18
19
20
Проф. Е. А. ЧУДАКОВУСТРОЙСТВОТОБЫ повысить напряжение, получающееся на щетках динамо-машины, проводник В исполняется не в форме одной петли, как это представлено схематически на фиг. 16; на вращающуюся часть динамо, называемую якорем , укрепляется обмотка изАВТОМОБИЛЯНа фиг . 18 представлена схема двух различных способов обмотки электромагнитов, преимущественно применяемых для динамо-машин и электромоторов постоянного тока. На левой схеме провод, идущий от щетки Г, сначала обвивает тело магнита, затем идет к внешней цепи Р и, наконец, назад к щетке Д. Таким образом, в этом случае, по проводу, создающему магнитное поле идет весь электрический ток, поступающий во внешнюю цепь. Такая система обмотки называется системой последовательного возбуждения магнитов. На правой схеме фиг. 18 от щетки Г идут два провода: один—во внешнюю цепь, а друг ой — для обмотки магнитов; в этом случае лишь часть электрического тока служит для образования магнитного поля; такая система обмотки называется системой паралл ельного или шунтового возбуждения магнитов. В автомобильной технике употребляются обе системы обмоток. На фиг . 19 представлен разрез через динамомашину „Бош", служащую для освещения и зажигания. Здесь отдельными цифрами обозначены следующие детали: 1) якорь с укрепленной на нем обмоткой; 2) башмаки электромагнита; 3) обмотки электромагнита; 4) коллектор; 5) щетки; 6) специальный регулятор для поддержания постоянства напряжения динамо при переменных ее оборотах. Для возможного уменьшения размера электромагнита здесь принята не подковообразная его форма, а круглая. Схема разреза через такой электромагнит представлена на фиг . 20, где цифры обозначают те же детали, что и на фиг. 19.Зажигание *ЧФиг.Пбольшого числа витков, как это представлено на схеме фиг . 17. Каждый из витков своими концами соединен, во-первых, с соседними витками и, во-вторых, с двумя рядом расположенными пластинками, с которых ток переходит на скользящие по ним щетки Ги Д. Стрелками здесь показано направление движения тока в отдельных витках и во внешней цепи. Все витки справа и слева от вертикальной оси, по которой расположены щетки, соединены последовательно, а потому напряжение на щетках ГиД будет равно сумме напряжений в отдельных витках. Пластинки, к которым крепятся своими концами отдельные витки, располагаются по окружности и образуют так называемый коллектор К, по которому и скользят щетки Гк Д. При том же числе витков, движущихся в магнитном поле, напряжение будет тем выше, чем сильнее магнитное поле; с целью максимального усиления магнитного поля, в котором вращается якорь с обмоткой, для динамо-машин обычно применяются не простые магниты, а электромагниты. Для этой цели вокруг тела магнита обвивается проволока, по которой и пропускается электрический ток.* Продолжение, см. предыдущ. номерКатушки с электромагнитным и механическим прерывателямиЧтобы произвести зажигание рабочей смеси в цилиндре автомобильного двигателя, необхо-Фиг.1818 димо, чтобы между контактами свечи (фиг. 1) проскочила электрическая искра. Так как воздух и рабочая смесь в цилиндрах двигателя представляют значительное сопротивление для прохождения электрического тока, то для получения электрической искры необходимо на контактах свечи иметь очень высокое напряжение, равное около 3—5 тыс. вольт; поэтому такое зажигание носит название зажигания токомвысокогонапряжения . Помимо этого, для стационарных двигателей внутреннего сгорания применяется еще электрическое зажига ни етокомнизкогонапряже ­ н ия — так называемое зажигание „на отрыв". Для автомобильных двигателей этот вид зажигания в настоящее время не применяется, и потому мы его здесь рассматривать не будем. В современных автомобилях зажигание током высокого напряжения осуществляется при помощи двух широко распространенных конструкций: а) динамо и катушка и б) магнето высокого напряжения. В первом случае ток низкого напряжения получается от динамо или аккумулятора, и далее он преобразовывается в ток высокого напряжения >при помощи отдельно расположенной катушки с двумя обмотками. Во втором случае ток высокого напряжения получается сразу от специального электрического прибора — магнето. Почти все американские автомобили имеют первую систему зажигания, как более дешевую; европейские же автомобили в значительной мере употребляют магнето, дающее несколько большую эксплоатационную надежность. Ток низкого напряжения, получаемый от динамо или от аккумулятора, преобразуется в катушке в ток высокого напряжения при помощи электромагн итной индукции, которая была описана в разделе 3-м этой статьи. При этом было установлено, что изменение магнитного поля около проводника вызывает появление в последнем электрического наФиг. 