m2ЙР«*^распутица.. Фото Диамента (Киев)Вместе с весной на село приходитЯнж. Д. ЯРОШЕВПРОСТЕЙШИЕМИШИНЫ на ПРОСТЕЙШИХДОРОГАХЯ ДОРОЖНЫХ работах весьма широкое применение имеют обыкновенные сельскохозяйственные оруд ия — плуги и бороны. Однолемешные плуги употребляются одноконные и парные; но так как вспашка при дорожных работах требуется глубокая (до 20 см), то парные предпочтительнее одноконных. Существуют и специальные дорожные плуги (16 кг весом), работающие шестью лошадьми или трактором Фордзон. Вспашка при дорожных работах имеет целью, во-первых, разрыхление грунта, являющееся основным моментом при устройстве новых и ремонте старых дорог, проходящих по отвердевшим грунтам; во-вторых, плуг употребляется при снятиидернас полотна дороги, что необходимо в глинистом грунте, так как глинистый дерн в дальнейшем не поддается укатке (плуг устанавливается на глубину до 8 еж); в третьих, плугом достигается первоначальное смешение основного грунта с добавочным при устройстве песчано-глинистых дорог, при чем добавляемый грунт рассыпается слоем одинаковой толщины по полотну дороги и запахивается с целиной на нужную глубину; в четвертых, плугом намечаетсясредина дорожных лотков и канав и по его борозде проходит затем несколько раз канавокопатель. Как общее правило, пахать нужно влажный грунт. Лучшее время для машинно-дорожных работ—весна. Летом нужно стараться использовать время после дождя, чтобы производительность вспашки была достаточная. Особый плуг, называемый рутером или корнерезом, употребляется для удаления корней кустарника и вырубленного мелколесья, а также для разрыхления каменистых грунтов.НБ ороны употребляются всех тех видов и типов, какие применяются в 'сельском хозяйстве, начиная с простых деревянных или железных с прямыми зубьями или с зубьями в виде лапок, и кончая дисковыми (системы Рондаля), пружинными и звездчатыми (системы Ганкмо), имеющими вместо сплошных дисков диски с вырезами. Бороны, с соответствующей нагрузкой, употребляются в дорожных работах при разрыхлении вспаханного плугами грунта, при разрыхлении дерна на легких грунтах и для смешения грунтов при устройстве песчано-глинистых дорог. Количество рабочей силы при работе боронами зависит от системы бороны и от ее нагрузки, т.-е. от глубины боронования. Обычная крестьянская борона с деревянными или железными прямыми зубьями легко идет за одной лошадью, но та же борона с грузом в 30—40 кг требует уже пары лошадей. Дисковые и звездчатые бороны имеют различное количество дисков и ножей, от которых зависит производительность их работы и количество потребной для них тяговой силы. Борона в8 дисков работает парой лошадей, в 12 дис ков — 3-мя лошадьми ив 16 дисков — 5-ю лошадьми или же трактором Фордзон. Строго говоря, достаточная степень разрыхленное™ грунта может быть достигнута любой бороной; поэтому, при отсутствии усовершенствованных орудий этого типа, вполне возможно обходиться обычными земледельческими боронами, которые всегда и везде окажутся под рукой. Но дисковая борона работает быстрее чем простая, 16-Дисковая быстрее 8-дисковой, звездчатая борона быстрее дисковой и т. д.2 Во всяком случае, при работах на низовой дорожной сети не следует задаваться целью вести эти работы непременно при помощи самых усовершенствованных машин, которых у нас сейчас еще очень мало, и работа которых , иногда, особ ен но при тракторной тяге, может обойтись во всяком случае дороже, чем Рис. 1. Бесколесная лопата работа обычных крестьянских орудий. Вслед за этими дорожными машинами, которые легко и просто получить всюду из крестьянского инвентаря или из инвентаря совхозов и колхозов,—идут дорожныеснаряды ; их, без каких либо затруднений, может сделать на месте плотник и кузнец. К числу таких снарядов относится, прежде всего, к оннаялопата (рис. 1 и 2). К онныелопаты употребляются двух видов: бесколесная, работающая одной лошадью, и