19
20
Гусеничный трактор „Катерпиллер" работает на прокладке нсвой дорогиИнж. Содман-МихайловДОРОГИдля ТРАКТОРОВ*тельно увеличить срок пригодности дорог для движения по ним тракторов. ф Действительность ив частности развитие военной техники настоятельно требуют в этой области чего то нового, каких то изобретений. -И вместе с тем весьма трудно рассчитывать на то, что мы найдем такой универсальный тип дороги, который был бы пригоденидля массовых автомобильных перевоз окидлядвижениятракторных колонн и танков. По всей вероятности нам придется на долгие годы признать несовместимыми требования, пред'являемые к автомобильным дорогам ик дорогам тракторным. И на тех направлениях, где мы предполагаем иметь оба вида движения нам придется строить двепаралельныхдороги — одну для автодвижения, другую для пропуска танков и тракторов. Дороги предназначаемые для этой последней цели будут носить характер простейших типов грунтовых дорог с облегченными техническими требованиями, на подобие тех, что в нексорых местностях крестьяне называют „летними путями". Эти „летние пути" необходимо приспособить для движения по ним танков и тракторов. А если таких путей в важных для нас направлениях нет,—мы должны построить их. Имеются предложения и иного порядка. Предлагают вместо того, чтобы дороги приспособить к тракторам сделать '"обратное и приспособить Тракторы и танки к дорогам снабдив их для этого особыми щитками, которые должны закладываться между шпорами по ободу колес и гусениц, перед тем как пустить Машины на мощеную или шоссейную дорогу. Но такие предложение может быть принято лишь как частичная мера, преимущественно Для условий работы в" сельском хозяйстве, где не приходится ожидать особенно большой густоты движения тракторных колонн. В условиях же будущей, войны оно вряд ли будет приемлемо, так как закладыванием таких щитковСВЯЗИ с механизацией безрельсового транспорта и перспективами моторизации армии, а также в связи с переходом сельского хозяйства на тракторную тягу во всю ширь встает вопрос о приспособлении дорог ко всем видам механического транспорта. В настоящее время нет двух мнений в вопросе о.том, что существующие шоссе нас не удовлетворяют, что нас не удовлетворяет и булыжная мостовая. Мы знаем, что во время маневров РККА 1929 г. шоссе было разрушено тракторами и танками в течение нескольких дней, между тем мы продолжаем строить шоссе и мостовые, т. к. не знаем, чем их заменить. Мы утверждаем, что грунтовые дороги не гарантируют в течение круглого года автомобильного движения, так как в периоды сильных дождей и£ особенно, в периоды весенней и осенней распутицы они все в той или иной степени загрязняются, а многие из них становятся совершенно непроезжими. Автомобили, особенно, если они идут в большом количестве, режут полотно дороги, месят грязь, вязнут в этой грязи, буксуют и многие машины быстро выходят из чстрся. Никаких расчетов движения транспорта, никаких графиков при таких условиях строить нельзя. Дороги покрытые каменной одеждой обеспечивают автомобильные перевозки, но в течение нескольких дней приходят в негодность, если по ним двигаюте:я танки и тракторы Все применяемые нами тракторы и танки как колесные, так и гусеничные, рассчитаны по конструкции колес и гусениц на передвижение не по твердым «аменным или бетонным дорогам, а по земле. Шпоры, которыми снабжены колеса и гусеницы тракторов и танков, в короткое время разворачивают и разрушают каменные и бетонные дороги, и сами чрезвычайно быстро снашиваются. Увеличение толщины шоссейной коры, гудронирование. увеличение размеров камня, идущего в мостовую и пр. могут лишь i езначи-В* В"порядке об&уждения' 19 мы с одной стороны значительно понизили бы тяговые свойства тракторов, с другой стороны такой мерой мы сильно усложнили бы их эксплоатацию, требуя при переходах .с/ .каменных дорог на грунтовые и обратно неоднократного снятия и одевания этих щитков. В условиях военных действий такая мера была бы чрезвычайно неудобна. Решение этого вопроса, приходится сейчас искать в приспособлении Дорог к движению механического транспорта,.и поскольку в этой области мы также очень далеки от какого бы то ни было радикального решения, мы вынуждены говорить О м.ерах хотя бы временного характера, потому что вопрос ~э*тот очень важен и не допускает промедлений. Мы будем его рассматривать совместно с вопросом о древ"о'насажДен"й?!х~ПО"сторбнамдйроги: Дело в том, что этот последний вопрос уже давно разрешен. Обсадка дорог деревьями применялась в России еще в Екатерининские времена на государственных трактах. Она практи куется и нами, главным.