13
14
15
Проф. Е. А. ЧУДА КОВУСТРОЙСТВОАЖИГАНИЕ при помощи катушек с электромагнитным прерывателем в современных автомобилях применяется сравнительно редко. Ниже в качестве примера рассмотрена такая система зажигания в выполнении завода Форд на автомобиле старой конструкции — модель Т. На фи г. 27 представлен общий вид установки. Здесь 4 катушки с электромагнитными прерывателями заключены в общую коробку Б; распределитель А помещается на конце кулачкового вала; общий вид распределителя представлен отдельно на фиг . 28. Здесь на конце кулачкового вала М шарнирно укреплен рычажок Л, имеющий на своем конце ролик И; последний, при помощи видимой на фиг. 28 пружинки, все время прижимается к чашке распределителя, замыкая последовательно контакты Б, В, Г иД на массу. Верхний ряд контактов, выходящих из коробки Аи обозначенных на фиг. 27 цифрами 1,2, 3 и 4, соответствует контактам М на фиг. 26; эти контакты соединяются с соответствующими контактами распределителя А при помо щи п роводов, обозначенных теми же цифрамиАВТОМОБИЛЯДва нижних контакта Ки Л, выходящие из коробки Б, служат для подвода к катушкам тока низкого напряжения. К первому контактуЗ ажигание *)ЗО,-ЛФ иг . 28Фиг.1, 2, 3 и 4; последние присоединяются к контактам распределителя А таким образом, что при вращении кулачкового вала двигателя против часовой стрелки (если смотреть спереди) ролик И (фиг. 28) последовательно замыкает на массу провода 1, 2, 4 и 3. Средний ряд контактов, выходящих из коробки А, соответствует контактам Р на фиг. 26. Они соединены со свечами цилиндров в последовательном порядке, т.-е. контакт 1й катушки со свечей 1-го цилиндра, контакт 2-й катушки со свечей 2-го цилиндра, и т. д.*) Продолжение, см. предыдущий номерК присоединен провод от контакта Д динамомашины, расположенной в автомобиле Форда в маховике двигателя; второй же контакт соединяется с аккумулятором. При этом питание током катушек может производиться, конечно, только от одного источника, и при наличии на автомобиле аккумулятора для этой цели служит специальный переключатель, установленный на коробке Б. При помощи этого переключателя с катушками соединяется или динамо или аккумулятор. Контакты КиЛ соединяются внутри коробки с медной длинной пластинкой, к которой и прижимаются контакты Н (фиг. 26) всех 4-х катушек. Динамо-машина, установленная на автомобиле Форд модель Т, имеет своеобразную конструкцию, отличную от тех, которые были представлены на схемах фиг. 17 и 18 ив разрезе на фиг. 19. На фиг. 29 представлены основные детали динамо-машины Форда. На маховике двигателя здесь привернуто 16 дугообразных магнитов, которые при вращении маховика проходят около такого же числа катушек, укрепленных на неподвижной опоре. Последняя установлена в картере двигателя перед маховиком. Благодаря движению магнитного поля около катушек, в последних возникаетток низкого напряжения, который идет от контакта Дк катушкам с электромагнитными прерывателями для преобразования в ток высокого напряжения.8. Зажигание от катушек с механическим . прерывателемСхема установки приборов для зажигания от катушек с механическим прерывателем пред13 Фиг.29ставлена на фиг . 30. Здесь имеется всего одна катушка, первичная обмотка которой соединена одним концом с аккумулятором, а другим — с механическим прерывателем точно так же, как это было представлено на фиг . 24. Наличие нескольких цилиндров в двигателе заставляет ввести дополнительный прибор — распределитель А, который служит для распределения тока высокого напряжения между свечами отдельных цилиндров двигателя. Распределитель Ав своей основной части состоит из кольца, исполненного из непроводника, в котором имеется 4 контакта: Б,В, Г и Д. Ползушка И, установленная на валике Е, при вращении последнего соединяется с этими контактами. Вторичная обмотка катушми, в которой индуцируется ток высокого напряжения, одним своим концом соединена с массой, а другим — с центральным стержнем валика Е, который далее соединен с ползушкой И; сама ползушка Ии центральный стержень валика Е изолированы от массы. Контакты Б, В, Г иД соединены в соответствующем порядке со свечами отдельных цилиндров двигателя.Ф иг . зо 14Когда при помощи механического прерывателя прекращается ток в первичной обмотке катушки, то во вторичной обмотке индуцируется ток высокого напряжения. В этот момент ползушка И должна стоять против одного из кон тактов распределителя А. Ток высокого напряжения из тонкой обмотки идет через ползушку Ии контакт распределителя Ав свечу соответствующего цилиндра; далее он проскакивает в форме искры между контактами свечи, поступает на массу и возвращается во вторичную обмотку через прерыватель, также соединенный с массой. Для получения правильного чередования вспышек в разных цилиндрах, их свечи должны быть присоединены к контактам Б, В, Г иДв должном порядке. На фиг . 