26
27
28
М. ДЬЯКОВР ЕМОНТМ ОТОЦИКЛАСтатья 4НеисправноститросовА БОЛЬШИНСТВЕ мотоциклов управление экономия на качестве смазки. Заграничные дросселем, воздухом, опережением зажимотоциклетные фирмы, учитывая, что даже не гания и тормозом на переднее колесо всякое автомобильное масло годится для мотоосуществляется при помощи тросов Боуцикла (вследствие резко разнящихся рабочих дена. На практике тросы могут рваться, вытятемператур двигателей с водяным и воздушным гиваться и заедать в своей оболочке. охлаждением), обязательно указывают в своих инструкциях сорт или качеЕсли трос оборвался надо ственный состав нужной для перепаять его или заменить их машины смазки. новым. Это производится следующим образом. Конец троса Из русских масел наиболее очищается шкуркой или пилподходящими для мотоциклов кой, опускается в отожженную надо считать масло Анид-соляную кислоту и просушитреста „М. А. С." (летнее) и вается. Затем, если есть фаб„М. А. Г." (зимнее), а также все ричный наконечник, конец авиационные масла. Из „Автотроса пропускается через нелов" Нефтесиндиката, котого, расщепляется и запаиварыми, кстати сказать, практиРис. 1. Починка Боуденовского троса. чески ется ( ф и г. 1, рис. 1). Если приходится пользоФиг. 1. Починка троса при помощи ваться особенно часто, сам наконечника нет, его можно наконечника. Фиг. 2. Починка троса Нефтесиндикат, в опубликозаменить медной проволопри помощи проволоки кой, которая наматывается на ванной спецификации масел, конец троса ( ф иг . 2 рис. 1). рекомендует для смазки мотоВслед за этим трос, как и при наконечнике, расциклов в летнее время „Автол Т" (летнее масло щепляется и запаивается вместе с проволокой. для разработанных двигателей), а в зимнее „Автол М" (летнее масло для новых автомобильДля точной регулировки тросов служат спеных двигателей). Нужно особенно иметь ввиду, циальные натяжки. Тросы натягиваются до устрачто третий сорт масла, выпускаемый Нефтесиннения мертвого хода при рычажках, поставлендикатом—„Автол Л " (зимнее автомобильное ных в крайнее закрытое положение. После промасло) даже спецификация считает совербега в 50 км новый трос должен быть снова шенно непригодным для мотоциклетных двигаподтянут. телей. В процессе эксплоатации тросы вытягиваются и требуют постоянной проверки и наблюдения. Недопустимо пользоваться маслами животного В случае значительных удлинений, если нет или растительного происхождения. Исключевозможности отрегулировать их Натяжками, нием является только рицинное (касторовое) надо перепаивать или заменять тросы. масло. Однако, в виду способности его нагорать на смазывающихся поверхностях и отлаНесмотря на то, что трос и его оболочка гать смолистые осадки в масляных соединениях гибки и могут принимать любую форму, в заи каналах, двигатель мотоцикла после пробега висимости от направления, которое хочет при500 — 600 км должен разбираться и промыдать ездок, все же необходимо помнить, что ваться. Зимой нельзя пользоваться летним (гуесли сгибать трос и не закреплять его, в констым) маслом, потому что под влиянием холода це концов оболочка изломается и трос будет оно становится еще гуще и теряет способность заедать в ее углах. Это потребует новой обопротекать по смазочным каналам. В холодную лочки, а вместе с тем и новой перепайки и репогоду масло застывает в трубках и соединегулировки троса. Признаком заеданий является ниях, вследствие чего двигателю, пока он не затрудненный перевод рычажков управления. прогрелся, нельзя давать больших оборотов. Чтобы трос лежал без острых углов и не рвался Если масло сгустилось от холода настолько, что и не ломался,— его надо аккуратно укладывать двигатель проворачивается с трудом, надо или и прикреплять к раме скобками или ремешками. разогреть картер или приочень хороПри замене рекомендуем, продевая трос в шем качестве маслав виде крайней •оболочку, смазывать его та,вотом или вазелимеры разбавить его керосином. Например, аменом для эластичности скольжения. риканская фирма „Харлей-Давидсон" разрешает На мотоциклах с управлением в ручках придобавлять в масло керосин (имеется в виду масло, меняются зажимные тросы, не требующие специально производимое фирмой для своих •спайки концов. мотоциклов), но не более, чем 125 г на 1 кг масла Выбор смазки. Смазка зимой. Недо(Уя часть по весу). Кроме того, зимой для облегчения пуска маброкачественная смазка шины применяется заливка горючего в декомпрессионные краники или под свечи. Не надо Особенное внимание в уходе за мотоциклом забывать, что часть заливаемого горючего про• в обращении с ним должно уделяться смазке. и сачивается через поршневые кольца и попаКачество смазочного материала и достаточное дает в картер. Это разжижает масло и пониналичие смазки определяют исправность и должает его смазочные свойства. Поэтому через говечность работы двигателя. каждые 500 — 800 км зимней езды надо спускать Раньше всего овыборемасла . Надо помасло из картера и заменять свежим. мнить, что самая неразумная экономия,— этоН26 Пользование недоброкачественным или неподходящим смазочным материалом или недостаток смазки сопровождается следующими явленияии:сначала двигатель р.