12
13
14
Недостаточно построить мостовую — ее надо своевременно ремонтировать и содержать в чистоте. Смывание поливкой пыли и грязи — дольше сохранит мостовуюИнж. К. КУПРЕЯНОВУЛУЧШЕНИЕУЛИЦ в НЕБОЛЬШИХГОРОДАХСЛИ УЛИЦЫ наших больших городов, особенно центральные, находятся в сравнительно проезжем состоянии, то этого нельзя сказать про маленькие уездные города и даже про окраины губернских центров. Часто бывает так, что пожарные команды не могут доехать до места назначения, застревая в грязи. В результате приходится бороться с пожарами „домашними" средствами. Это происходит не всегда только из-за экономических причин, но зачастую и из-за нашей беспечности и невежества. Поэтому полезно указать наиболее дешевые, легко исполнимые и технически правильные, возможные для применения в наших городских условиях приемы устройства и поддержания улиц, которые помогут избавить наши города от затопления грязью в буквальном смысле этого слова. П оследовательными мерами при устройстве улиц являются: урегулир ованиепланаипрофиля улиц, отыскание подручных дорожностроительных материалов, укрепл ениепроез же йч асти улицитротуа ров, п оддержаниесделанных улучш ений при помощи ухода й ремонта.ЕУрегулирование плана и профиля улицБольшая часть улиц малых городов, а также окраинных улиц больших городов имеет одну особенность, которая затрудняет их улучшение, 12но служит залогом ценности их в будущем,— это значительная ширина (50 ми даже больше). Такая ширина в настоящее время для маленьких городов не нужна, но, несомненно, при дальнейшем их развитии она пригодится. Улицы городов намечаются надолго, а последующие изменения их ширины затруднительны и связаны с дорогими ломками. Ширину улиц нужно разбить по меньшей мере на 5 полос: одну полосу отвести под проезжую часть, 2 полосы под древесные насаждения—бульвары и 2—под тротуары. Что же мы этим выгадаем? Выделив для проезда из всей огромной ширины улицы, например, в 50 м, ширину только в5 м, мы уже в состоянии укрепить эту полосу мостовой. По бокам проезжей части оставляются обочины, которые служат для бокового упора одежды проезжей части и для уширения ее в будущем, когда развившийся проезд и улучшенные финансы позволят это сделать. По сторонам обочин устраиваются канавы,необходимые для сбора воды, стекающей с проезжей части и обочин и для отвода ее в пониженные места. В небольших городах канализации обычно нет. Воду спускать некуда. Приходится отводить ее наружными канавами. Канавы должны иметь необходимый продольный уклон,установленный нивелировкой; в песчаном грунте, способном впитывать воду как дренаж, этот уклон может быть самое меньшее 0,2%, а в водонепроницаемых грунтах до 0,5%. Откосы канав необхо- Мостоваяна всю ширину улицы обременительна для для проезда достаточно отвода узкойбюджета небольших замощенной полосыгородов.Поэтомудимо укрепить мелким булыжным камнем или страницах нашего журнала. Можно применять еще дешевле — д ерном . для профилирования и специальную машинуЗатем идут полосы по обеим сторонам проструг. езжей части за канавами для древесных наФорма канав должна быть треугольная или саждений (в две линии кустов или деревьев) — трапецоидальная, в зависимости от количества это бульвары для прогулки. Они очень поводы, подлежащей отводу (треугольные канавы легче заплывают, а потому поддержание их лезны — освежают воздух и придают улицам труднее). При отсутствии машин все эти работы нарядный вид. Бульвары также требуют некоможно произвести вручную. торого укрепления, но значительно меньшего, чем проезжая часть, так как здесь не будет движения экипажей и тяжелых грузов. Отыскание подручных дорожноПо обеим сторонам бульваров лежат тротуарстроительных материалов ные полосы, непосредственно примыкающие к линиям домов. Тротуары должны иметь поКроме улучшения плана и придания должперечный уклон от домов в сторону бульвара ного профиля улице необходимо еще устройдля отвода воды, при чем между бульваром и ство какой-либо мостовой и укрепление тротротуаром оставляется для этого небольшой туаров. А для этих работ нужны дорожнолоток. Общее расположение может иметь вид, строительные материалы—камень, гравий, песок, показанный на схеме поперечного разреза. жерства. шлак железнодорожный или заводской и пр. Поэтому раньше всего нужно отыскать Для переездов и переходов поперек улицы эти материалы в районе окрестностей города. необходимо в известных местах устройство Если этих материалов поблизости от города особых дорожек, укрепленных каким-либо денет, то положение затруднится, потому что шевым способом; канавы надо пересекать недальняя возка их обойдется очень дорого и большими мостиками или пропускать их в улучшение улиц задержится. трубы. Эти переходы надо делать достаточно часто. Такой общий вид должен принять план Вот почему надо, прежде всего, произвести улицы, при чем он может быть и упрощен в геологическое . обследование района, лучше зависимости от местных условий; например, всего поручив это дело геологу, который при небольшой ширине улицы могут быть знает специальную литературу, содержащую опущены полосы под описание ранее пробульвары, а древесные изведенных исследованасаждения делаются ний в данном районе. в один ряд вдоль троЛучшим дорожным туаров или же совсем материалом является не делаются. камень. В случае отсутствия Переходим к профик амня применяется лю улицы. В случае гравий, являющийся слабого, неустойчивотакже хорошим матего грунта и близости риалом. Гравий полук дневной поверхночается из рек или же сти горизонта грунтоможет