16
17
А. ДУШКЕВИЧЯ ВТОМОБИЛЬ - М ЯЛЮТКЯ „Д ЯР Т" Соедивыдерживают до 40 пробега. ВОЗНИКШИЙ за последнее время квмаленьзаменяются в течение000 км минут, а Они легко ненных Штатах острый, интерес двух стоимостькому дешевому автомобилю вызван стремлением автопромышленности использовать для сбыта абсолютно всё слои населения. Но большинство автомобилей этого типа является уменьшенной копией нормального автомобиля со всеми вытекающими отсюда недостатками. Появление маленького, дешевого автомобиля новой и оригинальной конструкции представляет большой интер ес не только для Америки, но и для нас. Таким автомобилем является автомобиль-малютка „Дарт", что значит по-английски дротик,— так он был назван изобретателем. В свое время мы уже сообщали о появлении этого маленького двухместного автомобиля, весом только 270кг, тогда как мотоцикл „ХарлейДавидсон" с коляской весит около 425 кг, т>е. почти на 40% больше. Автомобиль „Дарт" спроектирован известным американским авиоконструктором Д. Мартином, владельцем авиозавода в Гарден-Сити. Близость изобретателя к авиации отразилась на этом крошечном автомооиле, в основу которого положено конструктивное оформление, взятое из авиационной практики. А втомобиль - м алютка „Дарт" значительно отступает от нормальн ойконструкции . Эти отступления имеют целью упростить и, следовательно, удешевить автомобиль. Основной конструктивной особенностью этого автомобиля явл яется полное отсутствие самостоятельной рамыиосейв обычном смысле слова. Фотографии и рисунки дают некоторое представление о конструкции автомобиля-малютки. Он не имеет, рессор и колеса его подвешиваются непосредственно к кузову при помощи резиновых шнуровых амортизаторов, по типу применяемых для подвески колеС аэропланов. В Такая подвеска позволяет каждому колесу самостоятельно реагировать на неровности пути и уменьшает не „подрессоренные" массы до минимума. Это обеспечивает чрезвычайную мягкость подвески. РезиноДеталь колеса автомобиля, вые амортизамонтированная резиновым торы отлично авиационным амортизатором 16 их очень низка. Подвеска передних колес выполнена очень любопытно (см. рис). На концах стальной трубы А, служащей одновременноОбщий вид автомобиля,Дарт"поперечиной кузова и передней точкой опоры для мотора, насажена вилка В. При встрече колесом препятствия, поворотная осевая шейка может скользить по вертикальному шпинделю закрепленному в вилке. Шпиндель закрыт специальным кожаным чехлом С, предохраняющим соединение от пыли и грязи. Поворотная осевая шейка и вилка снабжены специальными отростками и связаны шнуровым резиновым амортизатором Д. Таким образом, толчки, получаемые колесом от неровностей дороги, вызывают его вертикальное перемещение, воспринимаясь и поглощаясь растягивающимся при этом амортизатором. После прохождения колесом препятствия, амортизатор, сжимаясь, ставит его в нормальное положение Управление автомобилем осуществляется при помощи нормального рулевого механизма. Передача движущей силы мотора производится посредством обыкновенного карданного вала и диференциала. Картер диференциала жестко укреплен на нижней части кузова. Полуоси соединены с диференциалом гибкими резиновыми дисками Харди Д; аналогичные диски имеются в ступицах колес. Задние колеса также подвешены на шнуровых резиновых амортизаторах и могут передвигаться в вертикальной плоскости в специальных направляющих. Здесь мы имем независимую подвеску колес, но без качающихся полуосей. Все четыре колеса—новой ребристой конструкции. Автомобиль-малютка снабжен крохотным четырехцилиндровым мотором с воздушным охлажден ием . Для получения более интенсивного охлаждения, вентилятор и головки цилиндров заключены в специальный кожух, направляющий струю засасываемого вентилятором воздуха непосредственно на цилиндры. Зажигание — от магнето. Дпя самопуска установлен электро-стартер или механический ножной стартер. Подача топлива—самотеком; бензиновый бак расположен под капотом мотора. Коробка скоростей—стандартного типа с качающейся кулисой, имеет три скорости вперед и одну назад. Все движущиеся части, исключая мотора, снабжаются смазкой единственный раз „Дарти в разрезе: А. Мотор с при выпуске с завода,, и вдаль Автомобиль - малютка воздушным охлаждением. В. Вентилятор. С. Ножной механейшем на протяжении всей жизни автомобиля-малютки абсо ­ нический стартер. Д. Диск Харди. Е. Резиновый амортил ютнонетребуютникакой затор. Г. Поперечина кузова, служащая одновременно и передней осью. G. Бензиновый бак. Н. Педали. I. Глушитель. смазки. J. Тормозной барабан. К. Дисковое колесо Закрытый двух-трехместный кузов предоставляет достаточный комфорт пассажирам. л амис прицепной коляской на тяжелых грунАвтомобиль-малютка „Дарт" имеет колесную товых дорогах не только не уступает, но и базу только в 1524 см и ширину колеи превосходитмотоциклы по прохо ­ на 28 см меньше нормальной. Эти незначи ­ д имости , надежности и скорости тельныеразмеры автомобиля чрезвы ­ д вижения . Расход горючего составляет тольч айноповышают его проходимость . ко 4,75 л на 1000 км, т.-е. почти вдвое меньше, чем у автомобиля „НАМИ 1". К конструктивным недостаткам автомобиля-малютки можно отнести наличие диференциала, отсутствие которого на таком крошечном и легком автомобиле дало бы значительное конструктивное упрощение и еще большее удешевление. В то же время оно чрезвычайно улучшило бы проходимость автомобиля по грязным грунтовым дорогам. Созданная в Америке автомобильная компания намеревается продавать этот маленький автомобиль по цене около 400 руб. (200 доллар.), включая большой, непропускающий сырости ящик, который может служить гаражом для автомобиля, В настоящее время массового производства этих маленьких автомобилей еще нет; построено лишь несколько экспериментальных машин. Компания обещает, однако, начать массовый выпуск автомобилей уже в этом году. Можно с уверенностью сказать, что автомобиль-малютка „Дарт" позволит снабдить машиВид одной из зкспериментальных моделей авной большинство населения Соединенных томобиля-малютки с поднятым канатом; покоШтатов. ван мотор с удаленным кожухом; видны вентилятор и головки цилиндров Проблема малого автомобиля является вопросом чрезвычайной важности для автомобилиН аиспытаниях автомоль-малютка „дерзации СССР. Полный охват автомобилизацией жал дорогу" на скорости около 96 км в час и широких рабоче-крестьянских масс возможен по плавности хода не уступал большим и тялишь при условии создания легкого, маложелым автомобилям. литражного, экономичного и дешевого автоПри езде по неровному вспаханному полю, мобиля. отмечено отсутствие изнуряющей тряски, котоИндустриализация страны требует неотложрая обычно, при тех же условиях, сопровождает ного разрешения этого вопроса. Мы должны автомобили, подвешенные на обыкновенных создать свой советский автомобиль-малютку и рессорах, тем самым ускорить темп автомобилизации. А втомобиль - м алютка при сравниА. Душкевич тельных испытаниях с мотоцикОТ редакция: Статья т. Душкееича может служить техническим дополнением к дискуссии „Нужна ли нам мотоциклетная промышленность", помещенной в № 5 журнала „За Рулем". Мотоцикл хорошо известен широким массам трудящихся, статья же т. Душкееича дает представление о будущем его конкуренте, мало известном дате на западе — „автомобиле малютке". 17