20
21
Б. ГОЛЬДЯВТ.ОПР'ОБЕГЛев ТолстойЯТЬ часов утра. Нежаркое майское солнце освещает желтый манеж и группу людей, собравшихся сюда, несмотря.на ранний час. Плотным кольцом они окружают восемь маленьких автомобилей, похожих на1910автомобильГОДЯиЛев Николаевич надел белый картуз и взял палку, был час его обычной прогулки. В этот день, выйдя из дому, он пошел по шоссе. Шел он быстро и на ходу развевалась его длинная серая борода. Вдали заклубилось облако пыли. Он остановился и прикрыв глаза рукой стал ждать. Показалась первая машина. Едущие в ней не обратили внимания на- стоявшего у дороги старика, похожего на любого крестьянина. В следующих автомобилях гонщики уже узнали Толстого, но, боясь, что остановка будет зачтена им в минус, раскланивались с ним не замедляя.хода. Только француз, Герберт де Корни, шедший последним на Некарсульме, предпочел беседу с великим писателем лаврам победиПробег в 1910 году — новинка теля на состязании. Он замедлил ход и остановил машину возле Толстого. современный автомобиль, как обезьяна на человека. Коренастый офицер суетится, отдавая — Я нарочно остановился,—сказал он,— чтобы последние распоряжения. Он смотрит на часы. приветствовать нашего любимого писателя. — Господа говорит он,—пора отправляться. Толстой, казалось, не обратил никакого вниВосемь машин одна за другой двигаются по мания на эту любезность и внимательно .'рассонным улицам Москвы к Серпуховской заставе. сматривал машину. У заставы — старт автомобильного пробега — Представьте себе: впервые вижу автомоМосква — Тула — Орел. биль так близко, — сказал он тихим голосом; Пробег в 1910 году-новинка, а потому гороотчего вы так медленно-едете, мне всегда казалось, что автомобиль должен мчаться с голодовые с трудом сдерживают нахлынувшую толвокружительной быстротой. Герберт де Корни пу. Участники пробега занимают свои места: об'яснил условия этого состязания: испытывается все это либо богатые любители-спортсмены, лишь регулярность работы мотора, а скорость владельцы автомобилей, либо представители движения не играет роли. Поэтому максимальавтомобильных фирм. ная скорость допущена в 60 километров в час. Распорядитель опускает флажок. В путь! Первым идет 75-сильный Фиат, потом два Бенуа (в 60 и 40 сил), N. A. G., Даррок, Жермен, Лаурнье и Клемент и последним маленький Некарсульм в 16 сил. По изрытому, горбатому шоссе, мимо сел и деревень, мчатся новенькие машины. Лают собаки, кричат деревенские ребятишки, крестьяне бросают работу ис недоверием смотрят на невиданную диковинку. Однако, не все идет гладко, и уже под Тулой, первое происшествие. Повстречался крестьянский обоз. Лошади, никогда не видавшие машины, бросились в сторону, опрокидывая возы. Автомобили замедлили ход, но не остановились; тогда озлобившиеся крестьяне взялись за кнуты. Владельцы автомобилей, испугавшись расправы, вытащили револьверы. Так, угрожая ; оружием, они расчистили себе путь. На старте пробегаПmm20 Оказалось, что Толстой давно интересуется автомобилем и теперь просил де Корни рассказать ему об устройстве машины. Де Корни открыл мотор и вкратце рассказал об основных принципах его работы. Толстой живо интересовался об'яснением и задавал все новые вопросы. — Эта штука, когда-нибудь сыграет огромную роль для человечества, — сказал Лев Николаевич. Но де Корни начал с нетерпением посматривать на часы: пора было наверстывать потерянное время. — Желаю вам успеха!—крикнул Лев Николаевич вслед удаляющемуся автомобилю. На финише в Орле были выстроены специальные трибуны. Гремели полковые оркестры. Разряженная толпа и неизменные городовые встречали участников состязания. Некарсульм прибыл шестым, обогнав две шедшие впереди машины. Де Корни рассказал о своей беседе с Толстым и гонщики послали приветственную телеграмму в Ясную Поляну: „Участники автомобильного состязания Москва — Орел, организованного московским автомобильным обществом, обрадованные встречею вас на дороге, шлют свой горячий привет великому писателю".