10
11
12
Инж. П. ШЕСТАКОВСОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПЯТИЛЕТКА ТРЕБУЕТ МЕХАНИЗАЦИИ ДОРОЖНЫХ РАБОТНа новойдороге...Фото Я. Р одченкоЕКОНСТРУКЦИЯ промышленности и сельского хозяйства по пятилетнему плану захватывает и дорожное строительство. Наши шоссейные и грунтовые дороги не только должны приспособляться к требованиям бурного роста народного хозяйства, не только отвечать на отдельные запросы промышленного или сельско-хозяйственного района, но во многих случаях они должны служить путями, по которым будут развиваться и промышленность, и сельское хозяйство, и культура. Дороги зачастую должны опережать развитие промышленности, в противном случае они будут тормозить ее. Пример: открытие нефти на Урале. Если к нефтяным скважинам не будут подведены дороги, использованию продукции грозят известные потери. Такие же залежи нефти могут оказаться ив соседних районах, например, на Ухте, куда не только хороших, но и просто проезжих дорог еще не имеется. Обслуживая интересы промышленности и играя столь важную роль, дороги не только должны расти количественно — они, одновременно, и в своей технической основе должны подвергнуться такому же сложному процессу реконструкции, какому подвергается теперь промышленность.РНаши дороги испокон веков строятся и ремонтируются самым примитивным образом; даже шоссейные дороги строятся по типам, имеющим давность на менее ста лет. Пожалуй, ни в чем не сохранился такой консерва ­ т изм , как в дорожном строительстве; ни в одной отрасли техники не проявилась такая жестокая наследственность передачи из поколения в поколение технических навыков, как в дорожном строительстве. Не даром среди инженеров и не инженеров установился взгляд, что дорожное дело никакой хитрости не представляет,—в результате на шоссейные дороги инженеры не шли. Дороги, как правило, находились в ведении практиков, перегруженных работой, не интересующихся дорожным делом и не заинтересованных в развитии техники дорожного строительства. Пока мы имели всего полтора десятка тысяч автомобилей (из которых большая часть сосредоточена в городах), пока наше сельское хозяйство представляло миллионы мало связанных между собой хозяйств, довольствующихся „чем бог послал", — мы могли еще терпеть непроезжие грунтовые дороги и обходиться немногими шоссейными и мощеными булыжными дорогами, в большинстве случаев пролегающими у нас не там, где нужно.10 Если сравнить производительность ручного Сидустри ал изациеи сельского труда с работой машины, можно легко убех озяйства , с развитием коллективных хозяйдиться в преимуществах применения машин. ств, с снабжением страны сельскохозяйственАмериканская практика, например, показывает, ными продуктами и их экспортом в плановом что нагрузку камня и щебня в вагоны рабочий порядке необходимо не только лик8 делает с производительностью 15 жв 10-часов идироватьбездорожье , но и обесвой рабочий день ; механизация же погрузки печить страну хорошими дорогами, 3 дает 30 жвчас , тг-е. ускоряет погрузку"% годными не только для проезда крестьянской 20 раз; разравнивание рассыпанного щебня на телеги, но и для свободного прохода автомо3 шоссе ручным способом дает от 10 до 18 ж биля. в день, разравнивание же механическим расС постройкой автомобильных заводов надо 3 пределителем дает 36 жв час, т.-е. в 20—36 раз. всерьез подумать о том, чтобы связать наши скорее; кирковка старой шоссейной одежды административные, политические и культурные рабочим выполняется в 10-часовой день на центры автомобильными дорогами; промышлена площади в 15—25 ж , то же механическим кирные предприятия, колхозы и совхозы с железно2 ковщиком—1.200—2.500 ж , т.-е. в 100 раз скорее, дорожными станциями и речными пристанямии т. д., и т. п. Совершенно несравнима похорошими под'ездными путями, доступными для стройка грунтовой дороги машинным способом прохода тяжелых грузовиков; обеспечить свос постройкой ее ручным трудом, так как при бодное автомобильное сообщение с курортами сравнительно небольшом механическом обои местами экскурсий и туризма и, наконец, рудовании машины могут строить 1—2—3 км сделать легким и быстрым сообщение городов дороги вдень , на что требовалось бы огромс пригородами. ное количество рабочих. М еханизациядо ­ З адачипятилеткитребуют построжных работ дает в большинстве ройки иперестройки сети дорог случаев и удешевление. для обслуживания самых разнообТаким образом для выполнения пятилетней разных нуждСоюзаССР . Эти задачи программы требуется большое количество матребуют постройки дорог в большом количестве шин. Так для постройки и содержания груни в сравнительно короткий срок. Темп строитовых дорог потребуется около 3.500 грейдеров тельства их, повидимому, потребуется .усилить всех размеров, свыше 10 тыс. утюгов, плейееще больше, как только автомобиль войдет в ров и канавокопателей для отделки грунтовых обиход наших хозяйственных и коллективных дороги не меньше вспомогательных машин организаций. сельскохозяйственного типа (плугов, борон иКакимижесредствами мы должны пр.). Для постройки шоссейных дорог необходио бладать , ч тобынеотставатьв домейших машин — катков—потребуется свыше рожном строительстве? 