Проф. А.ВЕРХОВСКИИАВТОМОБИЛЬнаМАНЕВРАХБлагодаря легковым „Фордам'1 командиры на маневрах легко устанавливали связь друг с другом ОБЛАСТИ моторизации нашей армии произошел резкий перелом. На маневрах этого года мы увидели большие группы самодвижущихся повозок разных категорий, выполнявших самые разнообразные назначения. Отметим прежде всего, что в большинстве случаев районы, где происходили маневры были очень бедны хорошими путями. Обычно пути были грунтовые и проходили по песчаным перелескам и болотам. К этому надо добавить, что на бобруйских маневрах два дня шел проливной дождь, во время которого дороги под ногами тысяч людей и коней, под ударами сотен колес обратились в месиво. Маневры были серьезным испытанием для автомобилей, о которых обычно говорят, что они могут ходить только по шоссированным дорогам или по мостовым города, и то лишь в солнечный день. На маневрах принимали участие самодвижущиеся повозки самых разнообразных видов. Прежде всего, для службы разведки и связи применялось большое количество мотоциклов разных фабрик. Наши мотоциклы участия на этих маневрах еще не принимали. Основной тип машин, который применялся на маневрах, были машины нашего завода „АМО"— полуторатонные грузовики и легковые машины „Форд'- того образца, который будет строиться на Нижегородском заводе; было также некоторое количество тяжелых грузовиков разных марок. Большое применение нашли тракторы, перевозившие артиллерию и грузы всех наименований и, наконец, некоторое количество опытных машин повышенной проходимости (шести колесные). Сверх этого в боевых действиях на маневрах приняло участие большое количество броневиков-танков. Таким образом, читатель видит, что автомобиль и трактор были представлены чрезвычайно широко и стоял серьезный вопрос о том,какуюВроль они смогут выполнять в развертывающейся операции. Сперва о проходимости машин — этом наиболее тревожном вопросе в нашем бездорожьи. До тех пор, пока погода стояла хорошая, все поименованные машины работали хорошо и свободно проходили по пескам и подсохшим болотам. Но когда начинались дожди, дело осложнялось. Первыми отказывались ходить мотоциклы, которые останавливались к концу первого дня дождя. Затем выходили из строя броневые автомобили, очень тяжелые, которые стали садиться на размытых участках дороги, и нужно было прибегать к старой „дубинушке", чтобы высвобождать тяжелые машины из трясин, образовывавшихся на дороге. Грузовики тоже выходили из строя, застревая на гатях ив болоте. Что же касается „Фордов" и „АМО", то они мужественно перенесли почти все тяготы, лишь изредка застревая на особенно трудных участках путей; тогда пассажиры вылезали из автомобиля, подталкитали „Форды" плечом и, проехав трудное место, снова садились. Грузовики „АМО" приходилось протаскивать специально наряжаемыми командами, обеспеченными лопатами и топорами для устройства настилов. Скорость движения автомобилей как „Фордов", так и ,.АМО" снижалась, примерно, на 50и/0, но тем не менее и тот и другой тип машин во время дождя ходил, выполняя возложенные на него задачи. Таким образом, надо сказать, что перевозка войск и грузов была обеспечена все время, но служба связи и боевая служба на четырехколесных автомобилях и мотоциклах не может быть признана вполне надежной Шестиколесные машины в сухую погоду оказались менеебыстроходными, чем „АМО''; но когда начались дожди и пришлось перебираться через канавы, болота и пробитые места дороги, то они оказались выше всякой похвалы: для них не существовало препятствий, они проходили через 5 практике на нашей советской земле новые возможности, дав войскам большую подвижность, увеличив их ударную силу, усовершенствовав средства разведки и связи. Но что вызвало огорчение — это наша неопытность в обращении с массами автомобилей и тракторов; сказалось это прежде всего в том, что большая часть машин вышла в поход с недостаточным количеством запасных частей и что их ремонт подчас был слабо организован. Надо отметить также, что некоторые наши заводы, поставлявшие машины, допустили чрезвычайно досадные оплошности, к счастью явившиеся единичными. Так, например, мне показывали машину, в которой не было просверлено отверстие в двух трубках маслопровода; таким образом, два цилиндра мотора оказались без смазки и мотор очень быстро вышел из работы. В другом моторе не все части были достаточно плотно свинчены и когда началась работа, они разболтались и мотор также скоро перестал действовать. Как видно, здесь отразилась торопливая сборка машин и недостаточно надежная их проверка. „Лихие ребята"—шоферы—не везде оправдали себя в смысле достаточной четкости и внимательности к особенностям работы на маневрах. Движение множества автомобилей это не то, что езда на одном автомобиле. Это сказалось тем более остро, что маневры проходили в районах, где люди и лошади к автомобилям не привыкли. Управление новыми машинами, особенно шестиколесными на плохих дорогах, мостах и гатях при преодолении препятствий потребовало ряда навыков, которых не оказалось у шоферов, привыкших к езде по городским мостозым. Это приводило к ряду осложнений, а иногда и поломкам. Так, однажды, вместо того чтобы тихонько переехать через канаву, ш офер шестиколесной машины решил взять ее с хода и был очень удивлен,когда машина поднялась на дыбы, опираясь на свои задние чеБроневики и автыре колеса, а затомобили, снабтем опустилась женные пулемесразу на передний тами и обеспеченНа маневрах английской армии. Танк „Драюн" с командой ход, едва не сло[в противогазах устремляется через кустарник ные радио, оказамав рессоры. лись в хорошую Новая техника требует и нового воспитания, погоду прекрасным средством разведки, устаесли мы хотим