МЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ БАЗА АВТОТРАКТОРНЫХ ЗАВОДОВВопрос о металлургической базе для наших автомобильных и тракторных заводов — источники снабжения, качество и сорта металла, способы производства сталей, цены — приобретает в настоящее время совершенно исключительное значение. Мы помещаем по этому вопросу мнения трех авторитетных представителей заинтересованных сторон и последнее решение президиума ВСНХ СССР.БЯЗЫРАСПЫЛЯТЬНЕ СЛЕДУЕТ !ЯвтострояМ. В. ПИОЛУНКОВСКИИ — помощник главного инженераГОДЯ два назад, когда тов. В. В. Осинский поднял вопрос о массовом производстве высоких по качеству, но дешевых по цене автомобилей — в инженерных кругах ив печати осуществление этой идеи подверглось сомнению, на том основании, что мы де не сможем обеспечить массовое автостроение нужным металлом. При этом исходили из кажущейся необходимости применять почти исключительно легированную сталь и из того, что у нас нет заводов, могущих дать такую сталь. Сейчас, когда вопрос о массовом развитии автостроения и тракторостроения встал практически, оказывается, что затруднений с металлом, повидимому, не будет, так как существующие и намеченные к постройке металлургические заводы общего назначения смогут удовлетворить потребности авто-тракторостроения. Последняя точка зрения и получила свое отражение в решения^ комиссии ВСНХ СССР. Каждый тракторный и автомобильный центр по этому решению получает в качестве своей базы близлежащий, имеющий быть построенным металлургический завод (для крупнейших единиц авто-и тракторостроения). Последнее решение и представляется мне опасным. Хотя для запроектированного производства автомобилей и тракторов применяется металл, полученный из мартеновских печей, но качество его обусловливается чистотою исходныхматериалов , и только втакомслучаене потребуется сложного и дорогого металлургич ескогопроцесса (рафинаж в электропечах и т. п.). Второе важное обстоятельство заключается в том, что поставляемый металлургической базой металл должен обладать постоянством состава и механических свойств; это требуетособо внимательного отношения ко всему металлургическому процессу. Основное качество автомобильных и тракторных сталей заключается в длительном сю противленииусталости , что, в свою очередь, требует особой чистоты полученного металла, а, следовательно, и исходных материалов. Я полагаю, что получение высококаче ­ с твеннойив то жевремя дешевой стали для авто-и тракторостроения возможно будет только при выделении производства ее в особую металлургическую базу, расположенную так, чтобы все экономические и производственные условия позволяли достигнуть дешевизны при высоком качестве. С этой точки зрения Главчермет должен был бы в срочном порядке проверить как Уральский, так и Липецкий варианты. Выводы. Мне кажется, что следовало бы для авто-и тракторостроения создать единую металлургическую базу , р асположеннуюврайоне доброкачественных основных материалов. Распыление металлургических баз может поставить срочность получения металла (т.-е. не позже конца 1931 или начала 1932 г.) в зависимость от развития других трестов, календарные планы которых могут по разным обстоятельствам меняться и этим отразиться на производстве ^вто-тракторных заводов. Не менее важным является вопрос о горячих производствах — кузнечном, прессовом и литейном. Соображения высказанные выше по металлу применимы ик горячим производствам. Их следовало бы также об'единить, расположив территориально поблизости от металлургической базы или включив в нее.МЕТЯЛЛ ЯВТОЗЯВОДУДЯСТСОРМОВОС. Е. ВЕИЦМЯН — управляющийМосгипромезомВПЯТИЛЕТНЕМ плане реконструкции заводов Гомзы предполагается металлургию Сормовского завода вынести на новое место и построить специальный завод «Новое Сормово". На этом заводе предполагается отливать 229 тыс. т болванки и соответственное количество проката, главным образом, для обслуживания заводов Гомзы. Новый автозавод требует около 130 тыс. т металла, из которых больше 40% высококачественной углеродистой и легированной стали. Технологический процесс производства качественных сталей должен иттипо тому же методу , как и на заводе Форда (в мартеновских печах) для получения наиболее дешевого металла. Проект Мосгипромеза предполагает увеличить сталелитейную и прокатный цех „Нового