24
25
26
. Ё- А. Чудак<УСТРОЙСТВО1. Необходимость охлаждения цилиндров двигателяА ВТОМОБИЛЯОхлаждение автомобильного двигателя*воздуху, цилиндры двигателя с воздушным охлаждением имеют специальные ребра, которые увеличивают поверхность соприкосновения с РИ протекании рабочего процесса за время воздухом. На фи г. 1 представлен общий вид двигателя сгорания и расширения газа внутри цилиндров автомобильного двигателя НАМИ 1. Здесь два цилиндра расположены под имеет место очень высокая температура. углом, а впереди помещен один вентилятор, В момент сгорания эта температура достигает который обдувает сразу оба цилиндра. На цисвыше 2000° Ц. Такой горячий газ, соприкалиндрах имеются ребра, расположенные персаясь со стенками цилиндров, естественно мопендикулярно к оси цилиндра; поток воздуха, жет перегреть последние, что в свою очередь получающийся от вентилятора, проходит между должно вызвать как порчу имеющейся здесь этими ребрами и отнимает тепло, поступающее смззки, так и ослабление материала, из коток ребрам от стенки цилиндра. Аналогичная конструкция двигателя рого исполнены сами с воздушным охлаждецилиндры;в результате ,л нием была представлетакого перегрева дол/г на на фиг. 31, статьи жно получиться заеда3-й „Устройство автоние поршней в цилинмобиля". драх и разрушение При большом числе двигателя. цилиндров с воздушДля избежания переным охлаждением, погрева цилиндра, последние обычно распоследний должен искуслагактс! в один ряд. ственно охлаждаться. О бдув совершается В настоящее время для при помощи одного автомобильных двигавентилятора и особым телей применяются 2 образом расположенсистемы охлаждения: ного кожуха, который воздушнаяи воподводит воздух к охд яная . Кроме того, лаждающим ребрамв отдельных случаях цилиндров ив конупотребляются масляструктивном отношеное и паровое охлании бывает весьма ждения. В первом слуразнообразным. чае система охлаждеВ статье 3-й на фиг. ния полностью напоми32 и 33 был представнает водяное, но вмелен общий вид двигасто воды циркулирует теля и отдельно цимасло. Во втором же линдра автомобиля случае температура охФранклин. В этом двилаждающей воды подгателе вентилятор раснимается в двигателе полагается спереди и настолько, что последнагнетает воздух в коняя успевает выкипеть жух, покрывающий гоза время прохождения ловки цилиндров. Охчерез двигатель. Одналаждающие ребра цико, эти две последние линдров исполнены системы охлаждения особым образом при еще не получилиШи г. 1 помощи заливки гнусколько-нибудь широтых пластинок в стенкого практического • применения и потому в настоящем кратком ке цилиндров, как это представлено на фиг. 33. Таким образом, воздух, нагнетаемый вентиляобзоре они рассмотрены не будут. тором, проходит мимо стенок цилиндров сверху 2. Воздушное охлаждение двигателя вниз, отнимая от них тепло. В последнем выпуске автомобиля той же Воздушное, охлаждение цилиндров автомобильного двигателя осуществляется при помощи марки, конструкция цилиндров изменена к реобдува их струей воздуха, получающейся или бра выполнены нормальным образом по приот специально установленного для этой цели меру фиг. 1, т.-е. перпендикулярно к оси цивентилятора, или от движения автомобиля. Для линдров. Своеобразное расположение охлаждающих более интенсивной отдачи тепла окружающему ребер исполнено в двигателе автомобиля Сара, общий вид которого представлен на фиг. 2. * Продолжение, см. Иг 9.П24 выше в ст. 3 при описании конструкции цилиндров автомобильного двигателя. На фи г. 4 настоящей статьи представлена общая схема действия водяного охлаждения и расположения основных приборов. При помощи водяного насоса Ш, вода нагнетается во внутрь водяной рубашки Фи проходит мимо цилиндров, отнимая от них тепло и охлаждая их; далее вода по трубе Е поступает в радиатор У, проходит по нему сверху вниз, отдавая в это время тепло воздуху и охлаждаясь; затем через трубу Р вода вновь поступает в водяной насос Ши т. д. Вода, проходя через рубашку мимо цилиндров двигателя и отнимая тепло, сама нагревается. Радиатор У служит для отнятия этого тепла от воды, что и осуществляется при по-' мощи большой поверхности охлаждения у этого прибора. Тепло от воды здесь отдается окружающему воздуху через посредство ребристой Фиг. поверхности радиатора. Для того чтобы эта отдача тепла производилась наиболее интенЗдесь вентилятор М также расположен впереди сивно, через радиатор просасывается воздух двигателя и нагнетает воздух в кожух В, устапри помощи вентилятора Ц. Радиатор У располагается обычно впереди автомобиля и блановленный поверх всех цилиндров. На фи г. 3 представлен отдельно общий годаря этому поток воздуха, проходящий через вид цилиндра этого двигателя; охлаждающие него, создается не только за счет вентилятора, ребра здесь расположены вертикально. Таким но также и за счет движения автомобиля. Циркуляция воды при водяном охлаждении, образом воздух, нагнетаемый вентилятором, представленном на фиг. 4, осуществляется при идя сверху вниз, проходит мимо этих ребер и помощи водяного насоса Ш. Поэтому такая сиотнимает от них тепло. Форма охлаждающих ребер и их расположестема охлаждения называется охлаждением ние оказывают весьма большое влияние на снасосом ; кроме того имеет значительное интенсивность охлаждения цилиндров. Длина распространение водяное охлаждение без приохлаждающих ребер и расстояние их между менения водяного цасоса или так называемое собой не могут быть взяты произвольно; для термосифонноёохлаждение . Схема определенной интенсивности потока охлаждаюдействия такого охлаждения представлена на щего воздуха есть некоторое, наиболее рациофиг. 