16
17
ife-#*м. ДЬЯКОВII ВСЕСОЮЗНЫЙ ПРОБЕГ СОВЕТСКИХ МОТОЦИКЛОВВТОРОМ Всесоюзном мотоциклетном пробеге по маршруту Ижевск — МоскваЛенинград—ХарьковМосква участвуют два мотоцикла, построенные целиком из советских материалов на Ижевских заводах Ружпультреста. Оба мотоцикла — сильные, двухцилиндровые, с рабочим об'емом цилиндров в 1.200 см3. Машины рассчитаны на эксплоатацию с пассажирской или грузовой прицепкой. Запас мощности их двигателей обеспечивает им возможность движения по самым скверным дорогам. Обращает на себя внимание техническая смелость и оригинальность их конструкции. Особо следует отметить прессованную раму из листовой стали, вместо применяющихся повсеместно рам из цельнотянутых труб, и принудительное, при помощи оригинального вентилятора, воз.душное охлаждение мотора. Блок-мотор, карданная передача, рессорный руль и выхлоп через pavy дополняют реконструкцию советских машин. • Кроме этих советских мотоциклов Ижевские заводы будут представлены тремя мотоциклами с прессованными рамами собственного производства ис переконструированными, по расчету на наши эксплоатационные и дорожные возможности, двигателями. Четвертая машина, с использованием того же принципа применения заграничной мотор16ВОной группы на раме советского изделия, построена по заданию мотосекции Центрального Совета Автодора. Кроме того, в пробег пойдет еще одна машина с мотором, построенным Тульским рабочим т. Токаревым. Мотоцикл спешно строится для участия в пробеге. Пробег кроме технических задач имеет и чрезвычайно важное агитационное значение. В существующих экономических и жилищных условиях автомобиль по сумме первоначальных затрат и дороговизне эксплоатации непосилен для рядового трудящегося. В то же самое время дешевый, компактный и более простой мотоцикл привлекает к себе все взоры. По всему Союзу говорят сейчас только об автомобилизации. Мотоцикл же недооценивают и не связывают с автомобилем. Между тем кроме высокой полезности мотоспорта, укрепляющего организм и развивающего смелость, находчивость и ловкость, мото-цикл подготовляет нам постоянные кадры шоферов, техников, механиков и даже летчиков, наконец, мотоцикл представляет серьезное средство обороны. К сожалению, этот взгляд на мотоцикл, так широко развитый за границей, в частности, в Англии и Германии, у нас еще не привился. Многие из тех, кто обязан понимать значение развития мотоциклетного дела в Союзе, смо- трят на него, как на несерьезную забаву. Пробег должен во весь рост поставить перед советской общественностью вопрос: „Нужны ли Советскому. Союзу мотоциклы?" С самого момента организации общества Автодор вопрос о внутрисоюзном мотоциклостроении усиленно пропагандировался мотосекцией Центрального Совета. В прошлом году был устроен первый Всесоюзный мотопробег Автодора. Пробег должен был доказать, что современный мотоцикл является серьезным транспортным средством и дать отправные точки для конструирования советского мотоцикла.' К этому делу были привлечены лучшие специалисты и конструкторы мотоцикла и вот теперь. в результате годичной совместной работы инженеров и техников Автодора и конструкторского аппарата Ижевских заводов, появились советские мотоциклы. Мало этого, на сегодняшний день имеются детально проработанные проекты постройки мотозавода и организации его производства. Проекты составлены по трем вариантам. Первый предусматривает завод с годовой продукцией в6 тыс. машин, но с возможностью расширения производства без дополнительных капитальных сооружений. Стоимость такого завода исчислена в 6.600 тыс. руб. Эта цифра может быть снижена до 5.400 тыс., если завод был бы построен без возможности расширения. При расчете же на продукцию в 12 тыс. машин в год, стоимость завода возрастет до 7.400 тыс. р. в год. Модели мотоциклов, наиболее пригодные для дорожных условий нашего Союза, уже давно утверждены. Требования потребителя, увязанные с вопросами обороны страны твердо установили три типа: легкий, средний и тяжелый. На эти три типа ориентируются и Ижевские заводы в своем проекте. Первая машина — л егкий мотоцикл-одиночка, одноцилиндровая, с рабочим об емом в 250300 с « 3 и общим весом от 75 до 90 кг. Вторая осуществляет наиболее нужный нам средний тип. Это также одноцилиндровая машина, но кубатура ее значительно больше, а именно 500—650 см?. Такой мотоцикл может эксплоатироваться как мощная одиночка, легко проходя по любым, даже малогодным для автомобильного движения дорогам. Обыкновенно такие машины применяются в армиях для связи. Равным образом машина обладает совершенно достаточным запасом мощности для эксплоатации с прицепной коляской в нормальных дорожных условиях. Вес одиночки от 140 до 170 иг. Третья машина, цечиком удовлетворяя тем же требованиям, может иметь в мирной жизни страны и промышленное распространение. Это мощная машинав 1.000-1.200 ом 3 . Та кие машины эксплоатируются обыкновенно с одноместной или двухместной прицепной коляской, а также прицепкой - ящиком для перевозкитоваров. Мощный двигатель, легкость системы^ и повышенная, сравнительно с автомобилями, проходимость, позволяет эксплоатировать их. на дорогах негодных для движения автотранспорта Вес этой тяжелой машины исчисляется в 160 —180 кг. Ориентировочная цена советских мотоциклов, скалькулированная Ижевскими заводами, в ыра ­ жается: для легкой модели—700 руб., с редней — ' 1.150 руб. и тяжелой —1.3C0 руб. Эти цены предусматривают шеститысячную продукцию завода и установку дорогостоящего импортного электрооборудования. При условии увеличения размера производства и организации советского завода электрических приборов для автомобилейи мотоциклов, приведенные цены будут значительно снижены. Наконец последний организационный воп рос — выбор места для постройки намеченного. мотоциклетного завода. Производством мотоциклов интересуются нет только об'единение Ижевских заводов, но и некоторые другие тресты и заводы. При обсуждении этого вопроса с несомненной ясностью выявились преимущества об'единения Ижевских заводов как в производственном,так ив экономическом и стратегическом отношениях. Уменьшение основных капиталовложений в строительство проектируемого завода обосновывается тем, что прекрасно оборудованные лаборатории и испытательные станции об'единения Ижевских заводов могут при незначительном расширении обслужить и потребность мотоциклетного производства. Точно так же устраняется необходимость в постройке литейного цеха. Прессы для производства рам мотоцикла, пружинных рулей и пр. деталей могут быть установлены. Наконец наличие местной сырьевой базы и высококвалифицированного личного состава,'воспитанного на точной работе, только подтверждают предыдущие положения. В отношении экономическом Ижевск также имеет безусловные преимущества. По расчетам опытной калькуляции мотоциклов средней модели применительно к Туле и Ижевску оказалось, что на каждом мотоцикле получается значительная экономия почти в 100 руб. в пользу Ижевска. Если к этому прибавить стратегически удачное географическое расположение Ижевска, то его преимущества, как центра мотоциклетного производства, выявляются совершенно. выпукло. Итак, все готово. Пробег советских мотоциклов это не только техническое испытание новой конструк ­ ц ии , — это прямой ' вопрос всей пролетарской общественности: „Нужны ли Советскому Союзу мотоциклы?! Второй Всесоюзный пробег советских мотоциклов должен послужить мощным толчком к организации широкого и массового отечественного мотоцикл остроения.М.Дьяков 17