Сормова" таким образом, чтобы этот завод, перебросив часть нормальных некачественных-3 металлов для нужд заводов Гомзы на Кулебакский завод, мог полностью удовлетворить Гомзу и автозавод высококачественными сталями. По этому варианту намечено Сормовский металлургический завод построить на выпуск 350 — 380 тыс. т металла и соответственного количества проката. Чтобы обеспечить автозавод качественным металлом предполагается для высококачественной углеродистой и легированной стали поставить 2—3 электропечи, которые должны рафинировать мартеновскую сталь, выходящую из печи. Уплотняя процесс, проект предвидит установку блюминга и полунепрерывных станов, что гарантирует большое качество металла и даст полную нагрузку как блюмингу, так идругим станам; это приведет также к снижению стоимости металла. В смысле капитальных затрат, этот вариант по сравнению с вариантом постройки самостоятельного завода для высококачественных сталей дает удешевление на 7 млн. руб., или на 25°/о стоимости этого цеха. По эксплоатации получается удешевление металла приблизительно на 10%. В первую очередь будет построен прокатный цех, для которого болванка на первое время будет получаться с уральских заводов (там наблюдается избыток слитков и недостаток прокатных средств). Далее будет построен мартеновский цех, который уже начнет питать свой прокатный цех собственной болванкой.П РИБЛИЗИТЬ ВЫДЕЛКУ СТЯЛИ к ЗЯВОДЯМ!Проф. Я. Н. ДОЛГОВ — ч лен президиума ВСНХ СССР ЕРВОНЯЧЯЛЬНО мыслилось, что основной металлургической базой качественной стали будет завод „Днепросталь". Но он может вступить в работу, в лучшем случае, во втором полугодии 1932—33 г.; до этого времени весьма значительное количество потребителей пред'явят спрос на его сталь, поэтому при' ш лось решать вопрос можно ли базировать авто-тракторостроение не на электрических сталях, а на качественных, получаемых в мартеновских печах. Поскольку электрических печей на наших заводах очень мало, новых районов, которые могли бы давать дешевую электросталь пока ' не имеется и широкого строительства электропечей (кроме Днепростали) в ближайшем будущем не предполагается,— целый ряд авторитетных экспертов пришли к выводу, что качественные стали (легированные и углеродистые) необходимые для авто-тракторо-мото-велостроения могут производиться мартеновским способом при условии особой чистоты сырья, соответствующей его сортировки, тщательной подборки шихты ив некоторой части рафинировки металла в электрических печах. При этом на выбор типа процесса мартенования, а равно и на выработку нужных условий са-Пмого процесса должно быть обращено особое внимание при производстве качественной стали в мартеновских печах. Эксперты указали, что необходимо немедленно начать на ряде заводов пробные отливки, из которых были бы изготовлены соответствующие образцы деталей, подлежащие испытанию как в лаборатории, так ив практических условиях службы. После разработки этого технического вопроса стало ясно, что металлургические базы можно будет географически приблизить к месту расположения автомобильно-тракторных заводов. В связи с принятым решением президиума ВСНХ СССР о подготовке всех видов сырья для авто-тракторосгроения, в настоящее время в Сталинград выезжает комиссия для изучения вопроса об использовании завода „Красный Октябрь". В ближайшем будущем придется такую же комиссию направить в Харьков и, возможно, в Ленинград, в связи со снабжением Ярославского автомобильного завода. Вопрос же о Нижнем-Новгороде и его связи с Уралом придется отложить на месячный срок, так как Уралмет и Главчермет раньше конца августа исчерпывающих данных представить не смогут.КАЖДЫЙ ЗЯВОД ПОЛУЧИТ СВОЮ БЯЗУПостановление Президиума ВСНХ СССР РЕЗИДИУМ ВСНХ СССР под председательством тов. Рухимовича специально обсуждал вопрос о подготовке всех видов ' сырья для авто-тракторостроения. Устанавливается следующий план снабжения: Уральский тракторный завод снабжается Златоустовской группой заводов Уралмета; Сталинградский тракторный завод снабжается с металлургических заводов Сталинградской группы, тракторное производство Путиловского завода снабжается сталями с того же завода с возможной частичной помощью других заводов Ленинградского района. Тракторное производство Харьковского завода снабжается сталями с металлургических