20
21
22
23
Проф. Е. А.ЧУДАКОВУСТРОЙСТВО ЯВТОМОБИЛЯЗажигание *9. Установка динамомашины и аккумулятора на автомобилеРИ ЗЛЖИГЛНИИ от катушки с механическим прерывателем, источником получения тока низкого напряжения служит или аккумулятор или динамомашина. Чаще всего оба эти прибора устанавливаются на автомобиль одновременно; при средних и высоких оборотах двигателя, 'когда динамо дает можно быстро разрядить аккумулятор и попортить динамомашину. Для осуществления этой задачи в провод, идущий от динамомашины. вводится специальный прибор — на фиг. 31 он обозначен буквой Е, — который называется „ р эле " и который допускает течение тока тольководномнаправле ­ н ии , а именно: от динамомашины. Схема устройства одного из типов такого прибора представлена на фиг. 32. Здесь имеется сердечник А, вокруг которого намотана длинная тонкая проволока Д;один конец этой обмотки соединен с положительным полюсом динамомашины, а другой — с массой. Так как отрицательный полюс динамомашины также соединен с массой, то при работающей динамо через тонкую обмотку рэле всегда идет электрический ток. Благодаря этому сердечник А действует как магнит и при достаточно высоких оборотах двигателя (а следовательно и динамо), сила тока в обмотке Д получается достаточной для того, чтобы сердечник А притянул пластинку Ии тем замкнул контакты Еи К. Такой силы ток в тонкой обмотке Д достигает в тот момент, когда напря-П0Ф и г, 31достаточное электрическое напряжение, ток получается от нее. При низких же оборотах двигателя к катушке поступает ток от аккумулятора. При одновременной установке на автомобиле и динамомашины и аккумулятора, первая служит не только для зажигания, но и для зарядки аккумулятора, т. е. при средних и высоких оборотах Двигателя ток из динамомашины идет ик индукционной катушке, и к аккумулятору. Схема такой установки представлена на фиг. 31. Здесь к контакту Н катушки К присоединяется провод от положительных полюсов аккумулятора Ви динамомашины Д.Таким образом, в первичную обмотку катушки может итти ток от этих обоих источников. Остальные схематически представленные на фиг. 31 при боры — те же, что и на фиг. 30: Т—прерыватель, А — распределитель и К—катушка. При одновременном введении в цепь аккумулятора и динамомашины необходимо принять меры к тому, чтобы электрический ток мог итти только от динамомашины к аккумулятору; обратное же течение не должно иметь места. В противном случае, в виду малого электрического сопротивления динамомашины,* Продолжение. См. №№ журнала „За Рулем" за 1929 год.tzSФи г. 32жение на полюсах динамомашины получается выше того напряжения, которое дает полностью заряженный аккумулятор, установленный на автомобиле.20 При замкнутых Контактах ЁиК ток от положительного полюса динамо пойдет по толстой обмотке Би далее через контакты/? и /Си пластинку Ик проводу Г, ведущему к катушке и аккумулятору (ф и г. 31). Согласно схеме, представленной на фиг . 31, этот ток обеспечит зажигание двигателя и будет производить зарядку аккумулятора. Толстая обмотка Б расположена на сердечнике А сверху тонкой обмотки Д таким образом, что идущий по ней от динамомашины ток усиливает магнитное действие сердечника А. Если теперь при уменьшении оборотов двигателя напряжение на полюсах динамомашины упадет ниже того, которое дает акФиг. кумулятор, то по проводу Г потечет К — индукционная катушка. Н—провод33 высокого напряжения. А—расток уже от аккумулятора к дина- пределитель тока высокого напряжения. Р — прерыватель тока низкого напряжения. Ж — с электропроводкой. Б момашине; проходя по толстой Д—динамомашьоа. передний фонарьпровода для освещения и — свечи. И — гудок. сигнала. обмотке в этом направлении,элекЩ—выключатель освещения. 