колесная, требующая пары лошадей. Конные лопаты, как общее правило, непосредственно работают лишь на мягком и легком грунте; если же грунт твердый, то для них требуется предварительное разрыхление грунта Рис. 2. Колесная плугом и бороной. Конная лапата представляет собою железный совок, врезающийся в землю силой лошадиной тяги; при отвозе грунта в сторону лопата скользит по земле, а при поднятии ручек, когда край совка упрется в землю, она опрокидывается, опять таки силой тяги, и земля из нее высыпается. Одноконная лопата может выбрать в день (8 час.) и перевезти на расстояние 30 м около 20 куб. м земли. Работа пароконной лопаты гораздо производительнее. Д еревянныйканавокопатель (рис. 3) представляет собою две поставленные на ребро доски, образующие острый угол; размеры досок показаны на рисунке. Короткая доска, играющая роль отвала, понизу обшита полосовым железом толщиною в6 мм, при чем край железной полосы на 10 мм спущен ниже ребра доски. Канавокопатель работает парой лошадей, управляемых человеком, стоящим на его площадке; сначала проводится плугом направляющая борозда (посредине будущей канавы); по этой борозде, в зависимости от желаемой глубины лотка или канавы, проходит несколько раз канавокопатель таким образом, что длинная его доска прижимается к срезу борозды, а короткая отваливает в сторону грунт, срезаемый острием носа снаряда. Перемещением своего веса взад и вперед по площадке, рабочий может пускать нос канавокопателя на большую или меньшую глубину и тем регулировать его работу. Работа канавокопателем требует известного навыка и сноровки. Кроме этого деревянного канавокопателя, имеются также железные, работающие тракто-ром и дающие возможность рыть канавы см дном шириною в !/ а Деревянныйдорожныйутюг . Назначение дорожных утюгов—выглаживать разрыхленный или насыпанный грунт и придавать ему первоначальное легкое уплотнение, придавать поперечный профиль дорожному полотну посредством передвижки земли от краев дороги ,к ее средине и срезать бугры и заравнивать колеи и ямы. Дорожный утюг является необходимейшей машиной как при постройке дороги, так и при уходе за ней и поэтому он должен находиться в каждом селении, тем более, что стоимость его не превышает 30—40 рублей. Существует много способов устройства дорожного утюга; в крайнем случае он может быть заменен даже просто гладким бревном, передвигаемым по дороге конной тягой под различными углами к ее оси. Простейший и весьма практичный деревянный утюг (рис. 4) устраивается следующим образом: две доски (или два однорезка) г) длиною по 2жи шириной в 25 см устанавливаются параллельно, на расстоянии одного метра одна от другой, и соединяются поперечными связями и верхней площадкой; средняя из досок, образующих площадку, выступает, примерно, на 0,4—0,5 м за край задней вертикальной доски и образует хвост утюга. К нижнему краю передней доски утюга прикрепляется железная полоса. Такой утюг требует пары лошадей и управляется рабочим, стоящим на его площадке. Хвост утюга, на который рабочий может нажимать ногой и, таким образом, увеличивать или ослаблять силу давления передней доски утюга, дает возможность регулировать работу утюга. Кроме того, регулировка работы утюга достигается его движением по полотну дороги под большим или меньшим углом к ее оси. Когда утюг идет косо, он забирает часть земли с края дороги и вдоль передней своей доски продвигает ее на длину этой доски к средине дороги, попутно заравнивая углубления дороги и срезая выпуклости на ней.конная лопатаРис. 