ПЯТИЛЕТКАТРАКТОРОСТРОЕНИЯСталинградского завода правительство останоРОБЛЕМА широкого тракторостроения вилось на тракторе „Интернационал" мощностала во весь рост за последние два стью в 15—30 л. с , который дал хорошие резульгода. таты при»'й"спытаниях на разнообразных почвах До этого .времени тракторостроение 4 Союза. Опытные работы, кроме того, показали в СССР происходило )' главным образом, на двух надежность его' конструкции и достаточную заводах: Харьковском паровозостроительном мощность для ряда районов. и Ленинградском Путиловском. Харьковский Для Харьковского и Челябинского заводов завод производил гусеничные тракторы, „Комбыл принят трактор более Мощный, типа „Катермунар". Тракторные мастерские Путиловского пиллер"; для Харьковского завода намечен завода выпускали „Фордзоны". Количество выпу„Катерпиллер" в 25 л. с , а для Челябинского — скавшихся тракторов было незначительно и шли в 50 л. с. на крюке. Эти тракторы, имея гусеони отчасти на нужды промышленности для ничный ход, оказывают на почву гораздо меньтяжелых перевозок по плохим-дорогам И отчаше вредного влияния, чем любой колесный сти для сельского хозяйства. трактор. Кроме того они удовлетворяют тр^ боВ 1926 г. коллегия Главметалла впервые ваниям таких крупнейших областей, как Сибирь, поставила вопрос о постройке специального Сев. Кавказ и Урал. Сейчас, в виду того, что тракторного завода. Дальнейшая разработка этопроизводство „Катерпиллеров" требует отсрочго вопроса вылилась в 1927 г. в задание ВСНХ ки, а нужды сельского хозяйства не терпят отлана проектировку Сталинградского завода произгательства,— решено Харьковский тракторный водительностью на 10 тысяч тракторов в одну завод дублировать по типу Сталинградского засмену и на 20 тысяч в две смены. Окончательвода, поставив на нем производство тракторов ное решение о Сталинградском заводе было „Интернационал". Это тем более своевременно, принято в декабре 1928 г., когда правительство что на Сталинградском заводе уже накоплен допостановило строить этот завод с широко, разстаточный опыт для постройки такого завода. вернутым американским производством в 40 тысяч тракторов в год. Ровно через год, в декаХарьковский паровозостроительный завод бубре 1929 г., в виду огромного роста колхозного дет производить гусеничные тракторы типа движения, было решено, что строящийся Ста.„Коммунар"—в 1929/30 г.—1 000 штук, в 1930/31 г., линградский, завод будет поставлен на непре1931/32 и 1932/33 г. по 1 500 шт./.а всего с прорывное прои водство, что даст возможность шлым годом тракторов мощностью в 50—75 л. с. — выпускать 50 тысяч тракторов в год. 5 700 шт. Ставшая во весь рост проолема тракторизации Путиловский завод будет выпускать „Фордзостраны конкретизировалась дальше в виде ны" мощностью в 10—20 л. с ; в 1929/30 г.—12 тыс., проектирования ряда заводов — гигантов трак1930/31 г.—20 тыс., в 1931/32 и 1932/ЗЗг. по ЗГ ты:., торостроения такого же масштаба, как Сталина всего за пятилетие (считая и 1927/28г.) 95 050 ш г. градский. К концу 1929 г. мы имеем уже офорСталинграде ий тракторный завод должен мленные планы нового Харьковского тракторвыпустить тракторы „И тернационал":15—30 л. с. ного завода и Челябинского Тракторостроя. в 1929/30 г . - 2 тыс., в 1930/31 г.— 25 т., в 1931/32г.— Каждый из этих двух заводов—гигантов должен 40 тыс., в 1932/33 г.—50 тыс., а всего за пятиледать столько же, сколько Сталинградский завод, тие—117 тыс. „Интернационалов". Сейчас Стат.-е. по 50 тысяч тракторов в год при разверлинградский завод сам выдвигает программу нутом непрерывном производстве. В это же будущего года с увеличением на 10 500 штук, время решается судьба тракторных мастерских т.-е. он берется изготовить в 1930/31 г. 35 500 Путиловского завода, которые развертываются тракторов, но это обязательство должно быть в крупнейший тракторный завод производительподвергнуто дополнительному обсуждению. ностью в 20 тысяч тракторов. Харьковский тракторный завод должен, выпуСейчас мы* уже находимся на следующем этастить „Интернационалы" в 15—30 л. с. за оставпе, и помимо четырех разворачивающихся шиеся 3 года в количестве 81 500 тракторов, гигантов тракторостроения, — правительством (по годам: в 1930/31 г.—1 500, в 1931/32—30 000 дано задание ВАТО ВСНХ заняться конструкцией ив 1932/33 г.—50 000). универсального трактора для нужд различных Челябинский тракторный завод должен за отраслей сельского хозяйства. Будущий универоставшиеся три года дать 71 500 тракторов типа сальный трактор, технически усовершенство„Катерпиллер" 50—60 л. с , (по годам: в 1930/31 г. ванный, будет сосредоточен на специальном —1 500, в 1931/32 г. — 30 000, в 1932/33 г. 40 000). заводе. Кроме того, дано задание о проектиВсего за пятилетие эти пять заводов тракторовке завода тракторов пропашных культур. ростроения должны выпустить 377500 трактоВопрос о типе тракторов для каждого завода ров различной мощности. При переводе это подвергался целому ряду технико-агрономичедает около 8 млн. механических лош.^ сил, ских и хозяйственно-экономических прорабокоторые будут работать в сельском хозяйстве, ток, в основном же решено держаться строгой а частью в промышленности. стандартизации. При выборе типа и марки дляППУСК СТАЛИНГРАДСКОГО ТРАКТОРНОГО ЗАВОДА —ЛУЧШИЙ ПОДАРОК XVI ВСЕС ОЮЗНОМУПАРТИЙНОМУ СЕЗ.ДУ28