П МакарьеьБудущий комсостав социалистического земледелия должен знать машину?СТЯТЬЯ т. В. Ф. Дмитриева „Явтомобиль и студенчество" (№ 1 „За Рулем") вызвала живейший интерес у читателей и поставила на очередь давно назревший вопрос о скорейшей ликвидации автотракторной и дорожной неграмотности среди вузовцев и связанном с этим коренным изменением системы снабжения вузов учебными машинами. Как правило, в вузы попадают машины или „допотопного"' происхождения, или сравнитель-Летом прошлого года большинство студентов. старших курсов разных факультетов быломобилизовано на уборочные работы в совхозы Зернотреста, в частности в совхоз „Гигант",. который, как известно, оборудован новейшими машинами и орудиями. Тут-то и сказалась вся несостоятельность прежних взглядов многих. учреждений и организаций на снабжение вузов учебными пособиями и машинами. В ысшая "школа оказаласьв хвосте производства ^ Все мобилизованные студенты, через. несколько месяцев. кончающие академию,. только понаслышке знают, что такое: комбайн и лишь погазетам имеют представление о тракторах „ К атерпилле p"v „Хольт", „Клетрак" » др. 2. На факультете сельскохозяйствен ной механики той же академии существует отделение механизации,. готовящее инженеровмеханизаторов сельского хозяйства. Па учебной программе они должны знать ав ­ тотракторное и дорожное дело. Будутли они знать его — судите сами. Для изучения соответствующих дисциплин нет лабораторий,, кабинетов, гаражей, ни одной машины, HI* гроша денег. Есть только студенты, преподаватели и аудитории. Но пройти программу и „обучить" студенФото СФридлянда тов нужно. Что делать? Машинно-испытательная станция академии, вышла из положения, договорившись с коллективом Явтодора академии, что он каждую. неделю будет давать на сутки свой единственный автомобиль. Для администрации это было выходом, но для; студентов... Прежде всего, автодоровская машина „Рено"—выпуска 1910 г.; на ней студенты день ездят, а неделю возят на себе; к тому жеона обслуживает еще 400 курсантов-автодоровцев. Вдобавок студенты прекрасно знают, что. в совхозах, куда они поедут на работу по окончании вузов, „Фиатов", „Рено" и подобного „барахла" выпуска 1910 г. уже не будет, а будут„Форды" 1929 г. Это и заставило студентов просить преподавателя автодела—инж. Корнеева. 21но новой системы, но в конец изношенные, без многих частей, так что учиться на них никак нельзя. Если же в вуз попадает новая машина, то администрация всячески охраняет ее от студенческой любознательно ста, чтобы ее не запачкали, не поцарапа ли и т. д.—такие машины присылаются на очень короткий срок для испытания , а не для учебы. Почему жетак скверно поставлено в вузах это вело? Потому что источником, поставляющим машины вузам, служит неп осредственно произ в'о дств о. Производству невыгодно Отдать новую машину. По мнению каждого хозяйственника, прежде чем отдать машину для учебных целей, нужно вернуть затраченную на нее стоимость — попросту говоря, сработать ее до конца, а затем уже передать вузу. Тракторные курсы Верна ли эта точка зрения? Не только не верна, но и ничем не оправдывается. Если до сих пор вузы придерживались распространенного правила „бери, что дают", то теперь, когда мы „ставим страну на колеса", это правило вредно. Примеров, вскрывающих всю вредность такой постановки, можно привести много. Мы ограничимся двумя, характерными почти для всех вузов. 1. Самая старая и лучшая сельскохозяйственная школа в СССР—Тимирязевская сельскохозяйственная академия. Казалось бы, что академия должна быть руководящей в изучении и применении в производстве новейшей техники, новейших машин и орудий. На самом деле не трудно убедиться, что это далеко не так.