Так Толстой на закате своей жизни ветре-. тился с автомобилем, который только начинал завоевывать в мире свое право на существование.С тех пор прошло 19 лет. Автомобиль завоевал повсеместно почетное место. Автопробег теперь уже не является прихотью спортсменов, а событием огромного общественного значения. В наши дни невозможны вооруженные столкновения автомобилистов с крестьянами, подобные описанному. Теперь Автодор широко оповещает население о готовящемся пробеге. Даже в глуши каждый крестьянин понимает значение автомобиля для транспорта ис радостью приветствует появление машин в своей родной деревне. Перелистайте газеты 1910 года за май месяц. Вы либо совсем не найдете упоминаний о пробеге или заметки вроде: „Выехав из Тулы, автомобилисты задавили трех собак". Сейчас пресса дает подробные отчеты о каждом этапе пробега и результатами пробега интересуются во всех углах Союза.Я ВТОДОРОВСКЯЯМосква По постановлению правительства специальная междуведомственная комиссия разработала правила передачи коллективам Явтодора ненужного автомобильного и дорожного имущества, принадлежащего учреждениям и предприятиям. Автомоторный клуб при Явтодоре оборудовал судостроительную верфь на Москве-реке. Верфь будет строить глиссеры, моторные лодки и яхты. Сейчас на верфи строятся четыре больших моторных лодки для парка культуры и отдыха. Каждая моторная лодка рассчитана на 120 пассажиров. Лодки будут обслуживать посетителей парка. Предполагается, что в ближайшее время верфь начнет строить небольшие моторные лодки (от 2 до 10 пассажиров) для дальних экскурсий. Tv^ncp На строительстве Грознефти от мостов с гудронированием шоссе, блестяще законченных в прошлом году, перешли к устройству таких шоссе по всей территории строительства. Гудронирование шоссе обходится несколько дешевле булыжной мостовой и значительно лучше ее по качеству. Трактор с грузом более 7 тонн, пущенный для испытания, не оставил никаких следов. Гудронированием шоссе, впервые широко примененным в Туапсе заинтересовались во многих районах Союза, в которых производятся дорожно-строительные работы. Местное портовое управление решило проложить в этом году такое шоссе вдоль всего порта.П ЕРЕКЛИЧКАВоронеж В марте состоялся с'езд Явтодора Центральной Черноземной области. ЦЧО имеет 82 тыс. километров гужевых дорог, из них мощеных только 1.057, а в исправном состоянии только 500 километров. В мае намечено провести „Неделю Явтодора." Туркмения Правительство Туркмении ассигновало в текущем году на дорожное строительство 500 тыс. руб. Кроме того, для той же цели будут переданы все средства от вновь введенного потонного сбора с ввозимых и вывозимых грузов. Для регулирования автотранспорта, а также для управления делами дорожного строительства создается управление шоссейных и грунтовых дорог Туркмении. Принятые меры позволят уже в текущем году значительно упорядочить дороги страны. Хабаровсн Работы по постройке Ямуро-Якутской магистрали механинизируются. Получена новая партия мощных гусеничных тракторов „Клетрак", катков и т. д. Сейчас идет подготовка к началу весенних работ по сооружению второй части шоссейной дороги ближе к г. Незаметному. Ямуро-Якутская магистраль доведена уже до пункта Ульмин, откуда оста1 лось только 300 км. до конечного пункта магистралигор. Незаметного. На магистрали сейчас оживленное движение—идут грузовые, почтовые и пассажирские автомобили, забрасывается фураж, провиант и механическое оборудование на опорные пункты магистрали,ближе к Якутской границе.ВНИМАНИЮ ПОДПИСЧИКОВ „ЗА РУЛЕМ"В заявлять ного виду сокращения срока хранения экспедиционных документов, издательподписке ство просит все претензии по местусдачи издания. Жалобы, поступившие позжев переписку двух месяцев, приниматься по ним не вступает . 21 к исполнению на неполучениеизданийпоиндивидуальнойп одпискинепозжедвухмесяцевсоднявыхода данне будутииздательство