3 Л — — рэле. Г—провод тока низкого напрятрический ток уже не будет усилижения от динамо к катушке. Ц—провод тока низкого напряжения от катушки к прерывателю. ШП — отрицавать действие тока в тонкой обтельный полюс аккумулятора. С стартер. В — аккумулятор. аккумулятора. — положительный полюс мотке, а наоборот, будет действоЕ — провода для сигнального фонаря. Ч—выключатель сигнальното фовать в обратном направлении. наря. Т—коробка с контактами для проводов. М — провода к выключана провода Вследствие этого магнитное дейтелю, помещенному Ф —щитке. Уприбору к амперметру, помещенному на щитке. провода к для осушки стекла ствие сердечника А резко уменьшится; пластинка Е под влиянием своей упругости или под действием специальОтрицательный полюс П аккумулятора В при ной пружинки поднимется и разомкнет конпомощи провода О также соединен с контакттакты Еи К, от'единяя динамомашину от проной коробкой Т, и здесь происходит соединевода Г. После этого в катушку К (фи г. 31) поние проводов динамо и аккумулятора. Полоступает ток из аккумулятора. жительный контакт С аккумулятора включен Таким образом, при помощи рэле достигаетна массу. Благодаря действию прерывателя Р ся автоматическоевключениеи выв катушке К индуцируется ток высокого напряк лючениединамои уничтожается возжения; этот ток по проводу Н подводится к расможность разрядки аккумулятора через динамо- пределителю Аи отсюда поступает к свечам Б. Динамомашина Д, катушка Ки аккумулятор машину. В по своей конструкции соответствуют тем схемам, которые были даны выше для этих механизtO. Зажигание двигателя „Форд" мов. Прерыватель Ри распределитель Ав автомодель „ft" мобиле „Форд" модель „Л" об'единены вместе и приводятся в действие от одного валика. В качестве примера зажигания от катушки Устройство этих приборов схематически предс механическим прерывателем при одновременставлено на фиг . 34. Валик А приводится ной установке на автомобиле и динамомашины в движение от двигателя и делает вдвое меньше и аккумулятора, рассмотрим зажигание автооборотов, чем коленчатый вал. На верхнем мобиля „Форд" модели „Л". конце этого валика при помощи нажимного На фиг . 33 представлена установка основных винта Т укреплена обойма Р, имеющая 4 куприборов электрического оборудования этого лачка, как это видно на нижнем рисунке той автомобиля. Собственно для зажигания служат же фигуры. Для того чтобы соединение полуследующие приборы. чалось достаточно крепким, на нижней кромке Ддинамо-машина. обоймы Р сделана насечка. Благодаря этому, 3 — рэле. при среднем нажатии винта Т, обойма Р не В — аккумулятор. может провертываться относительно валика А, Ккатушка. • и в то же время может быть произведено соеР—прерыватель первичного тока. динение этих деталей в любом их относительА — распределитель вторичного тока. ном положении. Это требуется для того, чтобы (оба прибора помещены на одном валике и можно было получить размыкание тока в долзаключены в одну общую коробку). жный момент рабочего процесса двигателя. Б — свечи. Валик А вращается в корпусе прерывателя Б; Ток из динамомашины Д проходит через здесь же помещается диск В, на котором укрепрэле 3, установленное непосредственно на лен рычажок прерывателя Е; электрический ток корпусе динамо, и идет по проводу Гк коннизкого напряжения, пройдя толстую обмотку тактной коробке Т. Отсюда, пройдя предварикатушки при помощи провода Ц, подводится тельно через выключатель и амперметр, он к контакту на корпусе Б; отсюда он поступает поступает в первичную обмотку катушки К. к рычажку прерывателя Е, который изолирован При помощи провода Ц другой конец первичот диска Ви который через посредство конной обмотки катушки соединяется с прерыватактов ИкЛ замыкает ток" на массу. При помощи рычажка П диск В может повертываться телем Р. 21 диняется е ней при йбмбщи специальнвго вьь ступа; таким образом, чашка Уустанавливается всегда в определенном положении по отношению к кулачковой обойме Ри вращается с последней как одно целое. Зазор между пластинкой Ои контактами С не превосходит V» мм. При данной конструкции ток высокого напряжения проскакивает через воздушный промежуток не только в свече, но ив распределителе. Это обстоятельство не только не ухудшает работы свечи, а, как показал опыт, даже несколько улучшает ее. Контакты С помещены в обойме Я, сделанной из эбонита. Сверху из этой детали выходят 4 штифта, которые при помощи гибких пластинок соединяются со свечами двигателя. Обойма Я надевается на корпус прерывателя Б, накрывается крышкой Жи далее вся система скрепляется двумя боковыми пружинками — защелками. Вид сверху на обойму Яи на прерыватель автомобиля „Форд" модель ,.Л" представлен на фиг . 35. Здесь крышка Жи чашка У сняты. Отдельные детали прерывателя обозначены теми же буквами, что $ на фиг . 