быть копанным вой воды, способствуиз карьеров. Хороший, ющей размягчению крупный песок также грунта,проезжую часть применяется для улучиногда выгоднее устрашения улиц небольших ивать на небольшой городов, путем введенасыпи; иначе прихоУкатка улицы поселка в Дании ния его, как добавки дится применять очень к глине. сильный и дорогой Прекрасным материалом является шлак дотип одежды. Устраивая же проезжую часть на менных печей, работающих на каменном угле, насыпи, мы в дальнейшем, при необходимости подходящим—шлак железнодорожный и фабрасширить замощение, вынуждены будем уширичный, а также лес, могущий итти на устройрять и насыпь, что в результате приведет к ство тротуаров и даже проезжей части улиц. тому, что уровень проезжей части будет на Наконец, могут быть использованы специальуровне окон домов, а тротуары окажутся внизу. ные местные материалы: морская галька и Если проезжая часть помещается не на наракушка, асфальтовый камень, нефтяные матесыпи, а на одном уровне с грунтом, то устройриалы, торф, каменноугольные смолы и пр. ство канав и придание выпуклости проезжей Перед составлением проекта улучшения улиц части может быть произведено одновременно надо знать какими материалами можно раси при том не вручную, а помощью простейших полагать и за какую.цену. В большинстве слудорожных машин — утюга и канавокопателя, чаев какие-либо из этих материалов имеются, (а также плуга и бороны), не раз описанных на13 'и надо лишь выбрать те из них, которые являются наиболее практичными.песок, в котором заключаются и более крупные каменные частицы. Хорошее уплотнение достигается Укрепление проезжей части улиц ипроездомнераньше , ч емчерезгод , п ри чем время от временинеобхо ­ тротуаров дима утюжка такой дороги дорожным утюгом. Камень обычно обрабатывается у нас в Улучшение полотна железнодорожным или шашку неровной формы и этой шашкой замазаводским шлаком щивается проезжая должно производиться часть по искусствентак, чтобы в смеси со ному песчаному осношлаком дать какойванию. Э тоодин из либо связующий матенаиболее креприал, в простейшем ких типов мостослучае глину. Иначе вых, п равда , дашлаковая дорога будет леко несовершенне стойкой, в жаркую ный, но доступпогоду — пыльной, а в ный по цене . Бладождливую — грязной. годаря прочности Наиболее дешевым этоймостовой , ее приемом улучшения целесообразно тротуаров следует таку страивать на про ­ же считать прием пеездах с значис кованияв случае, т ельным грузовым На улице этою небольшого, немецкого города если грунт глинистый. д вижением , наприполная чистота. Улица покрыта хорошей моГравий дает лучшие мер, от железнодорожстовой, зелень по краям дороги очищает воздух результаты. Во многих ных станций, пристаслучаях, если имеется ней и пр. к центру города. Можно также применить в городе щебедешевый лес, применяются досчатые тротуары. ночный тип одежды. Если нет достаточно прочного камня, годного Поддержание сделанных улучшений для изготовления из него шашки или щебня, Чем слабее способ укрепления но имеется гравий, то его с успехом можно проезжей части улиц и тротуаров, применить для проездов, существующих в нетем больше потребуется ремонта больших городах. Нужно только помнить, что во времяслужбыи тем дороже уход. один гравий без песка и глины не даст плотной Это общий закон. Поэтому мало устроить уликоры; необходимо, чтобы эти составные части цу,—надо ее ремонтировать и содержать. находились, примерно, в пропорции 60 : 30 :10%. При этом из гравия должны отгрохачиваться Ремонт мостовых состоит в том, чтобы не наиболее крупные частицы, если они содердопускать расширения появившихся случайных жатся в малом количестве, так как держаться ям, своевременно их заделывать, что значительно удлинит срок службы мостовой. в коре они не будут. Если нет гравия, но имеется крупный песок, Уход или содержание служит в помощь рето при глинистом грунте этот песок может монту и состоит: а) в очистке проезжей части пригодиться для добавки к грунту таким обраот грязи, навоза и тающего снега, иначе, при зом, чтобы пропорция песка к суглинку была оставлении их на коре произойдет размягчение бы, примерно, от 70 % : 30% до 80 % : 20%, в ее и внутреннее загрязнение, ослабляющие ее зависимости от влажности места. Если влажпрочность и уменьшающие срок службы, б) в ность мала, то годится первая пропорция, если своевременной очистке канав, труб и мостов велика—вторая. Приемы введения добавки те от снега перед таянием, чтобы дать сток же, что и для грунтовых дорог. тающей воде и в) в закрытии осенью труб и небольших мостов хворостом, чтобы они не Если же грунт улицы песчаный и притом были забиты снегом, который может оледенеть песок мелкий (частицы мельче 0.25 мм), то ви закрыть, как пробками, отверстия этих соорунего нужно добавить не только крупного жений в период таяния и стекания большой песка или гравия, но также и глины так, чтобы массы воды. процентное отношение составных частей окончательной смеси было бы равно указанному, Все эти меры содержания, как и своевременпри чем крупного песка (крупноно производимый мелкий ремонт значительно стьюот2 мм до 0,25 мм) д олжнобыть удлиняют срок службы мостовой. не меньшеполовины всего песка. Инж. К, Купреянов Лучше брать гравелистый, или хрящеватыйБЕРЕГИТЕ СВОЕ и ЧУЖОЕ ВРЕМЯ! Письма в редакцию и отдел распростанения (контору) пишите: 1) на отдельных листах (можно посылать в одном конверте); 2) кратко и ясно, избегая ненужных подробностей, и 3) указывая разборчиво и точно свой адрес ка, каждой отдельной заметке или сообщении. 14