1.500 шт., к амнедробилок — н е менее 300 шт. За пятилетие необходимо построить не менее Наконец, для постройки дорог совершенных 7 тыс. км шоссейных дорог (часть которых типов (асфальто-бетонных, бгтонных, и т. п.), должна быть усиленного типа), не ; менее включая сюда обработку поверхностей шоссей5 тыс. км мощеных, 30 тыс. км гравийных и не ных дорог нормального типа битумами, потременее 50 тыс. км грунтовых дорог. буется сравнительно небольшое количество, Из этих приближенных цифр видно, что основно более сложных по устройству, машин: асною сетью дорог будет грунтовая с гравийным фальто-бетонных установок около 5, гудронаразветвлением Эта сеть дорог предназначена торов—около 200 шт.; сюда надо присоединить для обслуживания преимущественно сельскохозяйственных районов и, следовательно, главтакже отдельные машины для постройки бетонных дорог и оснований под совершенные ные затраты сил и средств на эти дороги типы мостовых, для дегтевых шоссе, машины должны лечь на местный бюджет и местное для приготовления эмульсий и др. население. Гравийные дороги, примерно, в размере 50%, должны быть построены'за счет Дорожноетяговоехозяйство исобщесоюзного бюджета, остальная часть ложитпытывает теперь большой недостаток в тягося также на республиканские и другие бюдвых средствах. Чтобы привести в действие жеты. Шоссейные дороги, для приспособления их кавтомобильномутранспорту , в местах с сильным автодвижением должны быть новых типов, например, шоссе с применением битуминозных связующих веществ. Таких дорог придется построить не менее 3 тыс. км. Широкая программа дорожного строительства и выполнение ее к сроку требуют обеспечения ее соответствующими средствами. Е слиоставаться при старых методах работ, выполн яябольшуючасть их ручным способом, то выполнить такуюпрограммубудет не посилам . Помимо денежных и материальных ресурсов, необходимых для такой обширной программы, нужно современное механическое оборудование, позволяющее осущеВ Америке и на Западе широкое распространение на дорожствить ее с определенным темпом. ных работах получили гусеничные тракторы „ Трэкэон" 111 Образец усовершенствованной дороги в Америке. В Сан-Франциско вдоль устроена идеальная автомобильная дорога-улица в4 километра машины для постройки грунтовых дорог потребуется не менее 2.500 тракторов разной мощности, и для транспортировки дорожных материалов — не менее 1.000 грузовых автомобилей. Сюда не входят те простые машины и приспособления для содержания грунтовых дорог, которые могут быть изготовлены непосредственно на месте работ (преимущественно из леса). Каковы перспективы получения всехэтихмашин ? Почти все дорожные машины могут быть изготовлены на советских заводах (за исключением отдельных экземпляр ов — больших грейдеров, тракторов в 60 л. с , которые еще не изготовляются на наших заводах). В настоящее время Гипромез ВСНХ занят проектированием новых заводов и приспособлением существующих для удовлетворения постоянно увеличивающихся заказов [на дорожные машины. Опыт более или менее значительных заказов серии дорожных машин в текущем году нельзя признать удачным. Промышленные предприятия в значительной степени не выполнили этих заказов в договорные сроки. А так как заказы будущих лет будут возрастать, то необходимо, во-первых, расширить производство дорожных машин привлечением нескольких заводов, и во-вторых, районировать заводы, изготовляющие дорожные машины так, чтобы они по возможности были распределены равномерно по территории Союза, а не ограничивались одним районом. Необходимо иметь заводы на Украине, на Урале, в Сибири. Наконец, нужно широко использовать для изго12берега морятовления более простых машин местную кустарную промышленность.. Как сказано выше, наибольшую нужду мы ощущаем в тяговых средствах. Снабжение дорожных организаций тракторами значительно облегчило бы производство работ и выполнение программы. Изготовление тракторов обходится у нас пока еще дорого по сравнению с заграничными машинами, так как подлинно массовое производство этих машин еще не началось. Надо полагать, что в ближайшее время при усилении выпуска машин эта сторона дела выправится. Несколько слов о нашей подготовленности к механизации дорожных работ. Широкой механизации работ в настоящее время мешают два обстоятельства: недостаток технического персонала вообще и слабое знакомство его (а подчас и полное незнакомство) с машинами и'их прозводительностью. На помощь приходят учебные заведения, подготовляющие молодых техников и инженеров в плане новых методов дорожного строительства, и дорожные органы, переподготовляющие наличный персонал. Механизация внедряется медленно, но, внедряясь, она завоевывает себе прочную базу. Тот, кто начинает работать с. машинами, уже не представляет себе другого способа работы, более рационального и продуктивного. В последнее время дорожная машина постепенно начинает занимать на наших работах по праву принадлежащее ей место. Инж. П. Шестаков