ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ ДОРОГИ и МОСТОВЫЕМашинный способ сооружения железобетонной дороги при помощи финишера ЕТОННЫЕ дорожные одежды достаточно прочны; но все же самыми долговечными являются железобетонные. Б етон обладает огромным сопротивлением насжатие , но, как каждый камень (искусственный или естественный), он оказывает сравнительно малое сопротивление рас ­ тягивающим усилиям (приблизительно, в 15 раз меньше, чем „на сжатие"). Ж елезоБУкладываютсетку из железныхпрутьевобладает огромным сопротивлением именно „на растяжение", поэтому железобетон, т.-е. железный каркас или сетка, покрытые со всех сторон бетонной массой, из всех строительных материалов имеет наибольшее сопротивление и ..на сжатие" и „на разрыв". Железобетонные дорожные одежды и мостовые имеют особенно большие преимущества там, где грунт (почва) недостаточно устойчив (как, например, в горнозаводских районах), так как железобетонное полотно является самостоятельным несущим элементом, выдерживающим огромные нагрузки. Железобетонный покров служит идеальной дорогой не только для автомобильного движения, но также и для конного, так как он не боится ни ударов копыт, ни трения железных шин В СЯСШ, где бетонные дороги распространены более, чем в какой-либо другой стране (в 1927 г. там насчитывалось около 130 тыс. км таких дорог) их не даром называют „ в ечнымид орогами " . При своей долговечности они выдерживают наибольшую, по сравнению с другими дорогами, нагрузку и при этом требуют самых ничтожных расходов на ремонт. В зависимости от предполагаемой нагрузки дороги, железобетонный покров делают различной толщины, при чем меняется не только толщина бетонного слоя, но и сечение (толщина) железной арматуры. На помещаемых фото показана применяемая для железобетонных дорог арматура различных типов. Если применяется легкая проволочная сетка фабричного изготовления, то ее обычно в виде рулонов доставляют на стройку и разматывают на месте производства работ. Вместо плетеных сеток в настоящее время предпочитаются такие, в которых перпендикулярные ряды прутьев или проволок не переплетены, а свареныв точках пересечения (см. фото). Очень мощная арматура железобетонной дороги показана на нашем снимке. Р азрез железобетонной дороги обычно состоит из трех слоев: основания (которое может быть бетонным, булыжным или щебеночным), среднего железобетонного и верхнего бетонного слоя. На верхнем фото изображен машинный способ сооружения железобетонной дороги посредством так называемого „ ф инишера " . Эта машина, имеющая вид перекинутого попе-Тяжелая арматура железобетонной одежды рек строящейся дороги моста, автоматически разглаживает и утрамбовывает бетонную массу и при этом передвигается вперед. Л. В. 27