а ботает нормально, затем появляется металлический стук, признаки перегрева и машина начинает плохо тянуть. Высокие температуры разлагают Рис. 2. Спуск излишнедоброкачественное него масла масло и оно теряет свои смазочные свойства. Если выпустить после работы такое масло из картера, оно окажется черной легкоподвижной жидкостью, негодной для смазки. При наливании М-асла в бак необходимо принять максимальные предосторожности, чтобы предупредить попадание в него грязи и посторонних веществ. Надо помнить, что причина всяческих „перегревов мотора", заеданий поршней", „преждевременных износов" и прочих дефектов мотоцикла, на которые мы особенно часто сетуем, заключается в недостаточном наблюдении за смазкой. Когда мотоцикл ставится на долгую стоянку, (например, на зиму) из картера надо выпустить все масло. Если не сделать этого, масло с течением времени высохнет, загустеет и обратится в липкую, клейкую массу. По освобождении от масла двигатель промывается керосином до полной очистки. Кроме того, в картер вливается один кг керосина для предохранения внутренних деталей от ржавчины.эксплоатации чистка двигателя должна производиться через каждые 1.200—1.500 км пробега (рис. 3). Смазка в мотоциклах осуществляется ручным поршневым насосом с маслокапельником или без него и механическим насосом. На современных машинах обыкновенно ставятся оба типа насосов—ручной и механический. Неисправности масляных насосов должны немедленно устраняться.Неисправности механизмов смазкиНормальная смазка двигателя при системе разбрызгивания возможна только в том случае, если масло на дне картера находится на определенном уровне. Практически маховики должны быть погружены в масло на 3 — 4 мм. В тех случаях, когда в картере двигателя имеется избыток масла (рис. 2), из глушителя идет густой дым, а контакты свечей забрасываются маслом. Вследствие появляющихся в головке цилиндра, на поршнях и клапанах нагаров наблюдается падение мощности двигателя. При первых признаках излишка масла рекомендуется вывернуть пробку внизу картера и спустить масло до нормального уровня. Бывает, что все же необходима усиленная смазка (например, при езде по тяжелым дорогам). В этих случаях попериодичеРис. 3. Нагар на порштребуется нях мотоцикла, проская и более частая разшедшего 1000 км на борка двигателя с после^Автоле < Т" Нефте- дующей очисткой от нагара. При нормальной синдикатаРис. 4. Разрез ручного масляного насоса с маслокапельником 1. Шток поршня. 2. Кожаная манжета. 3. Спиральная пружина. 4- Отверстие для поступления масла из бака. 5. Шариковый клапан. 6. Мостик. 7. Игла. 8. Регулирующая головка иглы. 9 Капиллярная трубка. 10. Запирающая головку шпилька. 11- Шариковый клапан У ручного поршневого насоса часто .загибается или ссыхается (при долгой стоянке) кожаная манжета поршня. При наличии этой неисправности насос с маслокапельником (рис. 4) без усилия опускается под нажимом руки и быстро возвращается в свое верхнее положение. При этом он не вызывает необходимого разрежения и или вовсе не тянет масло или качает его в незначительном количестве. У обыкновенного же поршневого насоса масло при поднятии поршня будет выдавливаться наружу, выходя через пустоты, образуемые неисправной манжетой. Для устранения этих явлений нужно вынуть поршень насоса и расправить манжету. Если это не поможет — заменить кожу. Масляные насосы сообщаются с потребителями при помощи медных трубок (маслопроводов). В случае поломки они запаиваются по способу исправления бензинопроводов, указанному в статье „Неисправности карбюрации" (№ 11 „За Рулем"). Если маслопроводы засорились густым или грязным маслом, надо снять 27 всю систему подачи, разобрать и промыть ее. Признаками засорения маслопроводов является трудность опускания вниз поршня насоса. Ручной поршневый насос с маслокапельником имеет головку с делениями (8), соединенную с иглой, запирающей своим концом капилярную трубку (9). Чем дальше поворачивать головку по вращению часовой стрелки, темРис. 