Я. БЕЛЯЕВЗАПИСНЯЯ КНИЖКИАВТОДОРОВЦА/ — 1 5 июня 1929 годаЯсфальт или булыжникОсновным типом уличного покрытия в Москве все еще остается варварская, булыжная МОСКВЕ летний сезон в разгаре. На улицах духота, столбы песка, чудовищная пыль. Начался дорожный сезон. Кое-где заклубились асфальтовые котлы, и в разных местах города видна развороченная мостовая. Коммунальное хозяйство столицы обещает в этом году значительно усилить строительство мостовых, в частности увеличить площадь асфальта (по плану на 100 тыс. кв. м). Мы приветствуем благой поворот МКХ в сторону асфальтового строительства, но большого восторга не выражаем. Если планы будут выполнены даже на все 100°/0, то и тогда основным типом московских мостовых останется все та же варварская, пыльная булыжная мостовая. Летом прошлого года „Вечерняя Москва" подняла оживленную кампанию за переустройство булыжных мостовых и за решительное расширение площади асфальта. Кампания эта встретила широчайший отклик трудящихся столицы. Ряд хозяйственников под напором общественного мнения дали обещание, что в следующем строительном сезоне наступит коренной перелом в строительстве московских мостовых. Мы констатируем, что никакого перелома сейчас нет. Некоторое увеличение строительства мостовых является совершенно естественным расширением деятельности Моссовета и могло наступить без всякого вмешательства общественных организаций. В период дискуссии о мостовых было выдвинуто предложение, чтобы государственные, кооперативные и общественные организации субсидировали постройку усовершенствованных мостовых на участках, непосредственно прилегающих к их владениям. Предложение это было встречено сочувственно, но скоро забыто. Мы считаем необходимым вновь и самым решительным образом поднять этот вопрос. Мы отдаем себе ясный отчет, что при самом большом желании МКХ, оно не в состоянии из-за отсутствия средств в короткий срок видоизменить и улучшить все мостовые Москвы. Необходимы новые органимостовая..Взационные формы участия всех заинтересованных в этом деле учреждений, помимо МКХ. Шум, духота и пыль, проникающие через раскрытые окна учреждений, резко понижают работоспособность сотрудников. Экономия в транспорте, износе шин, увеличение нагрузки на экипажи—в самый короткий срок окупят все затраты. Громадные учреждения, занимающие обширные дома в 5-6 этажей, охотно отпустили бы сравнительно небольшую сумму деденег, чтобы участки мостовой против их домов превратить из булыжных в асфальтовые. Уже сейчас в Москве на некоторых улицах против ряда крупных домов можно найти крохотные асфальтовые оазисы среди булыжной пустыни. В дореволюционное время московские домовладельцы, очевидно, считали возможным заботиться об участке мостовой против своего дома наравне с тротуаром. Мы уверены, что в 50 случаях из ста учреждения охотно отпустили бы средства на перестройку мостовой, прилегающей к их домовладениям, но не делают этого из-за отсутствия соответствующего постановления. „Известия АОМГИК" ежегодно печатают приказ Моссовета о суммах, которые учреждения должны предусмотреть в своих сметах на содержание мостовой, прилегающей к их владениям. Эти суммы весьма малы (от 30 коп. до 1 руб. 70 коп. за 1 кв. л) и в бюджете учреждений просто незаметны. Мы считали бы не ­ обходимым издание общереспуб ликанскогозакона , по которому учреждения и предприятия привлекались бы к участию в расходах не только на содержание мостовой, прилегающей к их владениям, но ик постройке усовершенствованных типовмостовы х. Мы вызываем „Вечернюю Москву" вновь с тем же жаром и пылом поднять кампанию за издание такого закона и за улучшение московских мостовых. Мы вызываем также и всю советскую печать помочь делу скорейшего переоборудования варварских мостовых наших городов в проезжие, беспыльные и бесшумные улицы. IS