К. БенуаИЗУЧЕНИЕПОГОДЫиДОРОГАВ своей статье автор, работник Ленинградской главной геофизической обсерватории, выдвигает вопрос об участии автодоровцев на местах в новой т. н. дорожно-синоптической службе. Редакция, считая этот вопрос интересным, надеется, что, несмотря на новизну этой задачи для многих наших читателей, статья т Бенуа будет прочитана с несомненным вниманием и из нее будут сделаны соответствующие выводы.ЗВЕСТНО, что из 3000000 км безрельсовых дорог СССР не покрыто одеждою свыше 2 980000 км грунтовых дорог, значение которых в хозяйственной и культурно-бытовой жизни Союза громадно. Полотно грунтовых дорог совсем или почти совсем (у профилированных и улучшенных дорог) беззащитно подвергается всем воздействиям метеорологических элементов.-Результат—осенние и весенние распутицы , из-за которых безрельсовый транспорт в течение 5—7 месяцев ежегодно испытывает затруднения, а временами не работает вовсе. Наши зимние (санные) дороги тоже совершенно беззащитны от явлений погоды. По данным Госплана, потери, причиняемые Союзу распутицами, определяются в2миллиардарублейв год. На дорожное строительство по пятилетнему плану будет вложено 5 миллиардов рублей, что позволит к концу пятилетия улучшить, однако, „только" около 300 000 км грунтовых дорог; „только" потому, что при всей величине этой цифры — э товсего 100/0 общегопротя ­ ж ениянашихдорог . Таким образом, еще долго на подавляющем большинстве наших безрельсовых дорог осенниеивесенниераспути цы бу дут оставаться явлен ияминормальными . Необходимо поэтому теперь же — помимо всемерного напряжения дорожного строительства — сделать вседлясниженияпотерь из за бездорожья. Одной из мер для снижения этих потерь должно явиться планированиесвязан ­ ных огужевымтранспортом хозяйственных операцийв зависимости от степенипроезжаемости грунт овыхдорог , подобно тому как эти операции планируются сообразно тем или другим метеорологическим факторам (морозы, оттепели, дожди и пр.). Для этого оргачы, планирующие операции должны быть информированы о степени проезжаемости грунтовых дорог в различных районах СССР в данный момент, и, по возможности, о предстоящих в ней изменениях, в связи с ожидаемой погодой. Опыты изучения проезжаемости дороги в связи с погодой были проделаны в 1927 — 28 г. главной геофизической обсерваторией совместно с научно-исследовательским автодорожным институтом (ЦНИУ НКПС) в двух небольших районах. Они дали удовлетворительные результаты ив 1929 г. опыт был повторен в более широком масштабе, охватив значительную территорию европейской части Союза. Основываясь на этих опытах, Гидро-метеорологический комитет СССР приИСовнаркоме СССР организует сейчас дорожJно -с иноптичеекую ) с лужбу ; за 1,ачи ее — и нформация планирующих органов и организаций о степени проезжаемости грунтовых и санных дорог в различных районах СССР иизучение проезжаемости дорог в связи с условиями погоды, чтобы предв ид еть эти изменения Основой дорожно-синоптической службы, которая войдет в состав грунтовых и санных дорог, должны служить сведения, поступающие ссетидорожн о-с иноптических наблюдательных пунктов. В качестве основных пунктов этой сети привлекается часть метеорологических станций, Но так как район, освещаемый каждой из них, сравнительно невелик, а сеть их недостаточно густа, то для освещения районов между основными пунктами должна быть организована сеть вспомогательных наблюдатет ельныхпунктов , работающая на осно ­ вах добровольных корреспондент ов . В этой работе должны принять ближайшее участие и низовые коллективы наших добровольных обществ, и прежде всего — Явтодора и Осоавиахима. Участвуя в этой работе автодоровцы докажут, что они не только авто но идоровцы . Ячейки, желающие принять участие в этой работе, приглашаются сообщить об этом открытками (с точным указанием адреса) в Главную геофизическую обсерваторию ( Л енинград 26, В. О., 23 лини я, д. 2. Д ороги ) . Работа вспомогательных наблюдательных пунктов дорожно-синоптической сети будет вестись по специальной вырабатываемой сейчас инструкции. В основу ее будет положена инструкция основным наблюдательным пунктам сети, но со значительным сокращением программы работ. Инструкция будет разослана всем ячейкам, выразившим согласие участво вать в этой работе, чтобы к началу осенней распутицы этого года вспомогательная сеть добровольных корреспондентов уже приступила к работе. В чем суть этой работы? Каждая ячейка выделяет одного из своих членов, в качестве старшего наблюдат еля данного вспомогательного пункта. По инструкции, он руководит работой своих това!) От древне-греческого: „синоптикос" —способный видеть все вместе, т.-е. обозревать. Синоптическими картами называются общеизвестные карты погоды, а синоптикой — тот отдел погодоведения, который занимается их составлением, изучением и предсказыванием погоды на основании этих карг,