34. Цифрами 1, 2, 3, 4 обозначены провода высокого напряжения, залитые в обойме"/?' и подводящие ток к свечам 1, 2, 3 и 4-го цилиндров. Зазор между контактами прерывателей Ин Л должен быть около 0,5 мм; эта величина уста-Ф иг. 34по отношению к корпусу Б, чем достигается изменение опережения зажигания. .Пружина Г прижимает рычажок Еи замыкает контакты Ии Л. Когда кулачки обоймы Р набегают на фибровый выступ Д рычажка Е, то контакты ИиЛ размыкаются, происходит резкий обрыв первичного тока, и во вторичной обмотке катушки К (фиг. 33)индуцируется ток высокого напряжения. Для того чтобы уменьшить влияние экстратока и тем уменьшить искрение между контак-, тами \# и Лв момент их размыкания, в систему параллельно разрыву тока включен . конденсатор Ш. Ток высокого напряжения при помощи провода Н (фиг. 34) подводитя от катушки К. к отверстию в крышке Ж распределителя; при помощи щетки 3и пружинки М он поступаетФиг.35на пластинку О, с которой и проскакивает в форме искры на контакты С, ведущие к свечам отдельных цилиндров двигателя. Пружинка Ми пластинка О укреплены на чашке У, которая надета на обойме Ри сое22Ф и г. 36 А — болт для установки поршня первого цилиндра в мертвой точке. Б—прокладка между блоком и картером. В — коленчатый вал. Гболт для укрепления динамомашины. Дкаотер. Екожух для маховика. Ж —шкив для привода вентилятора и динамо. 3 — ремень для привода вентилятора и динамо. И — динамо. Л — шкив динамо. /7рэле. У—отверстие для заливки масла. С — вентилятор. IfО свеча. Чкрышка распределителя тока высокого напряжения. Шпровод к свечам. Э — головка цилиндров. Ю — прокладка между головкой и блоком. Я—крышка распределительных шестерен /—K<VWyHi';.,. Ф и г. 37 Буквы на фигуреобозначаютследующиеприборы : А — Распределитель, В—Свечи, В — Аккумулятор, Г — Контрольная лампочка, Д — Динамо, Е — Стоп-сигнал и задний фонарь, Ж—Фары, 3 — Рэле, И — Гудок, iC—Индукционная катушка, Л—Выключатель стоп-сигнала, М—Выключатель освещения, Н—Выключатель зажигания, Я—Контакт сигнала, РПрерыватель, Т—Распределительная коробка, У — Амперметр, ЧОчиститель стекла, Ш — Стартер. Цифры На фигуре Обозначают провода следующих иветОв: 1—Черный с желтым, 2—Черный с зеленым, 3—Черный с красным, 4—Голубой с желтым, 5—Желтый, 6—Желтый с черным, 7—Зеленый, 8—Черный, 9—Черный с голубым, 10—Красный.навливается при помощи поворота винта Ли проверяется специальным калибром. При установке зажигания на автомобильном двигателе необходимо бывает поставить поршень первого цилиндра в верхней мертвой точке, соответствующей концу хода сжатия; для этой цели в двигателе „Форд Л" имеется специальное приспособление. На фиг . 36 представлен общий вид этого двигателя спереди. В крышке распределителя здесь ввернут специальный штифт А. Вывернув этот штифт, следует вставить его другим концом в отверстие и, слегка нажимая на находящуюся здесь распределительную шестерню, медленно провертывать двигатель за рукояткой до тех пор, пока штифт А не войдет в углубление, имеющееся в распределительной шестерне. Этот момент соответствует мертвой точке в первом цилиндре двигателя в конце хода сжатия. Когда таким образом получено требуемое положение коленчатого вала, установка зажигания может быть произведена следующим порядком (см. .ф и г. 34): 1. Освободив защелкивающие пружины, снять крышку Жи чашку У. 2. При помощи рычажка П поставить прерыватель на позднее зажигание.3. Освободить зажимный винт Т настолько, чтобы можно было повернуть обойму Р по отношению к валику А. 4. Вновь надеть чашку Уи провернуть ее вместе с обоймой Рдо тех пор, пока пластинка О не встанет против контакта С первого цилиндра. 5. Вновь снять чашку Уи повернуть обойму Р против часовой стрелки до тех пор, пока кулачок этой обоймы через посредство рычажка Е не начнет размыкать контакты Ии Л. 6. Завернуть винт Т при указанном выше положении обоймы Р. 7. Вновь надеть чашку Уи крышку Жи защелкнуть стяжные пружины. 8. Вынуть установленный штифт А (ф и г. 36) и другим егсо концом завернуть в крышку распределения. | На фи г. 37 представлена полная схема электропроводки автомобиля „Форд Л" с указа-нием как наименования приборов, так и pac-j цветки отдельных проводов. Пользуясь этой схемой, можно установить'; правильно провода как для зажигания, так, и для других приборов электрооборудования автомобиля. •. _ _ . ттПроф. Е. А. ЧудаковПродолжение в следующем номере23