30 направление движения валика принято против часовой стрелки, а порядок работы цилиндров взят 1,2,4 и 3; соответствующим образом соединены и контакты распределителя со свечами двигателя. Так как валик распределителя за один свой оборот соединяет вторичную обмотку катушки по одному разу со свечами всех цилиндров, то его один оборот соответствует одной вспышке в каждом цилиндре, т. е. при четырехтактном двигателе соответствует двум оборотам коленчатого вала. Вообще валик распределителя зажигания при четырехтактном двигателе всегда вращается вдвое медленнее коленчатого вала, вне зависимости от числа цилиндров. Валик механического прерывателя Т, имея четыре выступа, за один свой оборот дает 4 перерыва тока в первичной обмотке, т. е. за один свой оборот он дает возможность получения по одной вспышке в каждом цилиндре. Таким образом, при наличии на валике Т четырех кулачков, этот валик должен делать то же число оборотов, что и валик распределителя, т. е. вдвое меньше коленчатого вала. Это дает возможность установить оба при-бора на одном валике и упрощает привод к приборам зажигания. Правильность протекания рабочего процесса требует воспламенения рабочей смеси в определенный момент рабочего процесса. Момент проскакивания искры в свече при механическом прерывателе определяется моментом разрыва тока, т.-е. моментом набегания кулачка валика Т на выступ П рычажка прерывателя (ф и г. 30). Для получения возможности установки точного момента разрыва первичного тока, а также для возм ожности изменения опережения зажи гания в соответствии с рабочим режимом двигателя, конструкция меха ни ческого прерыва- теля обычно исполняется такой, что рычажек прерывателя вместе с выступом П может повертываться относительно валика прерывателя Т. Установка приборов зажигания при помощи катушки с механическим прерывателем производится следующим образом: 1. Поставить поршень первого цилиндра в верхней мертвой точке, соответствующей концу хода сжатия. 2. Поставить прерыватель на самое позднее зажигание. В этот момент прерыватель должен начать размыкание тока. Если в действительности валик Рс кулачками не начинает размыкания, то его следует несколько повернуть и закрепить в должном положении при помощи зажимного приспособления. В момент разрыва тока прерывателем ползушка И распределителя тока высокого напряжения должна стоять против одного из контактов. После того как прерыватель и распределитель установлены правильно, следует произвести следующее: 3. Соединить проводом высокого напряжения свечу первого цилиндра с тем контактом распределителя, против которого стоит ползушка И. 4. Остальные провода высокого напряжения присоединить к контактам распределителя и свечам в соответствии с направлением вращения валика распределителя и порядком работы цилиндров двигателя. В современных автомобильных двигателях катушки с механическим прерывателем приме-няются для зажигания значительно чаще, чем катушки с электромагнитным прерывателем. Основным преимуществом механического прерывателя по сравнению с электромагнитным является его большая надежность в работе и более точное получение нужного момента появления искры в свече. При набегании ползушки Ив распределитель тока низкого напряжения (фиг. 26), возникающий здесь ток обычно несколько обжигает изоляционный материал около самого контакта. В соответствии с этим, здесь не будет достаточно точно сохранено одинаковое опережение зажигания в разных цилиндрах. Это явление отсутствует при механическом прерывателе. Наконец, при механическом прерывателе практически всегда употребляется только одна катушка, в то время как при электромагнитном прерывателе обычно устанавливается 4 катушки. Единственное преимущество электромагнитного прерывателя по сравнению с механическим заключается в том, что первый дает ^в свече большее количество искр, чем второй. При механическом прерывателе в свече получается одна искра, при зажигании же от катушек с электромагнитным прерывателем искры в свече следуют очень быстро одна за другой в течение всего времени, пока ползушка И (фиг. 26) соединяется с соответствующими контактами распределителя. Благодаря этому, здесь ' обеспечивается более интенсивный подогрев смеси и несколько улучшается ее воспламене-Проф. Е. А. ЧудаковОкончание в следующем годуГРЕЛКЯ для РЯДИЯТОР^нашем чертеже типа уничтожает одно ГАРАЖНАЯ грелка указанного на из главных затруднений зимнего автомобилизма. При помощи подобного прибора машину можно довести до такой температуры, что ее быстро можно будет запустить, не истощая батареи. Такая грелка представляет собой ящик, в котором помещается отр'ажательная электрическая грелка. Над ящиком устроена покрышка, выступающая вперед; она предназначается для направления тепла на радиатор автомобиля. Внутренняя сторона стенок выкладывается асбестом, чтобы сохранить тепло и предохранить дерево от перегрева и коробления. В задней стенке ящика имеется небольшая дверца, прикрепленная на петлях, которая облегчает вынимание электрической грелки. Конец покрышки, входящий в соприкосновение с радиатором, обивается войлоком. Покрышка по своей форме должна походить на радиатор. Подобная грелка служит не только для того, чтобы сохранять мотор в тепле, но может выполнить. роль обычной электрической печурки, согревая тех, кому зимой приходится производить исправления в холодном помещении. На чертеже: 1—грелка в действии; 2—маленькая дверца, навешанная на петлях; 3—электрическая грелка; 4—край покрышки, обитый войлоком; 5 и 6—показывают те размеры, которые зависят от величины применяемой электрической грелки и от типа автомобиля; 7—асбесто-в ХОЛОДНОМГЯРЯЖЕвая обшивка; 8—электрическая грелка; 9—ящик; 10—подпорки. 15