19
20
21
М. СОРОКИНПО АВТОЗАВОДАМЕВРОПЫиАМЕРИКИАвтозаводМорриса. Ковентри. Группа зуборезныхавтоматов4.Наз аводахМорриса Ковентри, Англияони не столь вредны, в виду молодости фирмы, и носят, к тому же, иной характер. В отличие от Остина, Моррис не только строился, но и покупал готовые заводы. Один из его основных заводов куплен у французской фирмы Готчкис. Это имело свое влияние, и не маленькое, на степень осуществимости рациональных методов организации производства. Так производство моторов основных типов (12 и 14 сил) сосредоточено в Ковентри, а сборка машин имеет место в городке Каулее — предместье Оксфорда. Однотонные грузовики и автомобили с 16-сильным мотором производятся на заводе в Бирмингаме под фирмой „Моррис-Комершиаль". И, наконец, недавно автомобильный завод Вулслей, принадлежавший Викерсу, был откуплен Моррисом. Моррис предпочитает расширяться путем покупки существующих заводов на ходу. Но вслед за этим происходит основательная чистка и перелицовка заводов на современный американский лад. Так было ис заводом Вулслей, который прежде влачил жалкое существование. Купив его у Викерса, Моррис остановил производство. произвел коренную реорганизацию, обновил оборудование и завод совершенно преобразился. При такой установке неизбежны организационные и производственные минусы, вытекающие из необходимости приспосабливаться к готовому зданию, к имеющемуся оборудова19ОРРИСА считают английским Фордом. И не зря. Десяток лет тому назад он имел небольшую ремонтную автомастерскую, ныне его заводы выпускают до 2 тысяч автомобилей в неделю. Секрет такого бурного роста прежде всего в том, что Моррис один из первых в Англии решил дать массовую дешевую автомашину. Главнейшая причина успеха также в основательном усвоении и решительном применении американских методов массового производства. В этом убеждаешься при осмотре заводов. Надо сказать, что человек, побывавший на заводе Форда или „Дженерал-Моторс", заметит не мало существенных недостатков, имеющих место у Морриса. Проходя по этажам английского завода, я невольно сравнивал четкий, словно на бесконечноз время заведенный, исполинский механизм фордовской организации с робкими, иногда неуверенно-движущимися, еще не вполне притертыми друг к другу частями сравнительно небольшого предприятия Морриса. Но вместе с тем, в голове теснились и другие мысли, которые напоминали о несравнимости Форда и Морриса, о новизне дела последнего. И если „взвесить" Морриса именно под этим углом зрения, то придется признать, что его заводы представляют чрезвычайно много поучительного. У Морриса, так же как у Остина, явно чувствуются последствия постепенного роста. НоМ нию и т. д. Зато, с другой стороны, таким путем приобретаются производственные единицы, с готовым рабочим и техническим персоналом, с накопленным опытом и организационными навыками. Это обстоятельство, в условиях поднимающейся промышленности, бесспорно содействовало быстрому росту фирмы. Остановимся в общих чертах на двух заводах: Ковентри и Каулей. На заводе Ковентри, как мы уже указывали, изготовляются моторы и коробки скоростей.Здесь нет ни литейной, ни кузницы; литье, штамповки и поковки получаются от других заводов. Блоки цилиндров поступают в здание, где помещается травильная Другие детали мотора и потребное сырье подаются по лифту на склад, находящийся на самом верхнем этаже Из склада, после проверки, детали и материалы направляются в ящиках в нижеследующие этажи по движущемуся вертнкальму конвейеру- Обработка деталей и сборка Автозавод Морриса. Монтажная колея для сборки автомоторов производится в многоэтажных здадвигателя ниях, механическая обработкаидет от верхнегоэтажак нижнему. Этажи светлые, станки расставлены стройно и деловито, с расчетом на состоит из ряда индивидуальных станков; блок экономию площади: расстояние между осями станков V2 •«. расстояние между спинками ltya—2 м. Последовапередается от операции к операции посредтельность и связность процессов не везде выдержаны ством конвейера; каждый станок имеет свой из-за многоэтажности здания, но кричащие встречные привод и действует независимо от других. движения не бросаются в глаза. Чистота всюду образцовая- Проходы не широкие, но свободные от задела. У Морриса же конвейеризация в этой части доДетали складываются в порядке не на полу, а на скид-платформах. Эти платформы имеют вид саней (салазок), благодаря чему неизмеримо повышается производительность электро-каров.