в России железной дороги „соизволил собственноручно начертать": „России железные дороги не нужны, так как унас сущ ествует богом данная шестимесячн аясаннаядорог а". Паровоз, как один из элементов техники, индустрии, культуры, естественно, поверг в ужас одного из столпов царского мракобесия,—министра помещичьей крепостнической России, воспитанной на исконных перекладных, просторных обломовских колымагах и безропотных, забитых станционных смотрителях. Прошло почти сто лет и железные дороги стали неот'емлемой частью нашего повседневного обихода, хотя и сейчас, в результате хищнического векового хозяйничания Канкрины х, целые громадные районы бывшей Романовской вотчины отрезаны друг от друга широкими безбрежными далями. „Богом данная санная дорога" (вернее, снежное бездорожье), которой так гордился Николаевский министр, отделяет города и селения, теперь уж советской земли, друг от друга, особенно в северных и восточных районах и окраинах, отражаясь крайне болезненно на их экономическом и культурном росте. Преодолеть снега, связать далекие север и восток с центром и между собою, дать удобное средство для быстрого передвижения по снегувот очередная проблема, неотложная, большая задача, которая стоит перед советской техникой, а главное перед промышленностью и общественВностью. И мы утверждаем, что эта задача, уже наполовину разрешена. Страна советов имеет свои аэросани, свои снегоходы, которые и не снились дореволюционной России, аэросани, развивающие скорость до 60—80 и даже до 100 км в час, аэросани, позволяющие перебрасывать на сотни и тысячи километров людей, грузы, почту, аэросани, несущиеся с быстротой лучшего экспресса по снежной целине, по занесенным речным руслам, по непроезжим крестьянским заброшенным дорогам, по пошехонским трущобам. Эти сани созданы советскими научно-техническими институтами. Их дали нам ЦАГИ и НАМИ (Центральный Аэро-Гидродинамический Институт и Научный Авто-Моторный Институт), и каждый свои, оригинальные, непохожие друг на друга образцы, с особыми отличительными качествами. ЦАГИ—целиком металлические, прекрасно сконструированные, сделанные из советского металла колчуг-аллюминия, НАМИ — деревянные, легкие и удобные снегоходы. Сани ЦАГИ и НАМИ—не забава, не игрушка, а серьезное, вполне надежное средство передвижения и связи, совершенно незаменимый род зимнего автотранспорта. Два больших пробега (первый в 1926 году из Москвы в Ленинград и обратно — всего 1400 км и второй в 1927 году: Москва — Ленинград — Ладога —Череповец —Вологда — Ярославль — Москва —расстоянием в 2.450 км) без всякой аварии и сколько-нибудь серьезной поломки — лучший „аттестат зрелости" советским аэросаням. Советские аэросани выдержали и другой не менее ответственный экзамен: вышли8 осенью 1928 года на международную арену в которые ждут только своего потребителя, ждут Берлине, — на авиационную выставку, и вернумассового серийного производства. лись оттуда победителями, с триумфом, с саНаркомпуть, Наркомпочтель, Рокк, Главэлектро, мыми лучшими отзывами западно-европейской Госторг, Авиатрест, приисковые хозяйства, советобщей и авиациские органы Сионной прессы. бири, Дальнего Германские га•• * $№ Востока, Мурмазеты и журналы на, Архангельска „Берлинер Тагеи других северблат", „Рейнер ных и северо-воВестфалер Цейсточных районов тунг", „Бохумер должны, наконец, Цейтунг", „Форобщими силами вертс", „Флюги средствами поспорт" и т. д., анставить в широглийские журнаких размер ах лы „Фляйт" и производство для „Ав иэише н" и своих нужд советдругие в один госких снегоходов. лос засвидетельЧтобы показать ствовали перед наши аэросани лицом всего мира широким слоям отличные качетрудящихся, чтоства советских бы раскачать нааэросаней. ши советские и „Очень '.интехозяйственные ресны советские органы, чтобы за„ металлические ставить, наконецаэросани", „Росэнергично взятьсия выставила ся за аэросанное первые пригоддело наши органы ные для передсвязи и передвивижения аэросажения, чтобы гуни в мире на трех дением пропеллелыжах", „Сенсаров аэросаней цию производят пробудить, накотрехлыжные сонец, от спячки ветские аэросани наших производметаллической ственников, Автоконструкции с задор устраивает в крытой кабинкой первой половине для пассажиров", февраля этого го„Среди иностранда большой всеных экспонатов союзный аэросанобращают на сеный пробег по себя особое вниве рово сточному мание оригинальрайону Европейные русские аэроской части СССР сани", „С такими —от Москвы до аэросанями мож Урала и обратно. но достигнуть По громадному Последние минуты ожидания большой скорокругу, преодолести на гладком вая крестьянские и почтовые тракты, речные русла и лесные дорольду и твердом снегу" — вот 'отдельные голоса ги, пробегут 3.500 километров советские аэроиз общего хора похвал и восторгов. Вряд-ли сани. Пробегут, чтобы сдвинуть вопрос о внедвсе это нуждается в комментариях. рении советских аэросаней в обиход и хозяйство Ясно, что сейчас у нас есть несколько тщанашей страны. И мы уверены в том, что сдвинут. тельно технически разработанных, хорошо проИ. Фельдман думанных и слаженных конструкций аэросаней,1. Первое марта — последний срок присылки листов с подписками на журнал „ЗА РУЛЕМ". Товарищи, приславшие подписные листы после этого срока, не будут участвовать в розыгрыше премий. 2. За доплату в1 рубль (можно почтовыми марками) все наши подписчики могут получить большую „Справочную книгу автодоровда" — настольную практическую энциклопедию по вопросам автомобильного и дорожного дела.9