18
19
Б.ДМИТРИЕВПРИНЦИП СВОБОДНОГО ХОДА в АВТОМОБИЛЕРИТАНСКО-РУССКИЙ журнал (1928 год) сообщает об интересном усовершенствовании, обратившем на себя внимание на последней автомобильной выставке. Этим усовершенствованием является включение в трансмиссию автомобиля особой фрикционной муфты, ведущей в одном направлении, иначе говоря, применение в автомобиле принципа •свободного колеса. С применением принципа свободного хода в автомобиле, тормозящий эффект двигателя устраняется и, вместо того, чтобы по снятии ноги с педали акселератора скорость быстро падала, автомобиль по инерции продолжает .двигаться почти с прежней скоростью, т.-е. замедление хода происходит постепенно и тормозами приходиться пользоваться чаще обыкновенного. При езде под гору при свободном ходе пользование тормозами становится непрерывным. В этом отношении свободный ход •безусловно невыгоден. С другой стороны, трансмиссия при свободном ходе никогда не перегоняет двигатель, т.-е. устраняется неприятное явление, вызывающее шум и вибрацию; получается экономия бензина, хотя и незначительная. Главное же преимущество заключается в упрощении переключения •скоростей. При свободном ходе выключать сцепл ение приходится только при трогании с места и перемена скоростей достигается лишь передвижением рычагов. В настоящее время имеется несколько различных систем свободного хода. Примененные впервые на некоторых моделях, бывших наБдающим возможность в любой момент выключить свободный ход и затормозить двигатель в обычном порядке. Вот два примера применения свободного хода на автомобилях: Механизм, примененный на автомобилях системы „Lea Francis " расположен непосредственно за коробкой скоростей и состоит из фрикционной муфты, основанной на принципе ролико-фрикционной трещотки, соединяющейМеханизм свободного хода системы „Rumfrey Landberg" ведущий валик коробки с трансмиссионным валом, а также особого устройства для выключения свободного хода. Одна половина этой муфты, имеющая вид широкого диска, по периферии которого в равномерно расположенных пазах находятся стальные ролики, намертво посажена на продолжении валика коробкискоростей, а вторая половина муфты, охватывая диск с роликами, сидит на трансмиссионном валу. Основания пазов, в которых помещаются ролики, представляют собой эксцентрическиекривые, взятые с таким расчетом, что, при приводе от двигателя ролики зажимаются между ними и наружным барабаном муфты, чем достигается сцепление и, наоборот, как только задняя ось начнет забегать, т.-е. перегонять двигатель, ролики автоматически освобождаются и передача усилия через муфту прекращается. Простым передвижением ручного рычага эта муфта может быть выключена из системы и передача обращена в принудительную. Для этой цели, кроме фрикционной муфты, со стороны коробки скоростей устроена еще сцепная муфта обычного кулачкового типа. Одной половиной этой кулачковой муфты служит часть муфты свободного хода, насаженная на трансмиссионном валу, на торце которой, обращенном к коробке скоростей, нарезаны зубцы; вторая половина — подвижная, в виде втулки с фланцем и такими же зубцами — надета на валике коробки шестерен, по которому и скользит в сцеплении с долевыми пазами на нем. Плавность включения этой муфты достигается тем, что как на подвижной части ее, так и на постоянной имеются спереди фибровые кольца, при чем на постоянной части кольцо это надето на ряд шпилек, расположенных по ок-Механизмсвободного хода „Lea Francis"системыпоследней выставке в Олимпии, они начинают получать все большее распространение. Надо, однако, заметить, что все эти механизмы были в большинстве случаев снабжены особым выключателем, находящимся под рукой у шофера, J8 ружности и опирается на спиральные пружины вокруг каждой из них. При таком устройстве, во время включения удар воспринимается фибровыми кольцами и сцепление совершается плавно после того как скорости вращения их уравняются. Много сложнее устройство механизма системы „Humfrey-Landberg. Эта система тоже роликового типа, но здесь комплекты роликов работают между внутренним и внешним барабанами приблизительно кс чической формы (гиперболоид), при чем ролики расположены под углом к оси, как это видно из рисунка. Для того, чтобы дать возможность использовать двигатель для торможения, а также для обратного хода —- имеется второй комплект роликов с соответствующими коническими барабанами. • Муфта с левой стороны служит для переднего хода и автоматически контролируется пружинами таким образом, что, хотя вал двигателя и приводит трансмиссионный вал, последний при деакселерации может обгонять двигатель.