13
14
15
НАФРОНТЕА ВТ СУ СТРОИТЕЛЬСТВАСводка третьяКДК ИДЕТ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАВОДА и МАСТЕРСКИХВПРОШЛОМ номере мы сообщали, что участок для районной сборочн оймастерскойвМоскве найден и Моссовет соглашался предоставить его Явтострою. Однако, теперь выяснилось, что на этот участок претендует Явтотрест, который почемуто не идет навстречу Явтострою и всячески тормозит разрешение вопроса со сборочной. Моссовет в виде компенсации предоставляет Явтострою под сборочную мастерскую другой участок, там же, в Симоновской слободке. В беседе с нашим сотрудником помощник главного инженера Явтостроя М. В. Пиолунковский сказал, что новый участок уже обследован, при чем выяснилось, что жел.-дор. вегку провести можно, но придется проделать много земляных работ по планировке участка. •Вторым затруднением является соседство этого участка с заводом „Клейтук", с его вредным производством. Тем не менее, Явтострой уже решил использовать предоставляемый участок и поручил Металлострою приступить к рабрте. Металлострой обязуется в этом же сезоне соорудить здание. Надо думать, что он выполнит это обязательство, тем более, что материалы для строительства предоставляет НКПС и таким образом постройка в смысле бесперебойного снабжения нужными материалами обеспечена. Окончательный проект московской сборочной мастерской ожидается из Детройта во второй половине- августа, а до тех пор будет произведена планировка участка, работы по водопроводу, канализации, снабжению электроэнергией и заготовке строительных материалов. Форд настоятельно рекомендует производить в Москве сборку одновременно грузовых и легковых машин. Явтострой решил выпускать ежедневно по 40 машин грузовых и легковых, а всего по 80 машин, начиная с апреля 1930 г. До сих пор не установлена потребность в определенных типах кузовов (открытые и закрытые для легковых и характер платформ для грузовых), поэтому Явтострой самостоятельно разрабатывает свои предложения, которые будут на днях обсуждаться в Главмашинстрое. Вопрос об организации подсобных производств для Явтостроя продвигается пока слабо, так как еще не получены данные из Ямерики и, главное, Явтострой до сих пор не может добиться получения машин от Мосгипромеза, которому они служили образцами при проектировке. Вследствие этого, Явтострой лишен возможности снабдить поставщиков образцами нужных ему деталей машин. Образцовые машины Явтостроем заказаны в Ямерике, но получение их трудно ожидать раньше сентября. Группа проектировщиков и значительная часть из группы по изучению производства находится по пути в Америку. Направление пер-сонала для изучения производства еще не закончено и формирование этой группы продолжается. От комиссии Дыбеца из Ямерики начинают поступать необходимые данные. По основному заводу получено сообщение, что Форд настоятельно рекомендует об'единение кузнечного дела и металлургии для авто-и тракторостроения !). * * В десятыхчислахавгуста должны прибытьв Москву главный инжен ерФорда г. З оренсонсовместнос управляющими берлинской и лондонской сборочных мастерских Форда . Поездка их связана с организацией сборочных в Москве и Нижнем-Новгороде, а также со строительством основного автозавода. Ознакомившись в Москве с состоянием строительства московской сборочной, американцы проедут в Нижний-Новгород для организации там сборки автомашин ВНижнем - Н овгороде на основании материалов, разработанных Явтостроем, правительственной комиссией под председательством Я. Ф. Толоконцева было произведено обследование площадок под основной автозавод. Из всех площадок наиболее подходящей оказалась местность между заводом „Двигатель Революции" и деревней Монастыркой. По данным краевых органов эта площадка не затоплялась даже в 1926 г. (наивысший уровень вод за последние сто лет). Преимущества этой площадки сводятся к следующему: она является естественным продолжением промышленного района Канавино; непосредственная близость жел. дор. пути потребует провести ветку на территорию завода не более чем на 2 км; она связана с городом при помощи шоссе и трамвая, который придется продолжить на такое же расстояние как и жел.