3. ДеревянныйканавокопательПри возвращении утюг идет другой стороной дороги и делает тоже самое. Третий и четвертый проходы утюга идут уже не по краям полотна, а ближе к средине, по незахваченному первым проходом месту. Последним проходом') Однорезком называется половина распиленного вдоль бревна.3 И наконец — д орожныйкаток . Обычно, при устройстве грунтовых дорог специальная укатка их катками не производится, вследствие значительной дороговизны этой работы, и уплотнение дорожного полотна происходит лишь под влиянием работы утюгов, естественной осадки, дождей и хвот утн>гд проезда. Однако, при таком способе окончательное уплотнение дороги получается не ранее, чем через два сезона, до истече7 ния которых дорога далеко не является улучшенной ив сырую погоду представляет значительные затруднения для езды. И если необходимо заЭти машины: плуг, борона, кончить уплотнение дороги канавокопатель, утюг — являпо возможности скорее, то ются простейшими дорожными прибегают ккаткам . Рис.. 4. Деревянный утюг машинами, которыми вполне Машина эта в обычном можно ограничиться при отсутствии достаточных средств для производства равиде—цилиндр весом от П/з ДО 2ти бобот на грунтовых дорогах. лее, с оглоблями для запряжки лошадей,— Однако, для проведения более совершенной достаточно известна. Но применение такого и законченной механизации этих работ желапростого (круглого) катка для уплотнения грунтельно иметь еще несколько машин, о которых товой дороги, как бы не увеличивать постемы и скажем здесь несколько слов. пенно вес катка, почти не достигает цели, Это, прежде всего, так как при такой ручная корчевалка укатке уплотняется для извлечения пней. лишь один тонкий При сравнительно верхний слой земли, невысокой цене (в легко поддающийся 300 — 350 руб.), проразмягчению п од стоте и надежности влиянием дождей. конструкции и малоПоэтому в таких му весу (она передвислучаях предваригается одним рабоV_>-' тельно употреблячим) машина эта дает ются ребристые и трамбовочные (с чузначительное удеше• прицепной р5сrJги гунными пальцами) вление работы по катки, уплотняющее раскорчевке. действие которых простирается на значительную Далее надо указать дорожный струг глубину, и лишь после неоднократного прохода (грейдер)," изображенный на рис. 5. Эта машина, ребристых и трамбовочных катков полотно дозаменяющая работу канавокопателя и отчасти роги окончательно выравнивается простым катутюга и выполняющая ее гораздо лучше и быком. Процедура эта достаточно длительная, а стрее, имеет множество разновидностей. Наибопотому и дорогая. лее легкий тип ее требует двух сильных лошаИнж. Д. Ярошев дей и стоит сравнительно дорого (1.200—1.300 р.). утюг выглаживает ту небольшую выпуклость, которая образуется посредине полотна, вследствие перемещения земли с обоих краев дороги по направлению к ее оси. В результате получается выпуклое полотно. Кроме деревянных, имеются металлические утюги как для конной, так и для тракторной тяги. На глинистых тяжелых грунтах ^применяется специальная машина, называемая плейером и работающая исключительно тракторной тягой.НАУЧНЫЙ АВТОМОТОРНЫЙ ИНСТИТУТ и ПОСТРОЙКА АВТОМОБИЛЬНОГО ЗАВОДА на 100.000 МАШИН в ГОДПРЕЗИДИУМ коллегии научно-технического *• * управления ВСНХ СССР обсуждал решение о постройке в СССР силами советских техников нового автомобильного завода на сто тысяч машин в год. Президиум признал необходимым привлечь ко всем работам по созданию нового завода Научный автомоторный институт (НАМИ), для чего институт следует включить в состав того филиала Гипромеза, которому будет поручено проектирование завода. Институт должен также принимать участие в разработке и выборе Главмашстроем типа автомобиля, который будет выпускать новый завод. Решено использовать опытный завод НАМИ в качестве базы для пробного конструирования и производства деталей и головной машины, намеченных к выпуску на новом заводе.ЛЕКЦИЯ Н. ОСИНСКОГО „АМЕРИКАНСКАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ вПРОШЛОМИНАСТОЯЩЕМ "состоится 3 апреля в Колонном зале Дома Союзов.Каждый автодоровец должен знать о положении автоиндустрии в самой автомо б илизиро в анной стране мира. А втодоровды — на лекцию! Тезисы лекции напечатаны в № 5 „ З а Ру лем " , с тр . 22.4