успешно применять ее в массонавливая, какой район свободен от противвом масштабе. Она требует, кроме того, особо ника и какой им занят. Колонны грузовых внимательного отношения к дорогам. После автомобилей давали возможность быстро переезды тяжелых машин и особенно тракторов брасывать войска на значительные расстояния. вдождь, на шоссе образовывались глубокие ямы, Броневые и танковые части оказали огромкоторые грозили целости шоссе и представляли ную поддержку пехотной атаке, давали возночью опасность для проходящих войск. Поможность коннице подавлять огонь противэтому становится на очередь, при массовых ника, а тракторы быстро перебрасывали артилперевозках на автомобилях, организация службы лериюи инженерные части в те районы, где охраны и исправления дорог, без которой даже в них была надобность. лучшие дороги в кратчайший срок обратятся Таким образом, трактор и автомобиль разв непроходимые „американские горы". вернули уже не в теории, а в маневренной самые трудные места, уменьшив свою нагрузку с3 до 2 т, при чем скорость их не спускалась ниже 25 км. Они легко проходили через наиболее испорченные участки дороги и даже оказывали помощь своим менее подвижным четырехколесным товарищам, вытягивали их из трудных положений на более твердые участки дороги. Этот тип автомобилей является мечтой для военных целей, обеспечивая бесперебойную работу на любой дороге и при любой погоде. Очень хорошо выполняли свою работу тракторы всех типов. Были случаи, когда тяжелые орудия завязали вплоть до осей в болоте. Могучий „Интернационал" подцеплял орудие за хобот и без больших усилий вытаскивал его снова на твердую дорогу. Ход тракторов почти не понизился на грязной дороге и позволял артиллерии и грузам передвигаться со скоростью 8—10 км в час. Особое удовольствие доставили нам собственные танки, которые далеко оставили позади устарелые образцы машин, захваченные нашими полками в гражданскую войну у белых. Что же удалось сделать при помощи могучих автомобильных и тракторных средств, которые были в нашем распоряжении? Прежде всего на совершенно новых основаниях была построена служба связи и перевозка войск. На легковых „Фордах" командиры имели возможность сноситься друг с другом, посещая соседние штабы, своих командиров и подчиненных. Если часть перебрасывалась на новый участок, командир мог выехать вперед, установить связь с новым участком, произвести разведку местности, в которой предстоит вести бой, встретить свои войска, вполне зная обстановку, в которой им придется работать. Все разборы на которые раньше удавалось стягивать очень небольшое число командиров, теперь проводились при участии всего командного, политического состава и посреднического аппарата, которых можно было быстро собрать к главному руководителю маневров. 6 Таким образом, моторизация армии, давая громадные новые возможности, в то же время пред'являет и целый ряд новых требований к заводам, к подготовке обслуживающего персонала, к организации ремонтно-снабжающих баз, и, наконец, к специальной организации службы пути. Конечно, все эти неудобства должны быть преодолены, так как возможности, открываемые моторизацией и подтвержденные маневрами, для наией рабоче-крестьянской армии, а не только англичан и французов — громадны. На наших глазах, несомненно, вырастают новые формы войны, где автомобиль скажет свое решающее слово.Проф. А.ВерховскийРАСПОЛОЖЕНИЕ БЛГЯЖД в АВТОМОБИЛЕТРЕБОВАНИЯМ удобств при дальних путешествиях на автомобиле на западе уделяется особое внимание. В этом случае эстетика должна быть соединена с большим практическим смыслом. Все должно быть расположено удобно, под рукой, но так, чтобы не занимать лишнего места и не уродовать внешнего видэ машины. Французский инженер Дюбуа разрешил эту задачу весьма практично и остроумно. Прежде всего отметим, что оборудование шасси новой восьмицилиндровой машины вполне отвечает самым строгим требованиям, пред'являемым к современному автомобилю.предназначена для набора инструментов. Инструменты расположены в специальных рамкахБагаж помещающийся в нижней части ящика вставляется и извлекается непосредственно из-под заднего сидения внутри автомобиля и искусно сгруппированы по степени их надобности. На снимке показаны рамки с инструментами, вынутые из ящика. На нижней рамке фигурируют: ключ для колес, молоток, коловорот, домкрат, масленка, отвертка, клещи и ключ рт ввинчивания свеч. Это инструменты первом необходимости, они должны быть постоянно под рукой и легко извлекаться и укладываться на место. На этом же фото на краю ящика видна вторая рамка, где помещены специальные ключи и инструменты, употребляющиеся реже, рядом помещен масляный насос. Электрическая лампа, помещенная в ящике, ночью освещает его внутренность. На первый взгляд кажется удивительным отсутствие наружных дверец, позволяющих поместить багаж. Для того, чтобы защитить багаж от пыли, воды и грязи и чтобы исключить возможность кражи, багаж помещают в ящик, приподнимая внутреннюю его крышку, служащую одновременно спинкой заднего сиденья. Так как дверцы всех машин для дальних путешествий снабжены замками, то багаж находится в совершенной безопасности. Наружный вид ящика нисколько не нарушает общей линии формы машины.Полный набор необходимых инструментов помещается в верхней части ящика и всегда находится под рукой Рассмотрим способ расположения багажа и инструментов. Сзади помещаются запасные колеса и ящик. Этот ящик расположен так, что служит как бы продолжением машины, не портя ее внешнего вида. Верхняя часть егоА ВТОДОРОВЕЦ ! УЧАСТВУЕШЬ ЛИ ТЫ в СОЗДАНИИ ФОНДА ОБОРОНЫ им. АВТОДОРА ДЛЯ ПОСТРОЙКИ ШЕ СТИ КОЛЕСНЫXМАШИН ? Отчисления пересылайте по адресу; МОСКВА 6, РЕДАКЦИЯ „ЗА РУЛЕМ"I