ГОСПОДСТВО АМЕРИКАНСКОГО АВТОМОБИЛЯЗаметки на лекции В. В. Осинского „Американская промышленность в прошлом] и настоящем", прочитанной 3 апреля 1929 года в Колонном зале МЕРИКА неограниченно главенствует на мировом автомобильном рынке. Из пяти миллионов автомобилей, выпущенных в прошлом году автозаводами всего мира, 4V2 миллиона — 90% — приходится на долю С.-А.С.Ш. Но сам автомобиль, этот коренной продукт производства американской промышленности, не родился на почве С.-А. С. Ш. Он был сконструирован в 60 годах в старушке-Европе и из его истории тов. Осинский напомнил следующий сравнительно недавний и яркий факт. Один из пионеров американского автостроения рассказывал, посмеиваясь, как летом 1900 года он поехал во Францию и, прикидываясь американским фермером, заказал фирме де ДионБутон маленькую одноцилиндровую машину, на которой он, якобы, будет раз'езжать по окрестностям своего имения около Нью-Порта. Редкая машина была продана, перевезена через океан, доставлена в Нью-Порт, откуда, вместо раз'ездов по окрестностям, машина попала... на завод предприимчивого американца, была разобрана до мельчайших деталей и основательно изучена. Результаты такого пристального внимания американцев к европейским автомашинам вскоре не замедлили сказаться. Еще в 1898 году в С.-А. С. Ш. было построено 1.000 автомобилей, во Франции — 1.631. В Германии и Англии автомобили тогда, повидимому, не строились вовсе. Далеко впереди Америки шла Франция. В 1902 году она построила 16.500 машин против 9.000 машин С.-А. С. Ш. А через 5 лет, в 1907 году, заводы С.-А. С. Ш. уже выбрасывают 44.000 машин против 20.000 французских и 12.000 английских (французской цифры С.-А. С. Ш. достигли еще в 1904 году). В 1909 году в С.-А. С. Ш. было произведено, по крайней мере, в два раза больше машин, чем во всех странах Европы вместе взятых. Кривая роста американской авто-индустрии начала свой стремительный взлет.Асвоих заводах конвейер, начал, оказывается, свое производство более чем скромно. Вначале XX века он сделал заказ заводу бр. Додж на поставку моторов, а на других заводах заказал шасси, колеса, шины и подушки. И в течение трех лет все производство Форда сводилось к тому, что 10—12 парней, во главе со старшим рабочим составляли из этих частей машины и их окрашивали. Не имея основного капитала и не затрачивая оборотного (так как он получал части в кредит, а машины продавал за наличные), Форд начинал свое дело. Оно давало основанной Фордом компании огромный дивиденд (прибыль первого года составила 283%), который снова вкладывался в дело для расширения. Этот метод является типичным для тех путей, по которым возникала американская промышленность в целом. В 1908 году Форд приобрел большинство акций компании, а в 1916 выкупил остаток акций и стал единоличным распорядителем всех предприятий. В 1911 году Форд выпустил 19 тыс. машин, в 1915 — 182 тыс., а в 1917—785-тыс. . Ко времени окончания мировой войны начинается новая стадия развития американской авто-индустрии, основным фактом которой стала „схватка гигантов" — Форда и „Генеральной Компании Моторов".*** .История главного конкурента Форда более сложна и насыщена разнообразными событиями, чем история фордовских предприятий. Руководителем „Генеральной Компании Моторов" является „спекулятивный гений" С.-А.С.Ш. — Вильям Дюрант, приводивший компанию то к расцвету, то к краю банкротства и дважды устраненный от руководства ею. В 1920 г. финансовое „оздоровление" компании производит „сам" Морган, фактически прибрав ее к рукам. Основным конкурентом машин Форда является автомобиль „ГенеральнойКомпании"—Шевроле.Кроме этой машины „Компания" выпускает еще 6 других основных типов машин, рассчитанных по цене и комфорту, на различные слои потребителей.Общими предпосылками этого роста были успехи в конце XIX века химии и электротехники, усовершенствование переработки жидкого топлива, появление резиновых шин. Основную же установку всему автопроизводству дал принцип взаимозаменяемости частей, изготовляемых на автоматических станках. Этот принцип, широко распространенный в производстве огнестрельного оружия, в велосипедной, швейно-машинной и др. отраслях промышленности, сложился очень отчетливо в американских производствах, примыкающих к автомобилестроению, особенно в экипажном. И не случайно гиганты современной автоиндустрии—Форд и „Генеральная Компания Моторов" выросли из прежних экипажных производств бр. Додж и Дюранта.* ,*...Генри Форд. Американский (и мировой) автомобильный король, выпускающий 8.000 машин в день, впервые введший в 1915 году наКолоссальное развитие американской автоиндустрии вызывает неизбежные в условиях капитализма кризисы. К концу мировой войны американский рынок был насыщен машинами. Американская автопромышленность начала привлекать избалованного потребителя не только низкой ценой и высокими качествами машины, но и ее внешним видом. Мода сделалась одним из рычагов капиталистической конкуренции. Новые веяния повлияли даже на Форда. С 1906 по 1926 год он выпускал свою единственную модель „Т" в почти неизменном виде. В середине 1926 года цифры показали Форду, что его машина теряет рынок и он сперва замедлил, а затем остановил произодство и стал готовить свою новую модель „А", которую выпустил в конце 1927 года. „Генеральная Компания Моторов" ответила на нее выпуском нового шестицилиндрового Шевроле, сконструированного и поставленного на производство всего за полгода. 21