Обработка шестерен централизована. Зуборезные автоматы Фелоуса выстроились в три ряда, вплотную прижавшись друг к другу. Их обслуживает дюжина рабочих из молодежи во главе со старшим. По мере того как мы спускаемся с вами по этажам, перед нами проходит обработка толкателей, поршней, махового колеса, коленчатых валов, шатунов, распределительных валов и прочих мелких деталей. Все это стекается к первому этажу. Здесь изготовляется блок цилиндров, наиболее тяжелая часть мотора. Этот этаж едва ли не самый интересный. Станок для обработки блока цилиндров представляет собой уникум. Обычно, на автомобильных заводах оборудование для обработки блокаведена до техническото предела. Вместо индивидуальных станков, вы имеете один громадный, словно слитый воедино, механизм,состоящий из станков, насаженных на общую для них всех станину. Получается один непрерывный стол длиной в 60 м, над которым ж-дут „добычи" 53 бабки с резцами, фрезами, сверлами и шлифовальными кругами. Наличие специальных и притом крайне оригинальных машин для обработки весьма ответственных деталей вызвало, естественно, поток вопросов с нашей стороны. Оказывается, по словам сопровождавшего нас инженера, фирма Моррис не в восторге от них. Машина Вилькинса себя оправдала в 18 месяцев. Выгоды от применения подобного оборудования, с точки зрения темпа и экономии в площадях, очевидны. Например, станок Вилькинса (для обработки блока цилиндров) занимает на 3540% меньше площади, чем обычное оборудование, составленное из индивидуальных станков. Тем не менее, повторять опыты со специальным оборудованием фирма не собирается, ибо такие многостаночные аггрегаты слишком сложны и неэластичны. Поломки или перебои в одном месте выводят из строя весь аггрегат, что при массовом производстве крайне тяжело отражается на всем заводе. Между прочим, мнение это относительно специального оборудования не единичное. Столь же отрицательный отзыв дала также и фирма, изготовившая один из вышеупомянутых станков. Все же следует осторожно подходить к таким выводам. Бесспорно, что спецмашины являются техническим идеалом массового, крепко сколоченного и устойчивого производства. Надо отказыватьсяАвтозавод 20Морриса. Сборка коробки скоростей не от спецмашин, а от дефектов организации и планирования. В условиях советского хозяйства, освобожденного от расточительства капиталистической конкуренции, товарную номенклатуру гораздо легче поставить под контроль требований технически разумной стандартизации. Поэтому можно с уверенностью сказать, что у нас специальные машины и установки, обеспечивающие повышенную производительность, несомненно будут встречены с большим интересом. Еще одно обстоятельство не бесполезно подчеркнуть. Обратите внимание на пионерскую роль английских станочных фирм в деле конструирования и изготовления новых механизмов. Технический прогресс возможен там, где промышленность берет на себя ведущую рольроль застрельщика в технико-производственных вопросах. На примере американской практики видно, какое колоссальное значение это имело для развития не только американской автомобильной промышленности, но и всего хозяй-ства Соединенных Штатов. В Мнглии эти тенденции выражены гораздо слабее, а у нас в этой области совершенно невспаханное поле. * Изготовленный блок цилиндра устанавливается на железные козлы, которые передвигаются руками на роликах по путям. По, мере продвижения блок обрастает деталями, в том числе и коробкой скоростей. В конце пути — готовый силовой аггрегат, т.