16
17
Дорожные работы в оазисеОПЫТНЫЙ ПРОБЕГ в ПЕСКАХ КАРА-КУМТОБЫ изыскать способы связи и транспорта нении, — дорога на этом участке пролегает по в песках Кара-Кум, в центре которых сравнительно легко проходимым глинисто-песнаходятся богатые серные месторождения, чаным пространствам, правда, кочковатым, но в апреле этого года по инициативе ВСНХ без высоких под'емов. С сотого километра автоТССР совместно с Всесоюзной Академией Наук мобиль Форд по требованию командора пробыла организована автомобильная экспедиция бега был возвращен в Ашхабад. Обстоятельот г. Ашхабада до серных заводов „Зеагли" ство это представляется чрезвычайно досадным, (протяжение 260 км) и далее — до Хивы. Наитак как из последующего выяснилось, Что Форд более интересной частью пути (по характеру мог дать ценный материал о возможности приместности) является первая , о которой пойменения в песках обычных типовых автомобидет речь в нашей статье. лей легкого типа, не имеющих специальных приспособлений. Экспедиция под общим руководством акадеПоследующие 160 км пути пролегали по сымика А. Е. Ферсмана выехала из Ашхабада 4 апреля, в пучим пескам, пере5 часов утра. реза нны м Техничеп ерпенд иское рукокулярногряв од ст во дами бархап робе гом нов, с чабыло возлостыми под'ж ено на емами, дот. Богушевходя щим и ского-преддо 30°. В ст авителяэтих услоУзбек-Автовиях пробег п ромторга, потерял уже представивв сякое шего для практичепробега маское значешины Рено. ние, но соВ экспех ран ил дицию вышочень больли: 2 шестишой спорколесных тивный инавтомобиля терес. . Для Рено типа под'емов „ С ахар а" машин на (10 л. с. напесчаные лог.) и 1 стагряды прирый однон яя движения вперед в песках приходилось подкладывать под ходилось тонный поколеса автомобилей деревянные решетки подкладылугрузовивать под колеса заранее заготовленные деречек Форд (типа „Т" с червячной передачей), предвянные решетки, устилать дорогу саксаулом ставленный Туркмен-Автопромторгом. и втаскивать машины в гору соединенными Первые 100 км были пройдены колонной в усилиями пассажиров обеих машин (13 чел.). течение дня без каких-либо серьезных затрудЧ-И16 В наиболее трудных случаях, однако, и это не помогало и тогда приходилось прибегать к очень ценному запасному средству — л ебедке , имевшейся на одной из машин и позволявшей (путем переключения двигательной силы мотора на лебедку) подтягивать машину стальным тросом к укрепленному на вершине горы деревянному столбу. Так были пройдены еще 160 км до серного завода. Общим выводом из пробега является, на наш взгляд, заключение о непригодности машин типа „Рено-Сахара" к работе в песках Кара-Кум. Ни один сколько нибудь серьезный под'ем в песках не был взят машинами самостоятел ьн о; подкладывание решеток На крутом под'еме приходилось подталкивать автомобиль. и досок, втаскивание их на В белом кителе академик А. Е. Ферсман руках, подтягивание при помощи лебедки, — все эти меры могли, конечно, личайшее напряжение, испытанное всеми чаиметь место в обстановке спортивного пробега, стями машин. Следование машин на 90% пути! цель которого во чтобы то ни стало прона 2и1 скоростях также следует считать явлебиться к месту .назначения; но эти приемы сонием ненормальным. вершенно неприемлемы в условиях регуляр ­ Нельзя отнять у машин „Рено-Сахара" их нен ого движения, а тем более грузового (где сомненных достоинств, какими являются многомашины будут иметь мертвый груз без дооборотный мотор, хорошее сцепление ведущих статочного количества людской рабочей силы); колес с грунтом, прекрасная система охлаждезатем надо отметить чрезвычайно малую скония и смазки; слабость же и неудобство рулерость машин в пути — в среднем 55 км в сутки. вого управления, некоторая сложность и недоКроме сравнительно мелких аварий (поломка статочная прочность почти всех механизмов., пружины выпускного клапана первого цилиннедостаточная комфортабельность кароссери — дра, двукратная поломка болта продольной руих минусы. левой тяги, поломка шпилек валика педали Проблема автосообщения в песках Средней конуса, повреждения ножного акселератора Азии еще ждет своего разрешения. Попытки и т. п.) машины имели две очень тяжелых аварешить ее должны быть направлены прежде рии. При попытках взять крутые под'емы в певсего на изучение и испытание также других сках без посторонней помощи были поломаны типов машин, применяемых в колониальной шестерни диференциала, в первом случае — практике за границей, в частности, машин, коническая ведущая, и во втором — планетароборудованных по принципу Кегресса. ная. Последние две аварии указывают на ве-Н.ЧетвериковГлинистаяплощадка „такир" — естественное место для посадки аэроплана, идеальная твердая дорога для автомобилейОт Редакции. Редакция не разделяет мнение тов. Четверикова онепригодности машин „Рено-Сахара" для передвижения в пустыне. Кара-Кум. Начальник экспедиции академик А. Ферсман указывает в печати, что опытный пробег показал полную возможность установить. автосообщение между Ашхабадом и серным заводом. Предположено даже с будущей весны организовать правильные рейсы, обслуживаемые тремя машинами! типа „Рено-Сахара". Редакция надеется в следующих номерах вернуться к проблеме автомобильного сообщения в песках Кара-Кум. 17