5. Здесь циркуляция воды около стенок нальное расположение и форма ребер. Если цилиндров и через радиатор осуществляется число ребер взято чрезвычайно большое, то под влиянием разности удельного веса горячей хотя охлаждающая их поверхность увеличится, и холодной воды. Так как в рубашке двигано проникновение воздуха между ребрами теля Ф вода горячее, чем в радиаторе У, и так ухудшится и соответственно может уменьшиться как вся система воды, • при помощи верхней отдача тепла. Одинаковое действие оказывает трубы Еи нижней трубы Р, соединяется в один и излишняя длина охлаждающих ребер; затрудсосуд, то более горячая и легкая вода в руняя проход охлаждающего воздуха к внутренбашке двигателя стремится подняться вверх, ним, более горячим частям ребер, большая их а более холодная водлина может оказать даже ухудшающее дейда в радиаторе стрествие. Охлаждающие ребра должны иметь пламится опуститься вный переход к стенке цилиндра, так как при вниз. Таким образом этом условии обеспечивается хорошая передача и создается круговая тепла от цилиндра к ребрам и от основания циркуляция воды. ребер к концам последних. Термосифонное охНаконец, отдача тепла от охлаждающих релаждение, в виду отбер в воздух зависит от состояния поверхности сутствия водяного наребер. Загрязнение их значительно уменьшает соса, представляет эту отдачу. В соответствии с этим необходимо некоторое преимущерегулярно очищать пространство между охластво перед насосной ждающими ребрами от могущей здесь скосистемой в смысле большей простоты питься пыли и грязи. конструкции. Однако, в 3. Водяное охлаждение двигателя сяэтой системе имеюти серьезные недоВодяное охлаждение автомобильного двигастатки. Во - первых, теля осуществляется при пэмощи устройства для получения хороу цилиндров двойной стенк-i и пропуска охшего потока воды лаждающей воды через полученное таким обо коло цилиндров, под влиянием лишь разом пространство. Общий кожух, окружающий цилиндр и заразности температур, ключающий в себе охлаждающую воду, назынеобходимо все про вается водянойрубашкой . Описание ходы для воды в двифиг 8 цилиндров с водяным охлаждением было дано гателе сделать боль-^ Ф.и>г. 4шими. Это увеличивает вес самого двигателя и помещающейся в нем воды Во-вторых, даже при хороших проходах для воды, скорость движения последней не получается такой же, как при насосе, а, следовательно, и интенсивность охлаждения получается несколько слабее. В-третьих, при термосифонном охлаждении, в случае небольшой утечки воды или при движении в гору, циркуляция воды может быть легко нарушена. Обращаясь к фиг. 5 представим себе, что уровень воды! снизился настолько, что кромка М трубопровода Е выступает из воды. В этом случае очевидно циркуляции воды уже не будет и должно иметь место кипение воды, т.-е. радиатор при термосифонном охлаждении всегда имеет большую склонность к кипению, чем при насосном охлаждении. Подвод воды из радиатора.к блоку двигателя обычно осуществляетсяв самую низшую точку водянойрубашки, как это и представлено на фиг.4и 5.Однако, в последнее время значительное распространение начинает получать конструкция двигателя с подводом воды при помощи насоса непосредственно к головке цилиндра. В этом случае только головки цилиндров имеют насосное охлаждение, стенки же цилиндров охлаждаются при помощи перетекания воды под влияниемразности температур, т.е. имеют термосифонное охлаждение. При замерзании вода расширяется и может порвать блоки цилиндров и попортить радиатор. Поэтому при оставлении двигателя с водяным охлаждением на морозе на длительное время, в случаях если система не залита неза мерзающей жидкостью или если температура воды не поддерживается достаточно высокой при помощи работы двигателя, вода должна быть слита во избежание замерзания. Для спуска воды служит специальный краник, выполняемый обычно в низшей части водяной рубашки двигателя или радиатора. Кроме того, часто отдельный второй краник ставится около водяного насоса для спуска воды из последнего. Если по какой либо причине в рубашке ив насосе двигателя вода все же осталась и замерзла, то перед пуском двигателя в ход, необходимо предварительно прогреть радиатор и особенно насос. В противном случае последний может быть легко сломан при пуске двигателя в ход, если только в приводе к насосу не имеется специального механизма для автоматического выключения. Для подогрева лучше употреблять горячую воду, и лишь в крайнем случае паяльную лампу; в последнем случае должна быть проявлена максимальная осторожность, чтобы неФ и г. бподжечь топливо в карбюраторе; при этом кран, подводящий бензин из бака к карбюратору, следует закрыть. Проф. Е. А. ЧудаковПродолжение в следующем номереВНИМАНИЮ в этомЧИТАТЕЛЕЙ!НОМЕРЕ СДЕЛАН ПЕРВЫЙ ОПЫТ СОСТАВЛЕНИЯ СМЕННЫХ ПОЛОС ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ МОСКОВСКОЙОБЛАСТИ . В ТИРАЖЕ ЖУРНАЛА „ЗА РУЛЕМ, ПРЕДНАЗНАЧЕННОМ ДЛЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ТРИ СТРАНИЦЫ ОБЫЧНОГО МАТЕРИАЛА ЗАМЕНЕНЫ СПЕЦИАЛЬНЫМ МЕСТНЫМ МАТЕРИАЛОМ26