-дор. ветки. Вокруг площадки имеется удобное место для размещения поселка. Близость Оки дает возможность воспользоваться непосредственно водным сообщением. Таким образом площадка для постройки завода выбрана. Необходимо теперь же произвести на месте стройки все необходимые подготовительные работы. Самым сложным вопросом является снабжение строительства необходимыми материалами. Нужно выяснить районы снабжения и теперь же заключить договор на поставку материалов. Присутствовавшая при обследовании в Нижнем-Новгороде американская фирма „Остин компани" в лице вицепрезидента мистера Брайанта и инженера Кольмана также высказалась за выбор этой площадки.) П римечаниередакции . Таким образом предложение М. В. Пиолунковского, высказанное им в марте в соответственных тезисах на первом совещании Явтодора, ныне получает подтверждение и со стороны Форда.]13 Относительно строительных работ по основному автозаводу фирма „Остин компани" сделала предложение, в котором она берет на себя полное и ответственное руководство постройкой зданий и сооружений, монтажем и пуском в ход всего оборудования. Все эти работы фирма обязуется выполнить в течение 15 месяцев с момента получения данных для технологических процессов. В настоящее время предложение фирмы „Остин компани" подробно изучается. Второе, над чем мы должны сосредоточить свое внимание,— закончил свою беседуМ. В. Пиолунковский,— это выполнить всрок переоборудование завода „Гудок Октября " в Нижнем.Там организуется временная сборка автомашин. Переоборудование завода будет производиться местной строительной конторой. Заказанное в Ямерике оборудование для этой сборочной высылается из Ямерики в сентябре. К сроку прибытия, к концу октября, корпус завода долженбыть перестроен. Пуск этой мастерской ожидается в ноябре-декабре текущего года с ежедневным выпуском 20 автомашин.ПОДСОБНЫЕ ЗАВОДЫ для АВТОСТРОЕНИЯВ президиуме ВСНХ СССРПроизводство счетныхприборов будет организовано на заводах Треста Точной Механики и на заводе „Физикохимик". Для изготовления инструментовк автомобилям, тракторам и мотоциклам решено построить новый завод и специальный завод для режу ­ щего измерительного инструмента. Чтобы покрыть потребность вболтозаклепочныхизделиях постановлено дополнительно расширить существующие заводы: Сталинградский, „Красная Этна" и Тремасс. Для удовлетворения спроса встекле (зеркальном и небьющемся) решено также построить специальный завод; чтобы изучить методы этого производства ВСНХ решил командировать за границу специалистов. Главхиму поручено ускорить постройку намеченных по пятилетке заводов ацетона и бутиллового спирта , командировав за границу специалиста для изучения методов производства лаков и нанесения покрасок. Должно быть развернуто производство дер ­ м антина на заводе треста Техноткань. Всем главным управлениям ВСНХ СССР предложено учесть в контрольных цифрах 19291930 г. необходимые затраты на капитальное строительство согласно этой программе, при чем главки обязаны немедленно организовать проектирование намеченных заводов и реконструкцию действующих с тем, чтобы уже весной 1930 г. приступить к их строительству. Признано необходимым при постановке всех производств исчерпывающе использовать договор с Фордом, для чего решено командировать в комиссию Дыбеца специальных лиц. Для увязки работ главных управлений и ВСНХ республик по осуществлению программы и наблюдению за ходом ее выполнения президиум назначил специальным уполномоченным Я. Н. Долгова. Через l'/s месяца будет заслушан в президиуме ВСНХ, а затем представлен правительству сводный доклад о ходе работ по подго товке всех сырьевых баз для советского автотрактрро-строения.ОДНО из последних заседаний президиума ВСНХ СССР обстоятельно занималось вопросами о сырьевых и вспомогательных базах для автостроения. Вынесенное постановление по вопросу о металлургической базе мы помещаем в конце дискуссии, посвященной этому вопросу, здесь же приводим решение президиума о производстве остальных необходимых материалов. Для удовлетворения потребности вавто ­ п окрышкахв 1932/33 г. и для осуществления в том же году экспорта автопокрышек в1 млн. штук Главхиму поручено довести мощность производства заводов „Красный Треугольник" к 1 октября 1930 г. до 1 млн. в год путем введения многосменной работы и непрерывной недели. Соответственно решено запроектировать дальнейшее расширение Ярославского завода в течение пятилетия. Одновременно Главхиму поручено в месячный срок изучить вопрос о наиболее целесообразной организации производствамел ­ ких резиновыхизделийидеталей для нужд авто-тракторной промышленности. Потребность втормознойлентеферродо