заводов, расположенных на Украине; завод „RMO" снабжается сталями с завода „Серп и Молот" или нового металлургического завода в Москве (в зависимости от того, какой вариант расширения металлурги-Пческого производства в Москве будет утвержден); Ярославский автомобильный завод снабжается сталями комбинированно с заводов Москвы и Ленинграда. В отношении снабжения сталями Нижегородского автозавода, ВСНХ решения пока не принял, поручив Главчермету и Главмашинстрою представить вполне разработанные варианты снабжения этого завода качественными сталями путем развития металлургических заводов Уральского и Нижегородского районов. З авод „Шарикоподшипник" снабжается сталями с заводов Уралмета. В виду того, что выявленная потребность авто-тракторной промышленности в качественных сталях весьма велика по сравнению с по- • треблением ее в других отраслях промышленности, ВСНХ признал необходимым составление общего баланса производства и потребления | качественных сталей.4 Инж. А.НАЗАРЕНКОКАКИЕ РАБОТЫ НАДО ВЫПОЛНЯТЬ по ТРУДОВОЙ ДОРОЖНОЙПОВИННОСТИ5. Подвозка камня и песка для устройства РУДОВОЕ участие населения в дорожном мостовой по деревне. Свободней и легче выстроительстве с опубликованием декрета полняется зимой. Камень укладывается в штаЦИК и СНК СССР стало обязательным для бели, песок — в конусы. всего населения, связанного с сельским хозяйством. 6. Вырубка кустарника, заделка ям на до ­ По инструкции Главдортранса в число работ, роге и подсыпка гравия. Выполняется весной которые должны выполняться силами сельского по сходе снега иоттаивании земли, анаселения, должны входить работы, не требуюо сенью — д о наступления морозов. щие квалифицированного труда. 7. Сборка камня на полях и укладка в кучи. К этим работам отнесены: устройство или Производится весной до пахоты или в течение улучшение полотна дорог, земляные работы всей осени. по устройству гатей, осушке, пропуску вод. не8. Прочистка и углубление боковых дорож ­ сложные деревянные работы и проч.; очистка ных канав Производится весной, летом ии раскорчевка мест приложения новых дорог осенью, начиная с пониженных месг (от мостов и переустройство существующих; заготовка леси труб). ных, каменных и других дорожных материалов и разработка карьеров; вывозка и доставка 9. Вывозка гравия из карьеров на дорогу всех этих материалов к месту работ. для укрепления ездовой части ее. Производится как по санному пути, так и на колесах. Этот общий перечень требует конкретизации. Основной перечень дорожных работ для вы10. Выглаживание дороги и подсыпка граполнения по трудовой повинности должен учивия. Производится регулярно, предупреждая тывать нижеследующие возможности: применепоявление колей и неровностей, — лучше при ние неквалифицированного труда, выполнение слегка влажном грунте. работ при самом ограниченном техническом руДля наибольшей популяризации и воспитаководстве, наибольшее чередование и гибкость дорожных работ по периодам производства рательного значения трудовой дорожной повинности этот плакат следовало бы распространить бот обычных, сельскохозяйственных. по всем школам, избам-читальням, кооператиПрименяясь к этим условиям, Ленинградский вным лавкам, почтово-телеграфным агентствам облдортранс (по заданию и на средства Цудори другим организациям в сельских местностях. транса) разработал популярно-технический плаПри таком условии тираж плаката (20 тыс. кат, наглядно представляющий десять основных экз.) должен быть увеличен. видов работ, подлежащих выполнению в порядке трудовой дорожной повинности. Ленинград Плакат „Что требуется от населения по трудовой дорожной повинности" иллюстрирует следующие работы и об'ясняет их необходимость. • 1. Заготовка и вывоз бревен дпя постройки мостов. Производится зимой при наименьшем движении соков в дереве и облегченном санном пути. 2. Снятие коры и укладка бревен в штабели на подкладках от земли и прокладках между рядами бревен. Предупреждает загнивание дерева под корой и способствует просушке бревен до постройки моста. 3. Рытье траншей в снегу по канавам ипод мостами. Облегчает и ускоряет проход воды весной. Производится перед началом таяния снега. 4. Сколка льда у свай мостов иледорезов . Предупреждает выпирание свай и порчу мостов во время ледохода. Дорожный плакат, выпущенный Ленинградским облдортрансомТiffll МВД•ими