16
17
18
ПЕРЕНЕСЕМ в НАШЕ АВТОСТРОЕНИЕЗаготовительныекузницы Форда, занимающей два корпуса площадью в 17.000 кв. м, достаточно говорит выпуск ежедневно 8.С00 коленчатых валов, 8.000 передних осей, 45.000 шатунов и всех других деталей для машины Форда. Эта очень высокая производительность при общем числе работающих в кузнице в 2.000 человек достигается у Форда его типично американскими методами работы под падающими молотами и осадочными машинами, с одного нагрева, в штампах с несколькими ручьями. Коленчатый вал, например, отковывается с одного нагрева, из круглой резаной заОчень оригинальный способ изготовления у Форда „коронготовки, менее чем в одну минуту ной" шестерни. Стальная полоса сгибается в окружность в штампах с тремя ручьями, типа, и сваривается в стык изображенного на стр. 18. Оборудование кузницы состоит из 100 с лишЗ ЗАГОТОВИТЕЛЬНЫХ горячих цехов ним падающих паровых и фрикционных молонаибольшее, пожалуй, участие в изготовлении моделей Форда „А" и „АА" — тов, мощностью от 0,4 до 2,8 т каждый, 80 обрезных прессов, около сотни ковочно-осазанимает кузнечно - ш тамповоч дочных машин и двух гидравлических прессов ныйотдел . Он является самой крупной автопо 1000 m каждый (для ремонтных надобностей). мобильной кузницей Америки и организован на Форд был пионером применения осадочных заводе в Хайланд-Парке. Кузница пропускает машин для изготовления автодеталей, что сбеежедневно более 600 т стали для 100 с лишним регало миллионы долларов. После него все кованых деталей моделей„А"и „АА".О масштабе автозаводы широко пошли по его пути; стоимость изготовления шестерен и других деталей уменьшается в таком случае больше, чем вдвое.ИВ 1927 году на заводе в Ривер-Руже была пущена специальная ковочно - о садочная мастерская, оборудованная исключительно осадочными машинами „Аяксами" и электрическими печами типа „Глобар" с электродами. Вообще, поскольку у Форда наблюдается стремление пользоваться на заводе в Хайланд Парке, в кузнице и других мастерских газовыми печами,— на заводе Фордзон в Ривер-Руже имеется, вероятно, самая большая группа элек ­ трических нагревательных печей. Здесь работает до 150 электрических печей на самых разнообразных операциях — н агреве заготовок для ковки, термической обработке валов, шатунов, шестерен, ладке и термообработке рессорных листов и пр. В некоторых из этих печей, где температура не превосходит 815° С, применяется в качестве сопротивления пихромовый сплав в виде ленты, в других печах, с более высокой температурой, сопротивлением служат желоба из карбидной смеси, заполненные пылевидным углем; остальные печи с сопротивлением типа „Глобар" — электродом, похожим по виду на силико-карбид. Последнего типа печи дают у Форда прекрасные результаты, выстаивая без ремонта по 1.0001.200 часов и даже более. Кроме названной кузницы, в Хайланд-Парке Форд организовал вспомогательную кузницу на заводе Фордзон, куда перенесено производство ряда деталей — кулачковых валиков и прочих.Грандиозный пресс „Блисс" для холодной прессовки крыльев и частей кузова, с производительностью до 500 крыльев в час 16 Инж. А. рк IIРЫБАРЖОПЫТ АМЕРИКИ!рячие цехи у Форда.Успех кузнечно-штамповочного дела у Форда об'ясняется, главным образом, образцово поставленным штамповым хозяйством. Изготовлением штампов у Форда занято до 500 человек, при чем штампы под молоты делаются из хромоникелевой стали, а для „Аякс ов " — из стали хромистой. И в этой области Фордом введены новшества. Так, штампы с небольшим, но фигурным . ручьем получаются во многих случаях у Форда вместо нарезки на специальных станках, путем . запрессовки образцового штампа в нагретую Типичная для Форда холодная штамповка австальную заготовку, а затем небольшой отделки томобильных рам. На снимке — установка проштампа. При таком способе стойкость штампов мывных баков и прессов „Гамильтон" повысилась в Н/2—2 раза, так как волокна металла не перерезаны, как это обычно бывает Десять тысяч человек (или 1.000 на одном со штампами, нарезанными на станке. акре площади) работают здесь на 1.300 специальных прессах Толидо, Блисса и ГамильНекоторые штампы для холодно-прессовой тон, при чем из этого количества рабочих—• работы весят у Форда до 30 т. 1.200 слесарей и механиков заняты исклюX олодн о-п реееов а-я мастерская распочительно надзором за этим оборудованием и ложена на заводе Фордзон рядом с рессорной поддержанием и ковочно- осаего в должном дочной мастервиде. скими и против прокатного отХолодно-прес-J T-sj;;:: №№'! дела, занимая совая богато i waE площадь почти оборудована де' 