24
25
РЕМОНТСтатьям. дьяков МОТОЦИКЛЯ10 ( о кончание )НеисправностиОРМОЗ — один из главнейших механизмов машины. Но тормоза вовсе не должны составлять предмет широкого пользования. Наоборот квалификация ездока тем выше, чем реже он прибегает к тормозу. Все инструкции заграничных фирм говорят, что мотоциклист должен научиться рассчитывать расстояние и скорости и уменьшать ход мотоцикла при приближении к препятствию исключительно уменьшением газа или поднятием декомпрессорного рычага. Тормоз необходим, но пользоваться им надо как можно реже. Техника торможения основана на плавности. Мгновенная остановка от сильного и быстрого нажатия на рычаг или по причине неотрегулированности тормозного механизма, разрушающе действуют на мотор и вредно отзывается на колесах и цепной передаче. Резкое торможение может допускаться только в крайних случаях. На современных мотоциклах всегда устанавливаются два независимых тормоза — на переднее и заднее колесо. Правда, имеются некоторые экспериментальные конструкции, у которых оба тормоза работают от одной педали (мотоцикл „Неандр" и гидравлические тормоза „ЯскоттПуллин"). Торможение только переднего или только заднего колеса отнюдь не должно допускаться. Для действия обоими тормозами, пра-тормозовТфигФиг. 1. Три типа тормозов, применяющихсяктика выработала некоторые правила, Напр., на нормальной сухой дороге нажимается сначала задний, а затем передний тормоз, примерно, с одинаковой силой. На скользкой же дороге передний тормоз нажимается гораздо слабее из опасения боковых скольжений машины. На крутых уклонах следует поставить низшую скорость и, закрыв совсем подачу газа, спускаться со включенными сцеплениями, слегка пользуясь при этом, если нужно, тормозами. Торможение двигателем применяется и на ровной дороге в случаях неисправного действия самих тормозов. Тормоза мотоцикла должны во всех случаях работать с полной мощностью. Тормозить можно только при выключенном сцеплении, закрытом газе и позднем зажигании. Следующие положения определяют уход и наблюдение за тормозами, а также устранение их неисправностей: 1. Поверхность тормоза, покрытая какой-либо фрикционной накладкой, должна брать всей своей площадью, с такой силой, чтобы колесо останавливалось сразу от полного нажатия на рычаг или педаль. Проверка производится при поднятых на подставки колесах машины. 2. Тормозные колодки не должны тереться о барабан. Такой дефект может быть следствием неправильной регулировки. Признаками этого явится затрудненное вращение колеса, поднятого на подставку, при сообщении ему легких толчков рукой, и тяжелое движение машины, сопровождаемое ненормальным нагревом тормозного барабана. 3. Педаль или рычаг, управляющие тормозом, должны иметь некоторый свободный ход, в среднем около Змм.Тормозная тяга или трос должны быть отрегулированы на действие с таким зазором. Допущение более значительных зазоров (более */i хода педали или рычага) не рекомендуется. Регулировка действия тормозов, работающих через трос от ручного рычага, происходит при изменении длины троса при помощи специальных натяжек или перепайкой троса (см. пред. статьи). Регулировка тормозов на заднее колесо, действующих от на мотоциклах ножной педали такова:рычаг тормозной пеДЭЛИ И СЭМОГО ТОрМОЗа,Фиг. 1, Колодочный тормоз внутреннего действия. Фиг. 2. Колодочный тормоз наружного действия. Фиг. 3. Ленточный тормоз24 соединяющийся при помощи шлинтованных валиков с вилкооб разными наконечниками находящейся между ними тормозной тяги. Наконечники имеют внутри винтовую нарезку и могут перемеФиг. 2. Современные конструкщаться по нации. Ьыемная ось заднею колеви нтова иным на, пои которой колесо удаконцам тяги изляется, не трогая тормозной меняя этим ее системы мотоцикла длину. Положениенаконечников на тяге фиксируется контргайками. Для регулировки следует вынуть шплинт и соединительный валик, отпустить контр гайку и вращать наконечник, чтобы укоротить или удлинить тягу. У некоторых машин (напр. у „Нортон") раз'единять тягу не требуется. В этой системе тяга имеет шестигранную форму. Регулировка достигается только освобождением контр-гайки и вращением самой тяги при помощи специального или разводного ключа. Всякая регулировка тормоза должна быть тщательно проверена на исправность действия механизма. 4. Все рабочие соединения тормозов надо еженедельно смазывать. 5. Фрикционные поверхности тормозов следует оберегать от попадания в них грязи и особенно масла. Замасливание колодок характеризуется ослаблением работы тормозного механизма. Для устранения этой неисправности надо промыть колодки в керосине и тщательно просушить. 6. Если фрикционные накладки тормозов настолько износились, что дальнейшая подтяжка при помощи регулирующих приспособлений становится невозможной обыкновенно прихо-ширины пользуются как образцом накладками снятыми с колодок. После пригонки накладок по* колодкам размечаются и высверливаются в нужных местах отверстия для заклепок и накладки прикрепляются к колодкам. По окончании этой работы края накладок должны быть скошены напильником, чтобы они не помешали колодкам действовать всей своей поверхностью на барабан. 7. Редкой неисправностью является поломка. тормозной колодки. Такая колодка при первой возможности должна быть заменена. Устранение поломок и растяжений в возвратных пружинах тормозного механизма также возможно только путем замены.РамаЗа последнее время трубчатые рамы, почти> исключительно применявшиеся на мотоциклах, стали вытесняться рамами штампованными излистовых материалов.Фиг. 4. Рама мотоцикла„Цюндапп"Неисправности мотоциклетных рам и рам прицепных колясок заключаются в перекосах, прогибах и поломках. Исправление рамы возможнотолько при наличии соответствующего оборудования и приборов для выверки правильности устранения неисправности. Лучше всего отправить раму для ремонта в специальную мастерскую. Перекос или прогиб рамы сопровождается затрудненным управлением и переключениемпередач, потерей машиной равновесия и устойчивости и уменьшением поворотливости. Местная поломка трубчатой рамы устраняется установкой буша (штыря) с последующей пайкой на медь или однородной сваркой. Штампованные рамы ремонтируются наклепкой соединительных планок на поломанное место. Устранение поломок в трубчатой раме должно производиться в мастерской. Если рама лопнула в дороге, то для того, чтобы доехать до места, надокрепко подвязать к лопнувшему месту кусок дерева, предварительно вырезав в нем жолобпо профилю рамы.Фиг. 3. Стандартная трубчатая рама мотоциклов „В- S. А" с наклонно расположенным цилиндром, двойная в нижней опорной части ис мощной распоркой посередине дится заменять накладку на колодке или ленте. Для этого тормозной механизм разбирается, головки заклепок срезаются при помощи острого зубила и накладки снимаются. Если это возможно, старые накладки следует заменять фабричными. При отсутствии их, для пригонки новых накладок соответствующей толщины иБ акиНеисправности бензиновых и масляных баков мотоцикла заключаются исключительно в устранении течи и помятостей. Устранение помятостей производится путем распаивания бака, наружной выправки, при помощи напайки на промятое место проволоки и вытягивания этого места до прежнего положения и, наконец, заплавкой помятых мест с окраской бака. Более своеобразно выправляются баки мотоциклов „Харлей -Давидсон". Эта система имеет бак сборный из двух половинок. Для выправки* 25