22
23
Пооф. И. ГоибозПОАМОчеркЕРИКЕпятыйИсследовательская работа „ Д женеральМоторе " поставлена широко, но усиленно засекречена — Т ехни ­ ческий комитет под лозунгом: ,,Ум, не предубежденный к новым идеям • — Раоота лабораторий удешевила автомсбиль с 1.500 долларов до 600 долларов. — Примесь этила к бензину увеличила мощность мотора. — Изучение структуры металлов.ческой, топлива, металлургической, электротехАРАЛЛЕЛЬНО с колоссальным развитием нической, световой и друг.; 2) м еханиче ­ автомобильного производства вСАСШшироковедетсяиисследова ­ с кийс секциями: специальных проблем, термодинамической, динамометрической и друг.; тельская работа. В смысле масштаба и глубины этой работы 3) о бщийотдел , включающий конструкторобращает на себя внимание .^Дженераль Моское бюро, лабораторию по механическому испытанию материалов, опытные мастерские, торс", которая затрачивает большие средства секцию технических на исследования в данных, счетное бюро» области автомобильбиблиотеку и др. ного дела. В, технический коКапиталистичемитет входят: заведус кие условияСЯСШ и ющий отделом патенбольшая конкуренция тов„Компании", ответсоздают замкнутость ственные инженеры. 'изысканий и работы лазаведующие отдельбораторий. Вследствие ными частями этих лаэтого, в эти лаборатобораторий и испытарии очень трудно потельного поля. Технипасть и подробно озческий комитет об'единакомиться с их ор- няет всю исследоваганизацией, оборудотельскую работу лабованием и работой. раторий и опытного Исследовательполя. Технический кос кая работа „Дженемитет занимается устараль Моторс" произновлением планов раОдин из участкоЕ опытного поля „Дженераль водится влабора ­ боты, обсуждением реMOTODC" ториях, сосредотозультатов исследоваченных в одном громадном здании в центре Детройта на Большом тельской работы и изучением отдельных частей бульваре и на испытательномполе , всей организации и устанавливает целесообразность проведения в производство тех или иных находящемся в 70 км от Детройта. Изобретений, той или иной конструкции. Эти два исследовательских Пункта отделены от производственной работы заводов „КомпаВ лабораторияхи на испытатель ­ нии", имеющих свои производственные лан омполеизучаетсявсе , что представборатории, занятые текущей повседневной раляет интерес изпоявляющихся конботой, непосредственно связанной с производс трукцийвавтомобилях , тщательно ственными процессами. изучаются все предложенияновыхкон ­ „Дженераль Моторс" владеет рядом заводов 4струкций , изменений в производственных и производит автомобили „Шевроле", „Бюик", процессах всегомираи т. д. „Кадиллак", „ОльдстМобиль", „Понтиак", „ОкКомитет работает под лозунгом: „ Н епреланд " и др . — всего более двух миллионов в год. На предприятиях „Компании" работает около дубежденныйкновымидеям ум". Оддвухсот двадцати тысяч рабочих и свыше 1.200 нако, из тысячи идей и проектов, изученных инженеров. Среди них много европейцев. Амев лабораториях и рассматриваемых комитетом риканцы охотно покупают европейскую науку, в течение года, лишь немногие проводятся в равно как и искусство. Этот инженерный штаб, жизнь. Часть предложений отвергается оконответственный за все производство, обладает чательно, часть подвергается переработке. Но в автомобильном деле более чем дватцатилет- э тотнезначительныйпроцент представляет собой такую ценность, что окупает ним опытом. все расходы по изучению . Во главе исследовательских лабораторий стоит президент итехническийкоми ­ Лаборатории представляют собою оборудот ет „Компании". Непосредственное заведыва- ванное по последним достижениям, науки и ние лабораториями находится в руках главного техники, грандиозное здание^ Здание лаборадиректора, у которого имеются два заместиторий соединено, туннелем с-расположенным теля — коммерческий директор и технический напротив через улицу громадным зданием правдиректор. ления. Лифты-экспрессы с громадной скороВсе лаборатории и учреждения делятся на стью, но мягко поднимают и спускают в любые три отдела: 1) н аучныйс секциями: хими- этажи здания.