Английскийторпедныйкатер(видсверху)А. СУШИН ИНМ ОТОРНЯЯЛОДКЯ наОТОРНЯЯ лодка долгое время не имела боевого значения, а употреблялась исключительно в качестве транспортного средства. До империалистической войны только русский флот имел в своем составе моторные катеры боевого значения.ВОИНЕМЭто были так называемые Никсоновские миноноски, приобретенные в Америке, с вооружением из 37 мм пушки, (пулеметов, торпедного аппарата, дававшие скорость до 15 узлов (27,75 км час) при двух 300-сильных газолиновых моторах; второй серией были посыльные суда Ямурской флотилии типа Копье, вооруженные 47 мм пушкой и пулеметами, с двумя 100-сильными керосиновыми моторами Даймлер-Луцкого (вначале моторы работали на спирте), дававшими 12 узлов (22,5 л.«/час).Мировая война резко изменила положение. Единственным средством против подводных лодок явился многочисленный флот мелких судов, так называемый „москитный" флот из достаточно подвижных мореходных единиц, готовых в любой момент прямо со стопа дать полный ход. Больше всего условиям москитного флота отвечали моторные лодки. Англия, как страна наиболее сильно заинтересованная в успехе борьбы с подводными лодками, первая использовала их. Еще в 1914 году Янглия заказала сперва 50, а через несколько месяцев еще 500 моторных катеров специальной конструкции. Выполнение этого заказа представляет интереснейший пример организации массового производства и показало удивительную согласованность работы ряда заводов, находящихся в разных местах и странах (постройка корпусов велась в Канаде, а моторы и большинство материала получалось из СЯСШ). По этому же пути пошли и остальные воюющие страны — Италия, Россия, Ямерика. Этот класс судов получил название „истребителей подводных лодок". Они имели водоизмещение" от 20 до 80 т, скорость —от 12 до до 25 узлов (22,2—46,25 тел/час), и в зависимости от этой скорости получали моторы или умеренной скорости вращения (Стандарт) или гоночного типа (Дюзенберг, Ван Блерк, Стерлинг и др.). Вооружение состояло из пушек калибра 57, 47 и 37 мм, пулеметов, противолодочных бомб. Совместная работа морских министерств и научных учреждений Янглии, Америки и Франции позволила к концу воины создать достаточно удовлетворительную систему приборов для определения места подводной лодки по шуму, производимому ее гребными винтами (гидрофоны), и выявить тактику действия истребителей. Когда такие приборы были созданы истребители оказались опаснейшим врагом подводных лодок. Другим созданием империалистической войны явились быстроходные моторные торпедные катеры, выпущенные почти одновременно в Янглии ив Италии. Скорость их вначале была около 35 узлов (64,75 кж/час). Благодаря своим малым размерам и большому ходу они мало заметны и трудно поражаемы огнем. Оба типа катеров и после войны остались в составе флотов, значительно сократившись количественно, но получив более высокое техническое развитие. Современные торпедные катеры имеют скорость 50 узлов (92,5 кж/час), мощность 1.500—2.000 сил, несут 3—4 торпеды 18 калибра. В условиях речных войн теперь нельзя мыслить операции без участия моторных лодок. Броне-катер с горными пушками или с морскими 57 и 47 мм орудиями ис пулеметами являются существенным средством при бое около берега. Сторожевое охранение, разведка, служба связи на реке наиболее удобно выполняются моторной лодкой. При переправах огромное значение имеют моторные понтоны, значительно облегчающие наводку мостов, а моторная лодка, поднимающая 60—100 человек и имеющая скорость 10—15 кж/час, в Значительной степени ускоряет переправу. Будущая война потребует огромного количества моторных лодок. Это значит, что в мирное время должен быть создан большой моторный флот, который необходим и для развития хозяйства страны. Развитие же моторного флота в СССР упирается в получение мотора. Таким образом, н.ужды обороны, не говоря уже о хозяйственных и спортивных интересах, настоятельно требуют создания советского лодочного мотора. Время не ждет! 21