образом из тех соображений, что деревья, бросая тень на дорогу, тем самым маскируют происходящее по ней Движение. Но обычно древонасаждения делаются нами в один ряд с каждой стороны дороги, а следовало бы делать их в два ряда и более для того, чтобы дать возможность передвигающимся войскам и обозам в случае надобности сойди с дороги укрыться непосредственно под деревьями. Нужно поставить за правило производить эти насаждения правильными рядами, -чтобы Образовать по1 обе стороны от дороги ' аллеи и, если данная дорога покрывается каменной Или какой либо другой одеждой, приспособлять одну из таких аллей или обе, смотря по предполагаемому назначению дороги, в качестве .летнего" или „тракторного пути",' как условимся его именовать в дальнейшем. Несомненно, что устройство таких параллельных дорог потребует дополнительных ассигнований, которые не предусматривал сь проектами, но оно все же совершенно необходимо, так какдопуститьдвижение тракт оровитанков по мощеными шоссе йнымдоро га м—з'н ачитвтечениенескольких Дней ~йх: р азрушить ио ставитьармиюбездорО г. Стоимость трактирных путей будет весьма незначительна, потому что технические 'требования, пред'являемые к ним в отношении продольного-профиля, водоотвода, качества грунтов К пр. мйгут быть очень облегченными. Наиболее сложным вопросом при постройке тракторных1 путей является устройство переправ через водотоки. В большинстве случаев при пересечениях многочисленных, .мелких канав, ручьев и ;речек придется рядом с мостами на Основной,линии дороги строить для тракторных путей самостоятельные мосты; длина по настилу таких наиболее часто: встречающихся малых мостов составляет 24 м; и только в случаях переходов, через , крупные водоюки, воизбежание постройки больших параллельных мостов,.тракторные пути могут подводиться к основной линии дороги для совместного с нею пользования мостом. Устройство тракторных путей в условиях мирного/времени на много лет сохранит нам наши дорогостоящие мощеные дороги и шоссе. В условиях же военных действий оно в значительной степени поможет нам- попутно разрешить^ и другую проблему. А именно: езда по мощёным дорогам в безрессорных экипажах и повозках с колесами на железных шинах составляет крайнеенеудобство благодаря жесточайшей тряске- От этойтряскибудутстрадатьобо з"ы, артиллерия, вся материальная' часть войсковых частей и ра нень)е. — Бетонные и шоссейные дороги такой тряски не дают ис этой точки зрения они были бы хороши, но в нашем текущем строительстве такие дороги по многим причинам должны занимать весьма незначительное место. Главное место из разных типов твердых дорог занимают мощеные дороги. Это об'ясняется тем, что они являются относительно наиболее деше' выми. Постройка мощеных дорог более соответствует взятым нами темпам строительства, но мы даем себе отчет в том, что вполне удовлетворительными такие дороги будут только для автомобильных перевозок. Для тракторных перевозок и для перевозки раненых они будут плохи, и вряд ли можно рассчитывать на то, что в ближайшие годы мы сможем для избежания тряски сделать их гладкими. В разрешении этой проблемы для нас опятьтаки окажутся весьма полезными вышеописанные тракторные пути, которые будут нами использоваться не только по прямому назначению й позволят нам для разных видов транспорта и, главным образом, для перевозки раненых выбирать в различных условиях* погоды любую из двух параллельных дорог. В этих целях с главного пути должны быть устроены на тракторный путь удобные с'е'зды. Расстояние между1 этими с'ездами определяется условиями местности. Примерное их количество 1-3 на один километр дороги. , За границей ив частности во всех западноевропейских странах вопрос о Тракторных путах разрешается проще, потому что там имеется несравненно более густая сеть устроенных и исправных: дорог. В условиях военных действий там будет возможность в армейских и корпусных тылах, имея несколько параллельных дорог, подразделить их по назначению ив нужных случаях выделить - с пециальныедороги для движения тракторных и танковых частей. В наших же условиях, при невозможности в короткое время построить достаточно густую сеть, вопрос отракторныхпутяхявля ­ е тсячрезвычайноважными нужйо Признать совершенно необходимым ' его скорейшее разрзшение:.1 ИЬОЛЯ КОНЧАЕТСЯ ПОЛУГОДОВАЯ ПОДПИСКА на ЖУРНАЛ „ЗА РУЛЕМ" НЕ бТКЛАДЫВАЯ возобновите подписку ни второе полугодие 1930г.20 *