НА УХАБАХДОРОЖНОЙПОВИННОСТИ;А ЗАСЕДАНИИ президиума ЦС Автодора 16 мая был заслушан доклад; зам. нач. Главдортранса РСФСР т. Соловея о трудовой дорожной повинности и содоклад председателя г.орожной секции т. Дробниса. Применение закона о трудовой дорожной повинности имеет целью использовать активность и заинтересованность населения в преодолении бездорожья, являющегося узким местом в народном хозяйстве Союза. Между тем применение закона на практике не дает необходимого эффекта. Основная причина та, что местные органы власти слишком мало, а иногда и совсем не уделяют внимания организации трудповинности. В то же время закон о трудповинности построен так, что предполагает особую активность местных исполкомов в организации трудового участия населения. В законе прямо указано: „Привлечение сельского населения к трудовому участиюв дорожных работах допускается не иначе, как при условии, если про1изводство этих работ обеспечено необходимыми денежными средствами, материалами и техническим персоналом". На деле же получилось так, что рядриков, вместо того чтобы проявить особую активность в исправлении и строительстве районных дорог, использовал условность закона в сторону пассивную: „Раз, мол, нет средств, материалов и техников, то мы, значит, чисты"... И попросту не включали в свой бюджет прямых ассигнований на организацию и проведение трудповинности. Итоги проведения трудповиннос тив 1928/29 г. в есьманезначительн ы. По неполным сведениям с мест, исполнено работ в порядке трудповинности на сумму 4,7 млн. руб. и получено бесплатных материалов на 2,6 млн. руб. Главными причинами слабого применения закона были весьма недостаточный отпуск средств и отсутствие на местах низшего техперсонала. Башреспублика вместо 8 350 руб. отпустила... 434 руб. Западная область ассигновала 30 тыс. руб., вместо следовавших 178 тыс. и т. д. Подсчеты и планы дальнейшего проведения трудповинности дают следующее. Количество населения, привлекаемого в порядкетрудповинности, исчисляется приблизительно в 13 млн. мужчин иб млн. женщин. Если учесть неповсеместное проведение трудповинности в этом году и если считать среднее участие привлекаемых в3 дня, вместо допускаемых законом б дней в году,— то это должно в ценностном выражении дать 51,8 млн. рублей. На следующие годы пятилетки, при лучшей организации и более активном участии населения и особенно колхозов и совхозов,— намечено поднять количественную и качественнуюдолю трудповинности в строительстве дорог: до 192 млн. руб. в 1930/31 г., до 235,2 млн. руб. в 1931/32 г. и до 238,8 млн. руб. в 1932/33 г., всего за 4 года 717,8 млн. руб. Такой рост обусловливает повсеместное применение трудповинности и среднее участие привлекаемых для 1930/31 г. в 5 дней и для 1931/32 и 1932/33 гг.— в 6 дней. Особую роль, уже начинаяс этого года, в дорожномстроительстве должны сыгратькол хоз ы. Здесь надо найти новые организационные формы, которые приведут к активизации участия колхозных масс в дорожном хозяйстве . С читая , что дорожное хозяйство является неот'емлемой иважной частью всего хозяйства колхозов, необходимо провести твердый принцип, согласно которому ice дороги внутриколхозного значения строятся и содержатся самими колхозами, их силами и на их средства. Чтобы учесть ряд новых факторов в сельском хозяйстве (коллективизация, тракторизация и т. д.) и устранить существующие недочеты в проведении трудповинности,—необходимо внести в существующий закон изменение, которое сводится к следующему: вместо условного , необходимо установить обязательное повсеместное проведение трудповинности ежегодно в твердо определенном об'еме. Трудповинность должна быть также распространена на гужсилу в размере б дней в году. При этом в законе должно быть ясно указано, что содержание и устройство дорог внутрихозяйственного значения (полевых) как при единоличном, так и при коллективном хозяйстве относится целиком и полностью к обязанностям хозяйствующего населения. Что же касается трудповинности, то она проводится исключительно на дорогах общественного пользования. О тветственностьместныхсов ето в за своевременную подготовку и организацию трудповинности должна быть твердо обуслолена законом, при чем местные бюджеты обязаны предусмотреть специальные ассигнования на организацию и проведение трудповинности. На местные дорожные органы должна быть законом возложена обязанность оказать техническое содействие при устройстве и содержании дорог внутрихозяйственного значения. В первую очередь содействие должно быть оказано колхозам. Трудовой дорожной повинности предстоит выполнить громадную, задачу: привести в проезжее состояние 1108 тыс. км естественных грунтовых дорог, которые по пятилетнему плану должны получить культурный вид. Центральную роль в проведении этой огромной задачи должна сыграть автодоровская 15