1 т '£-' '• I в9 акров. О мавятью десятитонсштабе работы ными мостовыми можно судить по электрическими тому, что через кранами и сетью холодно-прессоконвейеров для вую в день проподачи материаходит 1.600 т ла и уборки обтонколистовой резков и отхоВид колесной мастерской Форда, в которой изготовляется стали для изгодов, которых наежедневно 25.000 колес товления частей бирается за кузова, крыльев, баков, картеров, рам и т. п. день до 250 т, идущих непосредственно в деталей. Это количество стали, поступая в преспереплавку. Оборудование этой мастерской совую по одному железнодорожному пути, очень дорогое (наиболее крупный пресс к концу 10-часовой смены того же дня предстоит в Америке 90.000 долларов), и составляет поезд из 92 вагонов, груженых готодержится оно в идеальном порядке. В этой же выми деталями для отправки их в кузовные мастерской у Форда изготовляются рамы прессборочные отделения. совкой их холодным способом на прессахУЁк. • • • • ' •?...ш3? щСамая крупная в мире группа электрических нагревательных печей в ковочно-осадочной мастерской Форда 17 Штампы Форда для коленчатого вала. Штамповка продолжается 50 секунд с одного нагрева в трех ручьях одного штампа Гамильтона из листов 3,5—4 мм толщиной с производительностью 240 комплектов в час, при чем заготовки проходят предварительно ряд промывных баков. И зготовлениеколес , имевшее место прежде ив ХайландПарке и отделении Форда в Гамильтон-Огайо, сосредоточено теперь на последнем заводе. Как известно, для новых моделей Форд изменил конструкцию колеса, которое в модели „А" состоит из 110 стальных частей, преимущественно спицевой проволоки, приваренных электрическим путем к ободу. Ежедневная производительность колес в Гамильтоне—до 25.000 штук, при чем для транспортировки за день 450 тимеются конвейеры, протяжением до 9 км Общий вид колесной мастерской показан на снимке на предыдущей странице. Р ессоры Форд изготовляет также у себя в Ривер-Руже в специальной рессорной, оборудованной очень интересными прессами-барабанами для выгиба листов по радиусу и одновременной закалки их в штампах, установленных по окружности барабана (7 штук). Для нагрева в рессорной установлено 76 электрических печей, снабженных цепными конвейерами. Очень интересны электропечи для нагрева концов коренных рессорных листов для образования ушка. Печи эти установлены попарно, и между ними проходит конвейер так, что оба конца нагреваются одновременно до 1.100° С. Вся сборка колес производится на конвейере. На рессоры у Форда идет хромистая сталь с повышенным содержанием марганца и, несмотря на высказывавшиеся опасения, на практике рессоры из этой стали со специальной термообработкой показали себя очень хорошо. Производительность этой мастерской за две восьмичасовые смены такова: 16.000 передних, 8.000 задних рессор, 2.500 рессор для грузовичков („АА"). р]нж д, РыбаржВид конвейера в рессорной Форда. Закалка и выгиб листа производится одновременно в штампах специального барабанаГЛИЗЯНТИН—СРЕДСТВОПРОТИВ ЗЯМЕРЗЯНИЯ ОХЛЯЖДЕНИЯщийся в продаже содержит от 13 до 16% воды), а главное — лучше предупреждает замерзание. Для понижения точки замерзания до 10° по Цельсию, требуется примесь химически чистого глицерина в размере 30и ок количеству воды, в то время как глизантина.лишь 21%; для понижения точки замерзания до 15° нужно 47 % химически чистого глицерина и лишь 35 % глизантина. Следует отметить, что даже при замерзании раствор воды и глизантина превращается не в твердый лед, а в мягкую кашеобразную массу, которая к тому же не увеличивается в об'еме так сильно, как вода при превращении в лед (что, как известно, часто вызывает разрывы и поломки в радиаторах). Кроме того, глизантин имеет свойство растворять осаждающийся из воды котельный камень. Л. В.ЛЯ понижения температуры замерзания воды применяются различные примеси: соли, алкоголь, глицерин и т. п. Но соли имеют ту неприятную сторону, что образуют осадки, которые вредно действуют на металлические части, а алкоголь слишком быстро улетучивается при нагревании. Глицерин имеет преимущество перед ними. Он не действует химически на металлы, не улетучивается и поэтому предпочтительно употребляется для предупреждения замерзания воды. Но в настоящее время химическая промышленность в Германии изготовляет (из этилогликоля) новое, более действительное средство против замерзания воды, названное „глизантином". Подобно глицерину, глизантин не улетучивается при нагревании и химически нейтрален по отношению к металлам. При этом он дешевле чистого глицерина (глицерин, им'ею-Д18