5. Механический масляный насос с автоматической регулировкой подачи. 1. Винты, укрепляющие эксцентрик регулятора подачи масла, в зависимости от качества масла, времени года, состояния двигателя и условий работы. 2 Метка, соответствующая нормальному положению регулятора. 3. Эксцентрик регулятора. 4. Рычажок (в виде сектора) приспособления для изменения подачи масла в зависимости от степени открытия дроссельной заслонки. Внизу пластинка с надписью „тоге1* и со стрелкой, указывающей направление перестановки эксцентрика для увеличения подачикаждые 10 —12 км, Если на машине имеется кроме того механический масляный насос должным образом отрегулированный, подача ручным насосом производится только при необходимости, например, при езде по тяжелым дорогам. Поршень насоса рекомендуется не опускать до конца ис силой во избежание погиба или поломки его штока. Совершенно новой машине надо давать первые 500 км пробега усиленное количество масла, потому что в процессе приработки нового двигателя с его рабочих деталей стираются мельчайшие металлические частицы. После пробега 500 км масло должно быть спущено, а двигатель промыт. Во время этого пробега на новой машине совершенно недопустимо развивать большие обороты двигателя и скорости. Скорость езды не должна превышать 40 км. Весьма важно к тому же, чтобы первоначальный пробег производился по хорошим дорогам. Все механические масляные насосы допускают регулировку на количество подачи масла, в зависимости от условий эксплоатации машины. Способы регулировки различны для разных систем насосов. Регулировка достигается обыкновенно перестановкой специального регулятора или, как у мотоциклов „Харлей-Давидсон", увеличением или уменьшением подкладных шайб под регулирующим винтом. Засорение или отказ в работе механического насоса наблюдается через стеклянное окошко. Если же окошечка нет, неисправности насоса различаются по признакам недостаточной подачи смазки в двитатель. Очень интересны появившиеся за последний год механические масляные насосы с автоматической регулировкой. Эти системы увеличивают или уменьшают подачу в соответствии с увеличением оборотов двигателя. Достигается это (р. 5) шарнирным соединением троса идущего к дросселю с тросом регулирующего ме-г ханизма масляного насоса. При таком насосе, совершенно не требующем внима-..,сильнее открывается отверстие и увеличивается подача масла в картер. Для того, чтобы во время езды, головка не поворачивалась самостоятельно, сбоку головки установлена шпилька с пружинкой. Головка надежно закрепляется на ход/ этой шпилькой, входящей в одно из углублений расположенных кольцеобразно с внутренней стороны головки. Величина открытия головки, а следовательно и количество подаваемого масла, выясняется практически и зависит от состояния машины, качества дороги и погоды, нагрузки и сорта смазки. Теоретически требуется, чтобы при нормальной езде капельник давал 30 — 40 капель в минуту. В насосе с маслокапельником может засориться отверстие под иглой (7) или шариковый клапан (5), отчего масло не будет подаваться в маслокапельник приоткрытой регулир ующейголовке . Устраняется это явление разборкой и промыванием. Может также случиться, что села пружинка на шпильке, задерживающей головку маслокапельника или согнулась шпилька. Тогда головка на ходу машины может менять свое положение, открывая или закрывая этим приток масла. Нужно разобрать головку и вытянуть пружинку или выправить шпильку. Все соединения масляного насоса должны быть хорошо затянуты, совершенно не пропуская смазку. Если снашиваются промежуточные сальники и масло выбивается из насоса, их надо сразу же заменить. Подача масла при наличии одного ручного насоса осуществляется опусканием насоса через 28Рис. 6. Проверка уровня масла в картере при помощи измерительного стержня у мотоцикла фирмы „Дерад". На стержне нанесены деления. Одно деление показывает наличие Угл. масла. Наименьшее количество масла в картере 1 л., нормальное—2 л.ния водителя, нужны наличие доброкачественного масла в баке и исправность соединений. Чрезвычайно важное значение имеет и смазка экипажной части мотоцикла, производящаяся ручными масляными шприцами разных систем. Недостаточность такой смазки влечет за собой преждевременный износ механизмов, заедание и появление стуков, скрипов и дребезжания. Для смазки могут применяться, при отсутствии специальных составов, консистентные мази Нефтесиндиката „Солидол Т" и технический вазелин.М.ДьяковС одержаниеследующейстатьи : Неисправности зажиганияиустранение их