12
13
Н. БЕЛЯЕВЗАПИСНАЯКНИЖКААВТОДОРОВЦА7 — 1 5 мая 1929 годаЛУЧШИЛИСЬ ли наши непроезжие дороги и увеличилось бы количество автомобилей в стране, если бы не было Явтодора? По этому поводу у нас нет никаких сомнений. И то, и другое улучшилось бы, так как жизнь этого настоятельно требует. Весь вопрос только в том, в какой срок. Срок есть величина, для уменьшения которой создалось общество Явтодор. Вопрос отемпе есть вопрос о смысле существования Явтодора. Наша отсталость до того чудовищна, наши потребности настолько огромны, что только исключительно энергичный, почти бешеный темп работы может им соответствовать. Имеется ли этот темп прежде всего в работе самого общества? Рост общества в целом и активность его членов весьма значительны, но не везде одинаковы. В одних местах лучше, в других хуже. Наилучшим подстегивающим средством для усиления работы и выявления отстающих участков являются смотры, отчеты, соревнования ячеек и отделений. На местах в этом направлении начали проявлять собственную инициативу. Вот, например, Тихорецкое отделение Явтодора, насчитывающее 1.300 членов (довольно большое количество для данного отделения), вызвало на соревнование другие отделения общества Северо-Кавказского края с тем, чтобы подвести итоги на краевом с'езде. Пример Тихорецкого отделения представляет несомненный интерес и для других отделений. Нужно организовать широкую волну соревнований и перекличек между отдельными ячейками и отделениями общества. На основе районных и областных соревнований Центральный Совет общества должен проработать вопрос ио соревновании в общереспубликанском масштабе. Конкурс на лучшую ячейку и лучшее отделение послужит прекрасным средством для повышения активности работы общества.У***УНЯС МНОГО говорят о нехватке инженеров для развертывания будущей грандиозной авто-промышленности. Выработаны специальные меры для расширения автомобильных факультетов в тех втузах, где они имеются, и открытия отделений там, где их нет. Словом, к вопросу подготовки кадра будущих инженеров проявлено много внимания. Но обращаем ли мы внимание на подготовку молодых инженеров, кончающих сейчас втузы и желающих работать по автоспециальности? Если притти в Явтотрест и спросить, сколько молодых инженеров-автомобилистов им сейчас нехватает и сколько понадобится в будущем, то ответ будет искренне огорченным: „нужны, очень нужны люди, не можем найти специалистов, нехватает квалифицированной молодежи". Но вот живой, молодой инженер тов ; Хватков, кончающий Ленинградский политехникумавтодоровец и комсомолец, взял дипломную работу по электрооборудованию автомобиля. Тов. Хватков правильно решил для дипломной работы взять живую производственную тему. Явтотрест производит контрактацию будущих инженеров. В его прямых интересах дать оканчивающим инженерам конкретные задания для разработки, и авансом бесплатно получить 1.2 ряд нужных и ценных работ. Явтотрест этого не только не делает, но даже не считает нужным ответить, когда у него об этом специально запрашивают. Инженер Хватков и факультет обращались в Явтотрест ив феврале ив марте. Трест хранит молчание. Тов. Хватков обращается в Явтодор ив редакцию „За Рулем" за помощью. Нам кажется, что случай с тов. Хватковым указывает на важный, принципиальный вопрос. Необходимо немедленно выяснить количество студентов, кончающих сейчас втузы по автомобильной и дорожной специальности и дать каждому из них конкретное задание для того, чтобы они заранее специализировались в определенной области. Мы ждем, что Явтотрест выскажет свое мнение по этому безусловно важному и Интересному вопросу. автодоровец обладать драматическим талантом? Над ДОЛЖЕН-ЛИ хорошийдумают автодоровцы поселка Пушкино под Москвой. сейчас мучительно этим вопросомВ октябре прошлого года в этом поселке организовался коллектив Явтодора. О селе Пушкино мы как-то уже писали в журнале „За Рулем", как о наиболее показательном месте для работы Двтодора. Село это находится всего в одном километре от прекрасного шоссе, идущего от Москвы. Но... километр этот в ужасном состоянии и если бы с'организовать инициативу местных жителей и улучшить дорогу от поселка к шоссе, то жизнь там резко бы изменилась, можно было бы пустить автобусы из Москвы и пр. В этом поселке летом живут дачники и средства легко бы нашлись. Для работы ячейки Явтодора открывалось широкое поле. Инициаторы коллектива наметили план работы и докладов населению об Явтодоре, а в виду отсутствия средств решили устроить спектакль. В волполитпросвете, куда ячейка обратилась за разрешением, их долго расспрашивали об Явтодоре и, наконец, завполитпросветом