•^Efl^f'riS». Г* ''.•r^Wk:^аш!Моторизация английской армии. Тягач с противотанковой пушкой на неровной местностиБ. ИОНОВКРЯСНЯЯ ЯРМИЯ должна быть МОТОРИЗОВЯНЯСПОЛЬЗОВАНИЕ тяговой силы механического двигателя длявоенныхце ­ лей является предметом широчайшей дискуссии и опытных поверок почти во всех армиях мира. Е щевпериодвойны 1914—18гг. м еханический двигатель получилобщеепризнание . Опыт использования механического двигателя в последней империалистической войне, бурный рост автопромышленности и наличного автотранспорта в послевоенные годы стали причинами широкой постановки вопросов моторизации и механизации армии. Под моторизацией принято понимать замену в военном транспорте лошади механическим двигателем внутреннего сгорания. M eханизация армии — это нераздельное соединение моторного транспорта с оружием боятанком, автобронемашиной, самоходной артиллерией. В ытеснениелошадимоторомв транспортной военной службе обусловливается следующими сравнительными преимуществами мотора: 1. Неуязвимость от газов. 2. Большая величина переходов и скорости движения. 3. Меньший штат людей для обслуживания. 4. Возможность движения на поле боя (при бронировании). 5. Длительность усилия (выносливость). 6. Экономичность питания по весу, об'ему, цене. 7. Лучшая маскированность. 8. Неуязвимость от всех видов огня. 9. Проходимость по дорогам и бездорожью. 10. Боевая устойчивость (подверженность страху, впечатлительность). 11. Лучшее управление движением. 12. Независимость от данных погоды. 13. Большая грузопод'емность Правда, лошадь имеет свои преимущества: 1. Гибкость передвижения по пересеченной местности и сознательность усилия (напр., чтобы вытащить повозку). 2. Беззвучность передвижения. 3. Взаимозаменяемость средств передвижения и наличие большого резерва (напр.. лошадей для орудий выпрягать из зарядных ящиков). 4. Возможность движения вместе с пехотой (одинаковая скорость!. Многие из преимуществ мотора перед лошадью сохраняют силу ив мирной жизни. Автомобиль и трактор в войну 1914 г. были использованы дляИподвоза продовольствия, огнеприпасов и другого боевого имущества, для перевозки целых воинских соединений, включая и дивизии, а также для перевозки легкой (75 мм) полевой артиллерии. С ейчаспредположеноввести цел икоммоторизированныеи механ изированные войсковые соединен ия , т.-е. части со своим штатным автотранспортом, могущим перевозить всю часть, богато насыщенную танками, бронемашинами, самоходной артиллерией (бронированной и небронированной) и мотоциклами. У спехне одной операции армий Антанты (особенно Верденской) б ылобязанмото ­ р изированномутранспорту . Французский исследователь и военный историк генерал Камон, в итоге изучения Марнского сражения приходит к выводу, что поражение немцев об'ясняется главным образом недостатком автомобильного транспорта . О масштабе использования в войне 1914 г. авютранспорта можно судить по его наличию в конце войны. В американской армии — 40 000 машин, английской—45000, французской — 95 000, германской70000, русской—31 213 автомашин и 13.000 мотоциклов. Чрезвычайно сильный рост автотранспорта за последние десять лет, широчайшее внедрение автомобиля в мирный обиход открывают новые возможности в моторизации армии. В данное время конструктивно удалось (гусеничным ходом и пневматической многоколесностью — 3 и 4-осных автомобилей) разрешить вопрос о более повышенной проходимости автомобиля в сравнении с конской тягой. Многоколесные автомобили, уступая гусеничным в способности преодолевания тяжелого профиля пути, значительно превосходят их по скорости движения. На маневрах англо-индийской армии в 1928 г. на северо-западной границе Индии, современные шестиколесные грузовики безотказно проходили по непреодолимым для конского10