обеспечивается постройкой нового завода мощностью в 11 тыс. т. Главэлектро поручено в месячный срок изучить вопрос о производстве аккумулятор ­ н ыхбаков из суррогатов вместо эбонита. Для покрытия потребности авто-тракторной промышленности вэлектропринадлеж ­ н остях решено построить специальный завод с пуско,м его в 1931 г.; до пуска этого завода Главэлектро поручено организовать производство этих изделий на действующих заводах. Для удовлетворения арматурой будет построен специальный завод и развита мощность существующих заводов Ярматреста. Производство автопринадлежностей (фары, сигнальные гудки, тавотонабиватели, насосы и пр.) решено сосредоточить на заводе автопринадлежностей Явтотреста, перенося производство арматуры на арматурные заводы.14 ДЕЛОВАЯ РАБОТА сФОРДОМ НАЧАЛАСЬВ. И. М ежлаукосвоейпоездкевАмерикуОЗВРЯТИВШИИСЯ из поездки в СЯСШ зам. председателя ВСНХ тов. В. И. Межлаук сообщил весьма интересные факты о заключении договора СССР с Фордом и дальнейшем деловом сотрудничестве с ним. — Целью моей поездки в СЯСШ, — говорит т. Межлаук, — было заключение договора с одной из автомобильных фирм по оказанию нам полного технического содействия в постройке автозавода на 100 тыс. машин. Советская комиссия, которую я возглавлял, натолкнулась в начале своих переговоров на ряд затруднений. Дело в том, что американские деловые круги были слабо осведомлены о положении нашего рынка ио наших производственных возможностях. До сих пор есть американцы, путающие Москву с Ленинградом. Нужно, впрочем, отметить, что владельцы автомобильных предприятий СЯСШ вообще не имеют достаточно ясного представления о заграничных рынках. Только в последние 3—4 года американские автомобильные фирмы почувствовали необходимость в резервном заграничном рынке и стали осведомляться о положении дел в тех или иных странах.ВСо своей стороны мы передаем Форду все наши патенты на усовершенствование, которые могут иметь место на заводах, производящих его машины. Форд уверен, что существующая в СССР система рабочего изобретательства и технический уровень нашего инженерства вполне обусловливают усоверщенствование автомобильного производства на советских [заводах.Как Форд принял нашихспециалистовК выполнению заключенного с нами договора фирма Форд приступила с величайшей готовностью. Для помощи прибывшим в СЯСШ нашим инженерам, которым поручена разработка проекта автозавода, Ф орд выделил лучшие инженерно-технические силы. Наши инженеры были поселены в Детройте, им было предоставлено прекрасное помещение для проектировочных работ непосредственно на заводе Форда. Предусмотрительное отношение и любезность к нашим инженерам доходит до того, что фирма Форда принимает на себя заботы о приискании для них частных квартир.Европа отпугивала от нас американцевПо мере развития внешне-торговых сношений СССР в Сев. Амер. Соед. Штатах постепенно стала нарастать волна большого интереса ик нашей стране. Однако, информация, которую американские деловые круги -получали в Европе о СССР, была неверной. В силу законов конкуренции Европа снабжала Ямерику совершенно фальшивой информацией о нашей стране, целью которой было отпугнуть американцев от сношений с Советским Союзом и тем самым использовать все возможности на колоссальном советском рынке для себя.Техническая помощь по постройке тракторного завода обеспеченаВ СЯСШ советской комиссии удалось значительно продвинуть вперед дело организации технической помощи по постройке в СССР тракторного завода. К проектированию и разработке рабочих чертежей Сталинградского тракторного завода нами привлечена одна из крупнейших и лучших американских фирм — Яльберта Кана.Рекордный темпРуководители фирмы Яльберта Кана с совершенно исключительной добросовестностью и энергией закончили проектировочные работы и при том в рекордные даже по американским условиям сроки. Это позволило нам сделать заказ на сооружение стальных конструкций Сталинградского тракторного завода фирме Мак Клинтик и Маршал. Следует отметить, что работа по выполнению нашего заказа ведется этой фирмой также в рекордных для Ямерики темпах. 15Договор с ФордомПо договору с Фордом мы получаем право на использование всех без исключения патентов как имеющихся, так и будущих, а также право на ознакомление с методами производства на американских предприятиях Форда. Форд обязался изготовить для нас проекты автозавода и временных сборочных мастерских.