положил длинную и мудрую резолюцию: „ П оста ­ н овкинеразрешаю , к акнеоформленнуюхудожественнуюработу по положению ГПП иоформленияопределенногокружкаиприкрепленияеговработепри ПП учреждении . К постановке данный коллектив допущен бытьнеможет " . Явтор этой резолюции раз'яснил, что кружок Явтодора должен прикрепиться к драмкружку при нардоме, а средства, полученные от спектакля, должны поступить в нардом и расходоваться по его усмотрению. Члены коллектива спорили, горячились, но чтобы не развалить коллектива решили прикрепиться к нардому. Тот же председатель волполитпросвета и тут кладет на соответствующем заявлении мудрую резолюцию. Все члены данного кружка должны оказывается подавать индивидуальныезаявления . Прием будет произведен в зависимости от драматических талантов. Бедный километр непроезжей дороги от Пушкина до шоссе! Суждено тебе, видно, еще долго пребывать в непроезжем состоянии. Драматические таланты отдельных членов коллектива Нвтодора пышно расцветут в нардоме. Проходящее же в одном километре шоссе будет попрежнему недоступно, и воздух все так же будет оглашаться некультурным „матом" крестьян, ломающих колеса и калечащих ноги лошадей.Н.БеляевТОРГОВЫЕОБРУЙСКОЕ окружное отделение Явтодора купило в прошлом году в минском автоуправлении один автобус „Штеер" с кузовом RMO на ходу и уплатило за него 18.500 руб. наличными. В этом году мы купили через автоуправление 2 автобуса системы „Штеер" с кузовом ЯМО и стоят они 40.805 руб. Получили „предварительный расчет" — часть наличными и часть в кредит Начали мы читать „расчет" и просто не поверили; прочитав несколько раз, мы убедились, что здесь дело неладно, и мы протестуем против такого „содействия" автомобилизму в нашей стране. Вот этот расчет: 1. Вся сумма стоимости 2-х автобусов40.805 р. —100% 2. 2 шасси с принадлежностями стоят —6.095.35 долларов или по курсу 1,145 = 11.855 р. 45 к. 3. Стоимость 2-х шасси со всеми расходами до границы — 15.000 р. 4. Стоимость кузовов ЯМО—17.000 р. Потом начинается целая серия % % и комиссий, которые пополняют, исключая стоимость резины в4 000 р., всю остальную сумму. Особенно бросается в глаза недопустимая комиссия Госторгу за стоимость кузовов, заказанных... в СССР, в Явтотресте Неужели нельзя было это сделать без Госторга и не платить 3%; а если даже и необходимо только через него, — нельзя ли за это брать поменьше %°/о. Несмотря на то, что Белгосторг и автоуправление оба находятся в одном и том же городе Минске и довольно солидные организации они друг другу не доверяют и требуют обязательно к выдаваемым векселям гарантию банка, а банк, берет за это lVi% комиссии. Несмотря на то, что в расчете все уже предусмотрено вплоть до комиссии Явтоуправлению в 1%, (против чего мы не возражаем) мы имеем статью —„непредвиденные расходы" в 500 руб. На вопрос, что это за расход, нам отвечают, что это „будет со временем расшифровано".АППЕТИТЫКак-будто все „предвидено", даже „непредвиденные расходы"- Но, нет, в конце расчета имеется дополнительное указание следующего содержания: „Оставляем за собой право дебитовать ваш счет на дополнительные расходы по пред'явлению таковых нам Госторгбелом". Этого мы уже совсем не понимаем. Где же конец, где же рамки расходов, комиссий, процентов? В счет наличности нами было раньше переведено ni? требованию Явтоуправления 15.000 р., при присылке расчета уплочено 2826 руб., а всего наличными 17.826 р. Послали мы векселя, но дело обостряется: нужна гарантия банка к векселям. Мы спрашиваем: зачем она вам, ведь мы же никуда не убежим с автобусами, ведь это же опять проценты и комиссии. Ничего не помогает. Угрожают невыдачей машин. Нам кажется, что "расчет сам говорит за себя и за то, что дело развития автомобилизма в нашей стране еще не всеми осознано. И процентики, и комиссии, и недоверие без гарантии, при отсутствии всякой боязни за неуплату,— все это ложится бременем на молодое развивающееся автомобильное дело. Нельзя пройти мимо и факта медлительности изготовления кузовов на заводе ЯМО. Там не мешает ускорить процесс одевания кузовов, чтобы капитал и машины не лежали бы так долго без использования. Изложив все это, мы считаем своим долгом протестовать при помощи журнала „За Рулем" против такой „поддержки" автомобилизации страны и просим принять соответствующие меры. Бобруйского Окружного Отделения Явтодора ДЯРЕВСКИ От редакция . Помещая письмо Бобруйского окружного отделения, редакция также присоединяется к их недоумениям по поводу таких способов „содействия" автомобилизации и ждет раз'яснения от соответствующих органов. Зам. предправлениБ13