П22 Получить разрешение на пропуск в лаборатории очень трудно; оно выдается лишь директорами правления. Попавшим в лаборатории отнюдь не открываются секреты, связанные с подготовляющимися к производству новыми конструкциями и т. п. Ценою упорного, тяжелого и терпеливого труда, путем бесчисленных опытов, изучения, обсуждений появляются новые конструкции и путем рацйонализацииудешевляется производство отдельных процессов. Исследовательская работа лабораторий привела к удешевлению автомобиля с1 500 долларов в 1920 году до 500 долларов в настоящее время, "при одновременном его улучшении в конструкции ив качестве. Среди секций научного отд ела видное место занимает хи ­ м ическаясекция . Она занимается самыми разнообразными вопросами изучения химического состава и свойств материалов, применяемых в производстве, изучением'топлива и масел, выработкой' Окрашенны е планшетки на несколько лет выставляются под новых материалов для производдействие ветра, солнца, дождя и снега ства. ность, пока не 'установили, что причиной стуНапример, в химических лабораториях долго ков является сам бензин, как топливо, не даюис али красивую и вместе с тем устойчивую щее нормальных условий работы мотора. Перед краску против царапин, трескания и воздействия атмосферных влияний. Все увеличиваюхимиками встала^ новая задача —изыскать вещество, которое в соединении с бензином упощееся автомобильное производство требовало, чтобы эта краска вдобавок быстро сохла- Хирядочило бы процесс сгорания и не давало бы. стуков. Было испробовано множество составов мическая секция много поработала, прежде топлива. « чем открыла скоросохнущую краску (побочный продукт при изготовлении взрывчатых веществ), После долгих изысканий остановились на известную под именем „ Д уко " . Этой краской этиле , введение которого в топливо улучв настоящее время окрашиваются кузова и чашает процесс горения и предохраняет от сти автомобилей. _ преждевременных вспышек бензина, сопровоРазличные составы и сорта краски испыты- ждаемых стуками в моторе. Этил позволил появиться моторам с повышенваются посредством окрашенных планшеток, выставленных на годы под действие солнца, ветра, ной мощностью. дождя, снега, сажи и грязи. Непосредственно с секцией топлива связана изыскательная работа покарбюрации , по Окрашенные планшетки подвергаются также интенсивному влиянию "ультрафиолетовых луизысканию наиболее рационального использования топлива в моторах путем автоматическогочей, а потом промываются водой. Этот процесс изменения пропорции воздуха с горючим, его равносилен месяцам службы. Б ольшуюрольвсистеменаучно ­ наилучшего смешения, регулирования и подачи в мотор. го отделаиграетсекциятоплива . В конструкциях современных автомобилей! Секция занята изысканием наилучшего топлива для автомобилей и наилучшего его исприменяются по крайней мере пятнадцать разпользования. Много времени было посвящено личных металлов. исследователями определению природы стуков (Окончание следует) в моторах, в результате которых падала их мощПроф. И. ГрибовНовый исследовательский дорожно-автомобильный институтРЛАВДОРТРАНС разработал план организации • опытно-исследовательского дорожно-автомобильного института РСФСР. Институт будет находиться в ведении Главдортранса РСФСР. Назначение института — научная разработка вопросов дорожно-автомобильного транспорта, подготовка исследовательских кадров и широкая популяризация исследовательских достижений. Для постройки института потребуется площадь в 5—8 га. Стоимость основных зданий с оборудованием ориентировочно исчислена в8 млн. руб. Институт предполагается рткрыть 1 октября этого года, разместив его пока во временных помещениях. 23