20пряжения. Если число таких проводников взять большим и соединить их последовательно, то напряжения, полученные в отдельных проводниках сложатся, и в результате можно получить весьма высокое суммарное напряжение. На этом принципе и основано действие катушк и, применяемой для электрического зажигания. Схема катушки представлена на фиг. 21. Здесь вокруг сердечника А намотана толстая проволока В, по которой от батареи аккумуляторов В протекает электрический ток. В цепь введен выключатель Е, при помощи которого можно выключать и включать ток. Сверху провода Б на тот же сердечник А намотана тонкая проволока Д, которая имеет очень большое число витков. Толстая проволока Б называется первичной обмоткой, а тонкая Д—вторичной обмоткой. Обе проволоки имеют изоляцию, так что электрический ток протекает по всем ниткам и не может перейти рс одного провода на другой. Если по проводнику Б течет электрический ток, то вся система окружена магнитным полем; пока сила тока остается постоянной, и нтенсивность магнитного поля также сохраняется неизменной, и во вторичной цепи эле ктрическое напряжение не индуц ируется . Если же при помощи выключателя Е ток в первичной обмотке разомкнуть, то вместе с исчезновением магнитного поля во вторичной обмотке Д появится электрическое напряжение; при этом оно будет тем выше, чем быстрее исчезает магнитное поле и чем больше витков имеет вторичная обмотка. Для получения наиболее быстрого исчезновения магнитного поля, необходимо возможно резче прервать ток в первичной обмотке; для этой цели служат специальные „прерыватели", которые по своей конструкции разделяются на два типа: электромагнитные и механические. Для получения возможно большого числа витков вторичной обмотки для последней применяется очень тонкая проволока, а самое число витков берется в 100—=-120 раз больше, чем число витков первичной обмотки. Схема катушки с электромагнитным прерывателем представлена на фиг. 22; здесь ток из 19 аккумулятора В по проводу подходит к зажимному винту Г; отсюда по пластинке И ток идет к контакту Е, к винту Ки далее по обмотке Б обратно в аккумулятор. Как только в обмотке Б появился электрический ток, сейчас же сердечник А превращается в сильный электроСхема такого соединения представлена на фиг . 23. Здесь пластина И при помощи короткого провода замкнута на какую-либо металлическую часть автомобиля, например, присоединена к блоку двигателя или к раме. Один из контактов аккумулятора, в данном случае положительный, также присоединен к какойлибо металлической части автомобиля. Работа катушки будет протекать точно так же, как это было описано выше, но при этом ток из аккумулятора к катушке будет проходить через ряд деталей автомобиля, сделанных из металла, которые по значительным своим размерам не представляют почти никакого сопротивления для прохождения тока. Такое использование деталей механизма для прохождения тока и соответственно этому уничтожение одного провода носит название „присоединения на массу". Винт Л" на фи г. 23 должен быть тщательно изолирован от массы, так как в противном случае оба контакта аккумулятора будут включены на массу без всякого сопротивления. При этом катушка не будет работать, а аккумулятор разрушится от слишком сильного тока. Для прекращения действия катушки служит выключатель М, схематически представленный,К Гмагнит, который оттягивает пластинку И вниз, от'единяет контакт Е от винта /С и тем прерывает ток. Если сердечник А сделан из мягкого железа, то его магнитное свойство сейчас же пропадает, как только прекратится ток в обмотке Б; благодаря этому пластинка N вследствие своей упругости вновь приподнимется и присоединит контакт Ек винту К, т.-е. вновь замкнет ток. Появившийся ток снова создаст магнитное действие сердечника А,и все явление начнется сначала. Электрический ток в обмотке Б будет то появляться, то исчезать; сообразно этому будет резко меняться интенсивность магнитного поля около вторичной обмотки Д. и в последней будет индуцироваться электрический ток высокого напряжения. Винт или зажим Г на фи г. 22 не обязательно должен соединяться с аккумулятором В при помощи отдельного провода. Чаще здесь передача тока осуществляется путем присоединения обоих концов провода „на массу".Фиг. 23на фи г. 22 и 23. Передвигая рычажок этого выключателя в то или другое положение, можно или соединить зажим Гс аккумулятором или раз'единить.Проф. Е. А.Продолжение в следующемЧудаковномереП ОДПИСКА НА ЖУРНАЛ „ З А РУЛЕМ" НА 1930 Г. О Б ' Я ВЛЕНА (см. стр. 32)!Каждый член Автодора, чтобы быть в курсе грандиозной работы по автомобилизации и улучшению дорог в СССР, должен быть подписчиком „ З А РУЛЕМ" ОРГАНИЗУЙТЕ СОРЕВНОВАНИЕ МЕЖДУ ЯЧЕЙКАМИ НА НАИБОЛЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО ПОДПИСЧИКОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО АВТОДОРОВСКОГО ЖУРНАЛА!20