-е. мотор, сцепление и коробка скоростей, подается на испытание. Испытательная прекрасно оборудована. Она состоит из батареи, динамо-моторов, регистрирующих автоматически, посредством цветов зажигающихся электролампочек, разные стадии испытания. Мотор испытывается 4 часа. После испытания силовой аггрегат по конвейеру поступает на платформу, откуда на грузовике его доставляют на другой завод в городке Каулей (около 2*/2 час. езды). М% СорокинДОРОГИ и АВТОМОБИЛИ во ВСЕМ МИРЕФ ордовснийфилиалв Финляндии, как сообщает вым автомобилям. Характерным является огромный спрос „Джернал оф Коммерс" увеличивает свой основной капина малопод'емные грузовые автомобили при неослабеваютал с 20 до 28 млн . финских марок (одна финская марщем требовании на дешевые легковые ка = 4- р. 90 к.). 18°/о (530,064 авто) всей продукции Сев. Ям. Соед. Штатов Двухмиллионная фордовсная модель „ft" выпущена экспортируется. в июле текущего года. Напомним, что первая машина этой Фирма „Фиат", по сообщению из Турина, приступила марки появилась 20 октября 1927 г.. а к4 февраля 1929 г. к широкой выработке мотоциклов. Емкость цилиндров был выпущен миллионный новой машины—250 ом8. экземпляр. Новый аккумулятор. Правительство ирландских Любопытно сопоставить свободных штатов сильно эти данные с цифрами, отнозаинтересовано изобретесящимися к предшествовавнием нового аккумуляторашей модели „Т".Так, первый Друмма (Дублин). Предпое е экземпляр был выпущен лагают, что он произведет 1 октября 1908 г. и только череволюцию в движении. рез семь лет, — 10 декабря Одно из его преимуществ 1915—г., была достигнута заключается в том, что зацифра в один миллион; рядка батареи должна задальше темп ускоряется ик нять от 7 до 10 минут. 14 июля 1917 г. Форд имеет •уже двухмиллионный экземЗакон об обязательном м пляр модели „Т . п ринудительном страховании автомобилей в ШвеПрибыль компании ции входит в силу с1 ян, . Д женерал Моторс", вклюваря 1930 г. чая ее долю в неделимых На проведение авто-доакциях родственных и подроги Майланд-Турин итаконтрольных предприятий, льянское общество, взявшее не входящих в состав комна себя эту работу, увеличипании, составила за первое ло первоначально вложенполугодие 1929 г., как сообный капитал в полмиллиона щает журнал „Дмерикэн лир до 30 млн. лир. Отомобиль-', 151.860.310 долJXo суше и но воде . Новый тип автомобиля, ларов, между тем как за Сильно возросввоз авспособный передвигаться по суше и по воде, несоответствующий период томобилейв СНСШ за давно сконструированный в Америке лрошлого года получено последнее время. В первом было 161.267.974 доллара, что квартале 1929 г. ввезено мадает снижение на 9,4%. шин на 2.638.264 доллара , в то время как в прошлом году было ввезено машин „ М еждународная выставка автомобильныхпринад ­ на 1-427.161 доллар ив первой половине 1927 г. на лежностей и предметов автооборудования состоится 988.108 долларов. 4—9 ноября в Чикаго. В течение последних десяти лет выПостройка новой автофабрики „Форда" в Барре ставка устраивается ежегодно. Ожидается, что в этом году (Югославия) подвигается настолько быстро, что уже осенью она будет несравненно полней всех предыдущих. СДСШ 1930 г. ф абрика приступит к работе. •будут представлены на выставке 250 крупнейшими фирмами. Ч удовищная гоночная машина конструируется в ЛнКомпания „Шевроле"-, входящая, как известно, в соглии. Машина предназначается для известного рекордсмена став „Дженерал Моторс", об'явила о выпуске двух новых Кэй-Дон и скорость ее превысит максимальную скорость закрытых машин: седан и спортивного купе. Это доведет „Золотой стрелы" Сигрейва. количество типов машин до 7 (две открытых модели и пять закрытых). Д еньрекорда для авто и мотоциклов был организован 25 августа в Дрпажоне, близ Парижа. Турэй на машине Продукцияавтотранспортав СНСШ в 1929 г., по уве„Пакард—Каблэ"в 1.500с.ч3 достиг скорости 230.621 км в час. рениям Ривса (Keeves) — главного управляющего национальИ спанскоеправительствопредполагает монополиной автомобильной торговой палатой—достигает 5200 тыс. з ироватьавтоиндустрию . Цель введения монополии•единиц. Далее он сообщает, что экспорт машин по сравразвитие государственных предпритяий страны и независинению с первыми пятью месяцами прошлого года покамость испанских войск от заграничных машин., зывает повышение на 47° 0 по легковым и 132% по грузо21