Муфтана правой стороне, предназначенная для обратного хода и торможения от двигателя, снабжена особым регулятором, допускающим постепенное скольжение. Регулятор этот состоит из втулки, которая, зажимая ряд шариков между упорным кольцом и торцом расположенной под нею фланцевидной втулки, вынуждает последнюю давить своим фланцем на внешний барабан одной из муфт, от чего внешний и внутренний барабаны этой муфты несколько расходятся и муфта оказывается выключенной. В таком положении ход задней оси будет свободным. При передвижении втулки в обратном направлении обе муфты находятся в действии и образуется принудительная передача в обоих направлениях. Нет никаких сомнений, что в ближайшем будущем механизм свободного хода станет стандартной частью большинства автомобилей. Первое время будет чувствоваться некоторая неуверенность и придется чаще пользоваться тормозами, которые должны быть солидной и надежной конструкции.Б.ДмитриевДОРОГИ и АВТОМОБИЛИ во ВСЕМ МИРЕПри участииКемпбелларазрабатывается проект Фордведетпереговорыо слиянии, с крупной немецспециального трека для сверхскоростных гонок, который кой автомобильной фирмой по примеру „Дженерал Мобудет построен в Янглии, так как даже лучшие естественторс" и „Оппеля". Название фирмы держится в секрете. ные гоночные дорожки в Дайтоне (СЯСШ), найденные Вборьбузамировыерынки , кроме Форда и „ДженеКемпбеллом, неполностью отвечают современным треборал Моторс", вступает организующийся грандиозный конваниям. церн, в состав которого входят: „Вилис-Овэрленд", „ГудО тпечатанивышелвсветвсеевропейский спразон", „Паккард" и „Дюрант". в очник для автомобильных туристов, который дает подроб„ С итроен " с троитсборочныемастерскиев Варшаве нейшие сведения о маршрутах на пространстве—от Ирланс ежегодной продукцией в 3.000 машин. дии и Лиссабона на западе до Ленинграда и КонстантиноК Olimpia-выставне Ролльс - Р ойс построил новую мополя на востоке и-" от Штейнкьера и Гамла Карлеби на дель машины — результат трехлетних изысканий. Машина севере до Гибралтара, Сицилии, Греции и северного пос набжена мотором в 37/180 л . с. и скорость ее превышает бережья Африки на юге. Справочник и те, для кого он 360 км в час. предназначен, много выиграли бы, если составители не Офинансированиидорожногостроительствав Южограничили восток только одним Ленинградом. ной Ямерике ведет переговоры с крупнейшими автомоДля постройки нобильными фабрикантав огоавтозавода дешеми президент Гувер. вых машин известная Улучшенные дороги знаиспанская моторостроичительно увеличат автотельная фирма „Испаноэкспорт и экономически Суиза", по сообщению теснее свяжут север с агентства Рейтер, приюгом. ступает к выпуску акБезостановочный ций, что должно повеи спытательный прости к сокращению автобег на восьмицилиндроимпорта. вом „Мармон-Рузвельте" Франция выпускает был совершен в Индиа638 автомобилейв нополисе (СЯСШ). Мад ень . С 18 тыс. автомошина была в движении билей в 1919г. продукция 440 часов (18 дней 8 чаФранции увеличилась сов 40 минут) и даже до 191.638 машин . Высмена водителей, пополпуск в день составляет нение запасов смазоч638 единиц. ного и горючего произ55°/о общего количеводились лишь на за ­ ства составляют закрымедленном ходу. тые машины, 23° о — отО громный сборочкрытые, 12% — легкие ный завод будет выгрузрвики и 10%—тяжестроен Фордом вдоль лые грузовики. портовой полосы^ реки Франция занимает 3-е Гудзон в Нью-Йорке. место в мире по выпуску Журнал „American Autoавтопродукции, произmobile" сообщает, что необходимый для этого 1 аллерея замечательных применении автомооиля украси- водя 35° о всех европейских автомобилей. 30% участок земли (более 12 лась еше одним экспонатом—автояхобшлеж-гарепжож, г всей производительно производительногектар) Фордом куплен. ~" л всей г Завод будет одной из полученным в подарок от англичан королем Аравии. с тифранцияЭ кспорти крупнейших производ- Полицейская машина с тюремными решетками по мнерует за границу (в 1927 г. ственных единиц про- н ию даривших наилцчший тип машины для гарема короля экспорт составлял 52,053 Гямышленного района единицы). Импорт авто мобилей — главным обСЯСШ с непосредственразом из Ямерики—составляет Vio всего количества машин. ной погрузкой экспортной продукции на трансатлантические ЯвтопроизводствовГерманиив 1924 г. составляло пароходы. * около 18 тыс. легковых машин и грузовиков. В 1928 г. проКитайское правительство снизило ввозные пошлины дукция дошла до 92 тыс. единиц, увеличившись более чем на автомобили с 221/з% о т стоимости (ad valorem) до 12V-.>0V в5 раз. Иностранные фирмы отмечают также, что */а всех Несомненно, это одно из тех мероприятий, которое должно имеющихся в Германии автомобилей составляют импортные подтвердить верноподданнические чувства нанкинских прамашины (ввоза 1928 г.). вителей в отношении их хозяев, в частности СЯСШ.19